«У меня грязное и тяжелое ремесло. Я – живописец»: подборка фильмов о великих художниках
Мода на фильмы о художниках никогда не пройдет: кому не хочется прикоснуться к прекрасному, хоть на часы почувствовать себя избранным, гением? Но зачастую жизнь великих мастеров кисти не так безоблачна, как их творения. Достаточно вспомнить фильмы, увидевшие свет не так давно: «Девушка из Дании», «Дикарь», «Ван Гог. С любовью, Винсент», а сейчас идут съемки картины о Пикассо с Антонио Бандерасом. И все это попытки постичь невероятный мир художника, который на поверку несет в себе в равных долях и талант, и трагедию. Tricolor TV Magazine решил вспомнить другие киноленты о жизни и творчестве знаменитых живописцев.
СЕРАФИНА ИЗ САНЛИСА
Страна: Франция, Бельгия
Год: 2008
Режиссер: Мартен Прово
Главные роли: Иоланда Моро, Ульрих Тукур
Трагическая, но отороченная светом и чистотой история о французской художнице-самоучке Серафине Луи. О ее жизни известно немного. Она начала заниматься живописью в зрелом возрасте. Почти всю жизнь, оставшись сиротой еще в детстве, работала пастухом и служанкой в богатых домах Санлиса. Крохи денег тратила на аренду жилья и покупку холстов и кистей, а краски чаще делала сама. Потому картины Серафины Луи отличаются невероятным переливом красок, повторить которые невозможно. Она жила по зову сердца и верила, что творит по воле Бога. Умерла от голода и без ухода в больнице для душевнобольных.
Фильм «Серафина из Санлиса» про то, как божья искра может обернуться пожаром, а невероятно хрупкий мир художника – безумием. Серафину Луи превосходно изобразила Иоланда Моро – женщиной неопределенного возраста, некрасивой, неуклюжей, чуднóй. Именно такой – городской сумасшедшей, какой, наверное, и была настоящая Серафина из Санлиса, к счастью, успевшая подарить нам хоть немного своих полотен, на которых удивительные, яркие и волшебные цветы ее огромного внутреннего мира.
МОЯ ЛЕВАЯ НОГА
Страна: Ирландия, Великобритания
Год: 1989
Режиссер: Джим Шеридан
Главные роли: Дэниэл Дэй-Льюис, Бренда Фрикер
Экранизация одноименной автобиографии ирландского художника и писателя Кристи Брауна. Он с рождения страдал от неизлечимого недуга – церебрального паралича. В течение всей жизни послушными оставались лишь пальцы на левой ноге Брауна, с помощью которых, будучи еще ребенком, он научился писать и рисовать. Но, несмотря на такие серьезные лишения, эта кинолента вовсе не о страданиях и муках. Это фантастически жизнеутверждающий фильм о том, что вопреки всему и благодаря близким человек может научиться радоваться жизни и обрести личное счастье. Эта картина о материнской любви и преданности сына. Фильм о мужестве и упорстве человека жить, причем не только для себя, но и для других.
Главные роли в этом фильме исполнили сэр Дэниэл Дэй-Льюис и Бренда Фрикер. Их работа в картине выдающаяся, что подтверждается премией «Оскар», врученной в 1990-м обоим актерам за воплощенные ими образы. При этом Бренда Фрикер, исполнившая роль матери пораженного неизлечимой болезнью сына, безупречно отразила внутреннюю силу, стойкость, решимость и вместе с тем удивительную нежность женщины, сердце которой и есть ее ребенок. Думается, актриса могла вовсе не произнести ни единой фразы в фильме – настолько сильный, проникновенный и магнетически глубокий ее взгляд.
ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГО
Страна: Великобритания, Испания
Год: 2008
Режиссер: Пол Моррисон
Главные роли: Хавьер Бельтран, Роберт Паттинсон
Невероятно чуткая, трогательная и одновременно с этим страстная, даже жестокая история великой дружбы двух гениев – художника Сальвадора Дали и поэта Федерико Гарсии Лорки. Отношения между двумя испанцами были особенными с первого дня их знакомства в мадридском университете. Впрочем, два удивительно ранимых гения Дали и Лорка так и останутся друг для друга параллельными мирами. Лорка, будучи всегда открытой и чувствительной натурой, никогда не скрывал своих внутренних терзаний. Дали, напротив, имея не менее тонкую душевную организацию, с годами выработал защиту иного характера – тысячи масок безумства, вздорности и эпатажа стали неотъемлемой частью его жизни. Страх быть уязвленным не позволил Дали однажды признаться в глубокой сердечной привязанности к Федерико. Это была их последняя встреча. Совсем скоро Федерико Гарсиа Лорка будет расстрелян. А Сальвадор Дали, говорят, так и не сможет простить себе молчания. И перед тем как уйти в мир иной, гениальный художник произнесет самозабвенно: «Лорка, я иду к тебе...».
