«Хоббит» в формате HD
4 и 5 сентября канал «КиноПремиум HD» покажет картины «Хоббит: Нежданное путешествие» и «Хоббит: Пустошь Смауга» в формате высокой четкости.
ДВЕРЬ В ДРУГОЙ МИР
Произведение «Хоббит, или Туда и обратно» было опубликовано в 1937 году
История возникновения сказочной повести «Хоббит, или Туда и Обратно» сама по себе похожа в чем-то на сказку. Самый обыкновенный профессор английской литературы Джон Рональд Руэл Толкин тихо-мирно сидел и проверял студенческие работы. Работы, по-видимому, были очень плохие, и профессор, задумчиво подперев щеку рукой, начал рисовать на полях тетради каракули. Вдруг что-то на него нашло, и он, совершенно случайно, вместо «Никуда не годится, два», написал какую-то ерунду, типа «Мама мыла раму». Хотя нет, написал он совсем другое. И даже не понял сначала, что именно он в задумчивости написал.
«В земле была нора, а в норе жил-был хоббит», — вот что он написал. Ключ повернулся в замке, замок щелкнул. Нелепая фраза отворила дверь, за которой открылся целый волшебный мир. За эту дверь стоило заглянуть. Профессор посмотрел, почесал в затылке, осторожно толкнул дверь и вошел внутрь.
Так началась история одного из самых удивительных приключений в истории литературы, а затем и кино — истории Средиземья. История путешествия не только хоббита, но и самого автора в новом и дивном мире, очень скоро, впрочем, оказавшегося древним, но от этого не менее фантастическим.
МОРФОЛОГИЯ СКАЗКИ
Написанный в 30-х гг прошлого века «Хоббит» в целом повторяет основные закономерности фольклорной сказки, приблизительно в то же время выведенные советским ученым В. Я. Проппом. Есть главный герой, отправляющийся в опасное (погибельное, как иногда говорят), путешествие; есть темный лес, через который нужно пройти; есть дракон, которого нужно победить, и, забрав у него некий волшебный предмет (яйцо, которое дает злодею жизнь и власть), вернуться с почестями на родину. Конечно, Толкин Проппа не читал и доверялся больше своему собственному знанию раннесредневековых источников: «Беовульфа», «Песни о Нибелунгах», «Старшей Эдды». Именно из этих источников, в первую очередь, из скандинавских саг, выдернуты имена героев: Гэндальфа и гномов (впоследствии скандинавское имя достанется и племяннику Бильбо — Фродо). Имена Смауга и Беорна — англосаксонского происхождения; Смауг, вообще, очевидно списан с дракона Фафнира из «Беовульфа».
О готовности начать работу над фильмом по книге «Хоббит, или Туда и обратно» было объявлено еще в 2004 году
При этом необходимо понимать, что и «Беовульф», и «Нибелунги» равно восходят к этому архетипическому источнику, к схеме, которая жестко сидит в голове у любого скальда, барда или даже какого-нибудь казахского бахсы. Всё, что делает автор, это наращивает мясо на всем хорошо знакомый скелет. «Мясо» Толкина хорошо понятно, если знать его эстетическую концепцию. Толкин, например, недолюбливал различные технические новшества середины XX века: машины, самолеты, танки, — всё это казалось ему, любителю деревьев и рек, инфернальной субстанцией. Поэтому злодеи у Толкина очень часто прибегают к помощи машин, как это делает, например, во «Властелине колец» Саруман, вырубающий и выжигающий древний лес, и в итоге этим лесом и оказывается побежден.
Съемки «Хоббита» стартовали 21 марта 2011 года в Новой Зеландии
В «Хоббите» нелюбовь профессора к машинам еще не так очевидна, но уже есть на это намек — гномы, начавшие разрабатывать залежи золота и драгоценных камней внутри горы Эребор (не без помощи машин, по-видимому), докопались до глубины, до которой не нужно было докапываться, — до Сердца Горы, до волшебного камня Аркенстон. Эта жадность гномов и «включила» разрушительный механизм сказки. Почувствовав камень, явился Смауг Ужасный — последний дракон Средиземья.
Здесь начинает уже работать другой хорошо известный сказочный мотив — мотив зачарованного золота. Толкин прямо говорит, что любое золото, к которому прикоснулся дракон, становится опасным. Оно будет вызывать у людей, гномов и эльфов только вражду, только страсть, только желание обладать. Позже этот мотив повторится и в фабуле «Властелина колец» — магические кольца, дающие власть над миром, не так-то просты, ибо выкованы из золота, к которому прикоснулось существо гораздо более страшное и могущественное — Саурон.
