Управление гневом: интервью с режиссером российской фэнтези-комедией «Доминика»
Недавно на российские экраны вышел фильм «Доминика» с Андреем Чадовым («Курсанты», Дело чести»). Сюжет ленты кажется фантастическим: перспективный архитектор Костя, состоящий в «свободных отношениях» и целиком посвятивший себя работе, в один прекрасный день обнаруживает у себя на пороге сверток с трехмесячным младенцем. Вопреки здравому смыслу (а может, не вопреки?), он решает оставить малышку себе и называет ее Доминикой. Вскоре Костя обнаруживает удивительную особенность ребенка: каждый раз, когда он злится или раздражается, девочка становится взрослее на глазах… Tricolor TV Magazine пообщался с режиссером ленты Олегом Агейчевым, который рассказал, почему его фильм куда более жизненный и реалистичный, чем кажется на первый взгляд.
Олег Агейчев на съемках фильма «Доминика»
Олег, в чем основная идея вашего фильма, что вы хотели сказать такой нетривиальной завязкой?
Мы хотели сделать психотерапевтическое кино в каком-то смысле. Главный герой нашего фильма – классический представитель современных успешных людей. Я много встречал таких ребят, они работают в менеджменте на очень высоких позициях, хорошо зарабатывают, они целеустремленные, но при этом они не в контакте со своими эмоциями. Я понимаю, что они чувствуют, у них есть запрещенные эмоции, они никогда не злятся, всегда такие политкорректные и все такое. Но при этом и не очень счастливые. И вот у нас именно такой главный герой. Он живет правильной жизнью, но при этом не испытывает ни любви, ни злости, ничего, никаких эмоций. И ему подбрасывают вот эту волшебную девочку, которая взрослеет всякий раз, когда он злится. Она становится его «тренером», она учит его выражать эмоции. В результате она взрослеет, а он становится более живым.
Был какой-то личный опыт, который вы привнесли в картину?
Идея так и появилась – я сам проходил групповую психотерапию, и это был мой опыт, когда я колочу по полу кулаком и пытаюсь выразить агрессию, а в итоге через секунду после этого я чувствую нежность, любовь и другие эмоции, которые раньше я ощущал значительно более слабо. У нас вообще в фильме много моих личных зарисовок. Например, многие моменты и ситуации общения с трехлетней Доминикой списаны с общения с собственной моей дочерью.
У нас в обществе вообще нездоровое отношение к агрессии?
Женщины не должны злиться, мужчины не должны обижаться, есть такая формула. Но с точки зрения психотерапии это абсолютно пагубная история для человека. Просто потому, что человек, который запрещает себе испытывать одну эмоцию, через какое-то время перестает испытывать и другие тоже. Тут скорее вопрос в том, как именно выражать агрессию. У нас путают агрессию и злость и зло. У нас смешиваются эти понятия. Я фильмом попытался их разделить. Одно дело то, что я испытываю внутри себя – эта эмоция может быть конструктивной, она может быть двигательной силой. Творчества, даже любви и всего остального. На этой грани мы в нашем фильме и находимся.
Фильм «Доминика» стартует на российских экранах 20 сентября
Расскажите про кастинг. Получается, вам нужно было подобрать несколько похожих друг на друга актрис разных возрастов?
У нас роль Доминики играет семь актрис, потому что она у нас проходит большой путь, начиная с младенца – это тоже был отдельный маленький человек, который играл эту роль. Трехлетняя девочка Соня, молодая кинозвездочка, Лиза… А дальше уже звезды: Лена Гурьянова, звезда «Интернов», Елена Яковлева, Екатерина Васильева… Мы долго собирали этот тандем, и во многом он появлялся уже после старта съемок.
Сложно детей снимать в кино?
Я свободно ощущал себя с детьми. Есть установка, что с детьми тяжело играть в паре, но мы долго выбирали детей и взяли тех, у кого был какой-то опыт, кто здорово держал внимание и хорошо чувствовали себя перед камерой. Это было важно, чтобы они именно удерживали внимание, если это есть, то дальше уже проще. У нас есть сцены длиной около минуты одним кадром, и наша маленькая девочка прекрасно их отыграла. Кроме того, у меня же есть свои дети, и опыт общения с ними, конечно, тоже мне помогал.
Кому в первую очередь адресована «Доминика»?
Мы уже поездили с фильмом по фестивалям. И самый горячий отклик я вижу в двух аудиториях. Это подростки, которые как раз находятся в моменте возрастного бунта и выяснения отношений, они очень живо реагируют на это кино, и вторая аудитория – взрослые люди, у которых уже есть практически взрослые дети. Но, в принципе, на это кино можно сходить со своим взрослым ребенком. Или взрослому человеку со своими родителями. Это многим было бы очень полезно!