ВАН ГОГ: ПОРТРЕТ, НАПИСАННЫЙ СЛОВАМИ
Страна: Великобритания
Год: 2010
Режиссер: Эндрю Хаттон
Главные роли: Бенедикт Камбербэтч, Джейми Паркер
Это хоть и документальный фильм, но выполненный в игровой манере. Кинолента поставлена по письмам Винсента Ван Гога к брату Тео и охватывает почти всю творческую жизнь великого художника. Не секрет, что Винсенту помогал брат: он поддерживал его не только материально, но и всячески подбадривал, не переставая верить, что картины Винсента оценят по достоинству. В свою очередь Винсент был благодарен Тео, но со временем его поглощало чувство вины перед братом, он все больше убеждался в том, что является тяжкой ношей для всей семьи.
Этого всегда всклокоченного, рыжеволосого и чудаковатого голландца в документально-игровом фильме отменно исполнил Бенедикт Камбербэтч еще до своей звездной роли Шерлока. Будучи не слишком похожим внешне с Ван Гогом, британец сумел настолько тонко прочувствовать художника, что внешнее сходство на экране не имеет значения.
ФРИДА
Страна: Мексика, Канада, США
Год: 2002
Режиссер: Джули Тэймор
Главные роли: Сальма Хайек, Альфред Молина, Антонио Бандерас, Роджер Рис
Байопик о представительнице наивного искусства и сюрреализма Фриде Кало. Фильм рассказывает о трагической судьбе мексиканской художницы, но, как известно, сама она никогда не позволяла чувствовать себя сломленной и обреченной, оттого свою жизнь она пыталась заполнить светом и цветом. Во Фриде Кало не было фальши, она пренебрегала условностями и ненавидела притворство. Эта история, несмотря на всю ее трагичность, легка, она может быть воспринята и понята любым зрителем. Поклонникам творчества Кало будет весьма любопытно понаблюдать детальное воссоздание сюрреалистических образов Фриды. А ценителям непопкорнового кино наверняка покажутся интересными задумки авторов проекта, благодаря которым в фильме события из жизни Фриды Кало вмиг становятся ее полотнами, а затем снова превращаются в реальные киносцены.
Художницу на экране воплотила Сальма Хайек. Являясь большой поклонницей Фриды Кало, актриса давно мечтала получить эту роль. Впрочем, сыграть Кало хотели и Дженнифер Лопес, и Мадонна. Однако родственники Фриды Кало видели именно в Сальме Хайек наибольший потенциал. И в итоге не разочаровались, впечатлившись игрой актрисы настолько, что Сальма Хайек получила в подарок от племянницы Фриды ожерелье художницы.
МОНПАРНАС, 19
Страна: Италия, Франция
Год: 1958
Режиссер: Жак Беккер
Главные роли: Жерар Филип, Анук Эме
«Монпарнас, 19» – это кинолента о замечательном итальянском художнике и скульпторе Амедео Модильяни. Но речь пойдет в фильме не о том Модильяни, картины которого сейчас уходят с молотка за десятки миллионов, а о последних годах его жизни – времени, когда он отчаянно любил, творил и страдал от нищеты. Это фильм о молодой женщине, которая стала для разуверившегося в самом себе живописце единственным лучиком света, надеждой и музой, – Жанне Эбютерн. Пылкий любовник, бунтарь и горький пьяница, 33-летний Модильяни, восхищенный красотой молодой французской художницы, сделал ее своей главной моделью и позднее успел изобразить возлюбленную на более чем 25 полотнах. У них все могло получиться, если бы не болезнь Модильяни, подкосившая его и так слабое здоровье из-за постоянных душевных самоистязаний и пристрастия к алкоголю. К сожалению, такова участь многих художников, опережавших время в искусстве. У Амедео и Жанны был страстный роман, вылившийся в рождение дочери. Однако спустя всего три года семейных забот Модильяни скончается от туберкулеза. А беременная вторым ребенком Жанна Эбютерн, обезумев от горя, уйдет из жизни добровольно спустя день после кончины мужа…
Главные роли в фильме сыграли к тому времени уже звезда французского кино Жерар Филип и на момент съемок еще малоизвестная парижская актриса Анук Эме.
ЭДВАРД МУНК
Страна: Швеция, Норвегия
Год: 1974
Режиссер: Питер Уоткинс
Главные роли: Геир Уэтсби, Иселин Баст
Документальный фильм с элементами игрового кино снял оскароносный режиссер, автор многих документалок, британец Питер Уоткинс. Лента рассказывает о жизни и творчестве норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, которого в нынешнее время знают в основном лишь по единственному полотну «Крик». В ленте Уоткинса повествование сочетается с закадровыми комментариями, отступлениями и съемками при участии непрофессиональных актеров. Они даже высказывают свое мнение, правда, нередко нелестное, о картинах Мунка. Тем не менее знаменитый норвежец Мунк остается по сей день одним из немногих художников во всем мире, кто был признан при жизни и не влачил нищенское существование. Правда, Мунку, пережившему в детстве потерю близких ему людей, больше всего страданий принесли женщины, которые либо использовали его, либо преследовали. И все увлечения художника заканчивались трагически...
