Сам себе режиссер: как интерактивные технологии поменяют формат фильмов в будущем
Сколько раз мы задумывались о том, чем кончилась бы кинолента, поведи режиссер сюжет по другому сценарию? Что, например, если бы «Титаник» не затонул или по меньшей мере герою Леонардо ди Каприо удалось бы спастись и жениться на Кейт Уинслет? А сколько еще концовок нам хотелось бы переиначить?
Впрочем, возможность узнать, что было бы, если бы, предоставлялась зрителю и прежде. Достаточно вспомнить фильм «Осторожно! Двери закрываются!» с Гвинет Пэлтроу в главной роли. Судьба героини напрямую зависит от того, успевает она на поезд или нет. Нынешние же возможности позволяют зрителю не просто посмотреть оба предложенных сценаристами финала, но и самостоятельно выбрать, как будет развиваться действие.
В «Ночной игре» – семь вариантов развития событий
НАЖМИ НА КНОПКУ – ПОЛУЧИШЬ РЕЗУЛЬТАТ
Самый свежий пример – швейцарский фильм «Ночная игра», ставший уникальным синтезом компьютерного развлечения и киноленты. Это целых семь фильмов в одном. Начинается все с истории о студенте, который ночами подрабатывает охранником на автостоянке. Он оказывается главным подозреваемым в крупном преступлении. Дальнейшую его судьбу определяют зрители, голосуя с помощью своих смартфонов. Им много раз придется сделать выбор как за центрального персонажа, так и за второстепенных героев. Из семи вариантов только один оканчивается хэппи-эндом. Побеждает математическое большинство.
Перед началом сеанса нужно будет загрузить на смартфон бесплатное приложение под названием Ctrlmovie. Подсчет голосов производится мгновенно через интернет. В зависимости от того, какой из вариантов фильма будет продемонстрирован, длительность сеанса может варьироваться в среднем от 80 до 100 минут, а всего отснято и смонтировано 250 минут. На Каннском кинофестивале, где состоялась премьера ленты, жюри пришло в восторг от возможности управлять фильмом. За рубежом картина вышла на большие экраны еще в марте. Оказалось, что мужчины чаще выбирают кровавые концовки, женщины же предпочитают спасти главного героя.
ГЛАЗАМИ ПЕРСОНАЖА
Еще один необычный киноформат многие российские зрители смогли оценить весной этого года. Речь о боевике «Хардкор», который был срежиссирован Ильей Найшуллером и спродюсирован Тимуром Бекмамбетовым. Фильм получился ну очень натуралистичным, но интересен он совсем не этим, а тем, что от начала и до конца снят «от лица» главного героя. Мы словно находимся в его теле и смотрим на мир его глазами. При этом он лишен дара речи, а читать его мысли мы, разумеется, не можем. И, несмотря на это, авторам картины удалось отлично передать его внутренний настрой – за счет картинки, которую, кстати, снимали на обычную GoPro.
«Хардкор» был признан лучшим фильмом программы Midnight madness на Международном фестивале в Торонто (TIFF)
Бывают и сериалы, снятые в подобном ключе – например, так называемое «триллер-пвсевдореалити» Заура Болотаева под названием «Моими глазами». Это первый в мире телесериал, полностью сделанный по принципу «субъективной камеры». Его премьера состоялась на телеканале ТНТ в 2013 году. Работа получилась настолько впечатляющей, что американцы решили сделать ремейк.
ВСЯ ЖИЗНЬ В МОНИТОРЕ
Социальные сети настолько интегрировались в нашу жизнь, что превратились в параллельную реальность. В этом несложно убедиться, если подсчитать, сколько времени среднестатистический человек проводит, ковыряясь в своем смартфоне, в переписках и лентах новостей. Немудрено, что при помощи знакомых окон, мессенджеров и сетей можно создать вполне себе фильм, который вряд ли «зашел» бы еще лет десять назад, а сегодня смотрится вполне органично. Именно такая картина получилась у Левиана Габриадзе. Она называется «Убрать из друзей». Повествование ведется от лица выпускницы, подруга которой год назад стала жертвой издевательств после опубликованного в Сети ролика и покончила жизнь самоубийством. Интересно, что все действие происходит на экране компьютера девушки: сначала она просматривает видео, затем отвечает на звонок в Skype, после этого – в Facebook. Формат получился по-настоящему новаторским и необыкновенным, даже, можно сказать, революционным, да и такая сложная тема, как подростковый суицид, была раскрыта при помощи социальных сетей особенно полно и красочно, и именно это делает картину особенно жуткой.
Все показанные в фильме «Убрать из друзей» аккаунты Facebook и Skype на самом деле существуют
ФИЛЬМ КАК ИГРА
Конечно, еще стоит посмотреть, насколько впечатлятся той же «Ночной игрой» российские зрители, но уже сейчас очевидно, что история с квестами – это будущее не только кино, но и рекламы, в том числе социальной, а также музыкальных клипов. Такие примеры есть уже сейчас, на том же YouTube предусмотрен автоматический переход на следующий уровень, к следующей сюжетной ветке, в зависимости от того, куда кликнул пользователь, просматривая предыдущее видео.
Видеоигры во всем их многообразии давно стали современным искусством, и деньги в них вкладываются немалые, вполне сопоставимые с бюджетом качественного фильма. Именно видеоигры дали толчок столь мощному и разнообразному развитию компьютерной графики. А стало быть, сделали возможным реализовать самые фантастические идеи режиссеров, которые ранее существовали только на бумаге. Сегодня в игровых редакторах создают целые сцены для полнометражных фильмов, а череда событий, происходящих с главными героями, воспринимается именно как уровень, который надо пройти до конца.
Словом, виртуальными интерактивными технологиями в скором будущем будет пронизано все – и кинематограф, и музыкальная индустрия. Впрочем, выводы о художественных достоинствах такой формы в любом случае останутся на усмотрение зрителей, и как ни экспериментируй с новыми прогрессивными формами, а умелой режиссуры и качественной актерской игры не заменишь ничем.