И еще один мотив, зеркально повторяющийся во «Властелине колец» — это, конечно же, мотив возвращения короля. Мотив, позаимствованный Толкином из артуровского цикла. По мнению Толкина, монархиста и англичанина до мозга костей, страна может процветать только если на троне сидит законный король, а не какой-нибудь там президент или наместник. Во «Властелине» таким королем выступает Арагорн, который должен занять престол Гондора. В «Хоббите» — наследник гномских королей Торин Дубощит.
ТРУДНОСТИ КИНОВОПЛОЩЕНИЯ
Успех «Властелина колец», конечно же, дал новозеландскому кинорежиссеру Питеру Джексону карт-бланш на экранизацию «Хоббита». О готовности начать работу над фильмом было объявлено в 2004 году. Однако на деле всё оказалось не так просто, как того некоторым хотелось бы. Питер Джексон и New Line Cinema начали судебное разбирательство, попросту говоря, не поделив деньги. Вскоре события начали приобретать катастрофический масштаб. Джексона уволили. Однако и саму студию ожидал крах. Финансовые проблемы New Line Cinema в 2008 году вынудили материнскую компанию, Time Warner (владеющую, в частности, CNN и HBO), объединить New Line и Warner Bros. Джексону предложили вернуться и возглавить проект в качестве продюсера. Питер согласился. Режиссером назначили Гильермо дель Торо.
Режиссером всех трех частей «Хоббита» выступил Питер Джексон
Однако это были только цветочки. Вскоре началось еще более тяжелое разбирательство, связанное с банкротством компании Metro-Goldwyn-Mayer в 2010 году, владевшей правами на экранизацию. Согласитесь, при долге в 4 млрд долларов снимать новые фильмы можно разве что в волшебных снах. Съемки из-за отсутствия финансирования приостановили. Гильермо дель Торо плюнул и со слезами на глазах заявил, что покидает проект.
Первая часть «Хоббита» вышла на киноэкраны 14 декабря 2012 года
По-видимому, картину спас авторитет Питера Джексона, самостоятельно севшего в режиссерское кресло. Джексону удалось договориться по правам, подписать контракты со всеми старыми актерами и даже растянуть фильм на три части. Кроме того, Time Warner удалось вернуть через налоговые льготы в Новой Зеландии часть огромного (745 млн долларов) бюджета.
Съемки стартовали 21 марта 2011 года. В проекте приняли участие все «старики», включая 90-летнего Кристофера Ли (правда, врачи запретили «Саруману» перелет в Новую Зеландию, и все сцены с участием британского актера снимались в Лондоне). Роль молодого Бильбо досталась Стивену Фриману, а его партнер по телесериалу «Шерлок» Бенедикт Кабербатч озвучил Смауга и Некроманта. Из новых актеров в фильме также приняли участие Ричард Армитидж (Торин Дубощит) и Эванджелин Лилли (Тауриэль). Первая часть вышла на киноэкраны 14 декабря 2012 года, вторая — 13 декабря 2013 года, третья, «Битва пяти Воинств», — 17 декабря 2014 года.
ЧТО ЕСТЬ В ФИЛЬМЕ, ЧЕГО НЕТ В КНИГЕ
В целом кинотрилогия Питера Джексона «Хоббит» представляет собой не собственно экранизацию детской книжки Толкина, а как бы расширенную версию событий. Дело в том, что многие вещи в книге даны только намеком, поплавком на воде. Эти события либо объясняются уже во «Властелине колец», либо вообще никак не объясняются и представляют собой щедрую почву для разного рода апокрифов и фанфиков.
Это относится, в первую очередь, к личности Некроманта. В книжке живущий на окраине Лихолесья Некромант — просто какой-то малопонятный злой волшебник, без претензий на мировую гегемонию. Он проходит фоном, незначительным упоминанием. Основной интерес для читателя представляет поход гномов к Одинокой Горе. Во «Властелине колец» уже, впрочем, упоминается, что Некромант — это никто иной как сам Темный Властелин Саурон, который долго ждал своего часа. В фильме Джексона эта линия максимально подробно продумана и выписана. Это полноценный детектив, в котором несколько магов должны разобраться в том, с мировым злом они столкнулись или так, с уездным маньяком.
Любовная линия в «Хоббите» была выдумана Питером Джексоном
Другая линия, которой принципиально нет у Толкина — это линия выдуманной Питером Джексоном любви между гномом Кили и эльфийкой Тауриэль, упоминания о которой нет ни в одном тексте Толкина. Сделано это (как, кстати говоря, и в случае с линией Арагорна и Арвен во «Властелине колец») ради создания красивой романтической истории, которая должна по определению быть в любом голливудском фильме.
Всё остальное, за что любят Толкина и дети, и взрослые, в фильме присутствует: драки, погони, магия, заклинания, руны, загадки, шутки, а главное — непримиримое противостояние Добра и Зла, которое не только развлекает, но и учит быть собой.