ПОЛЛОК
Страна: США
Год: 2000
Режиссер: Эд Харрис
Главные роли: Эд Харрис, Марша Гей Харден
Новатор в американской живописи – Джексон Поллок. Его открыла миру абстракционизма в 1941 году художница Ли Краснер, впоследствии ставшая его верным крылом. Она терпеливо поддерживала его в моменты безденежья, боролась с его пристрастием к алкоголю и уступала ему в неконтролируемых приступах гнева. Увы, их счастье было недолгим: внутренние демоны, терзавшие душу Поллока, толкали его на путь саморазрушения. Он погиб в 1956-м в автокатастрофе, находясь пьяным за рулем. Фильм «Поллок» – это практически авторский проект актера Эда Харриса, пытавшегося в течение почти десяти лет найти деньги на эту картину. Он также сыграл главную роль и срежиссировал фильм. Можно по-разному относиться к творчеству Поллока: одни видели в его работах новые веяния в искусстве, другие называли «еще большим ничто», чем британский живописец Тернер. Но уважение испытываешь к американцу только за то, что он верил в то, что творил. А Эд Харрис талантливо изобразил это в своем фильме: он отчаянно эмоционально, чрезвычайно харизматично и импульсивно выдал натуру творческого негодяя – амбициозного и темпераментного Джексона Поллока, которому прощалось если не все, то многое за его Богом данную избранность…
Актриса Марша Гей Харден получила «Оскар» за работу именно в этом фильме, сыграв Ли Краснер, художницу не менее способную, но на долгое время оставившую свои занятия живописью ради более одаренного, по ее мнению, мужа. И Марша Харден показала эту жизнь с гением блестяще. За что и была вознаграждена главной кинематографической премией.
ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ С ПИКАССО
Страна: США
Год: 1996
Режиссер: Джеймс Айвори
Главные роли: Энтони Хопкинс, Наташа МакЭлхоун, Джулианна Мур
Эта кинолента (дословное название «Выжить после Пикассо») – больше хронология жизни женщин рядом с Пабло Пикассо и лишнее доказательство той простой истины, что приватизировать гения невозможно. Находиться рядом с гением и иметь при себе чувство собственности – непозволительная роскошь, в противном случае есть огромная вероятность лишиться рассудка или жизни. Фильм снят по мотивам книги Арианны Стасинопулос Хаффингтон «Пикассо: создатель и разрушитель». Это произведение, в свою очередь, опирается на автобиографию Франсуазы Жило, «выжившей» после совместно проведенных с Пикассо десяти лет. Пикассо, будучи женатым или состоявшим в отношениях с кем-то из женщин, никогда не отказывался от холостяцких привычек. Ему нужны были музы, восхищавшиеся его творчеством, и постоянная их смена – для новизны ощущений.
В фильме роль Пабло Пикассо сыграл Энтони Хопкинс, которому, безусловно, удалось изобразить нестабильную творческую личность великого испанца: вечно молодого гения, эгоцентричного, увлекающегося, веселого, с юношеским задором и невыносимого одновременно. Однако в этом он весь – Пабло Пикассо.
ШАГАЛ – МАЛЕВИЧ
Страна: Россия
Год: 2013
Режиссер: Александр Митта
Главные роли: Леонид Бичевин, Кристина Шнайдерман
Несмотря на почти вековую жизнь Марка Шагала (он умер, не дожив до столетия всего два года и три месяца), о великом художнике до недавнего времени не было снято почти ни одного фильма. Есть только мультфильм нашего режиссера Андрея Мельникова «Страсти по Шагалу», а также несколько короткометражек с редкими кадрами Шагала за работой. Возможно, это происходит потому, что жизнь Шагала была настолько многогранной, богатой на события и творческие открытия, что не каждому режиссеру под силу справиться с этой великой глыбой витебской души. Российский режиссер Александр Митта попытался объять необъятное, тем более что мысль создать фильм о выдающемся художнике зрела у постановщика несколько десятилетий. Насколько удалась картина, судить зрителям. Но точно стоит поблагодарить художников киногротеска «Шагал – Малевич» за декорации старого Витебска, за созданные специально к фильму огромные полотна молодого Шагала и за неожиданно приобретающие цвет черно-белые кадры, раскрашенные художниками проекта вручную. Ну и знакомая нам техника (по картине «Фрида»), когда в фильме «оживают» полотна или, наоборот, кадры застывают в произведении искусства, удачно и к месту применена и в «Шагале – Малевиче».