Наверх
1874

Наталия Курчатова
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Почему не удался фильм «Черная месса»

Завершается прокат «Черной мессы» – криминальной драмы про мафию Бостона 1970-80-х в ее связи с политиками и ФБР, основанной на реальных событиях. Ажиотажа в кинотеатрах, прямо скажем, не наблюдалось, несмотря на то что в касте как минимум две большие звезды, догорающая и восходящая, – Джонни Депп и свежеиспеченный командор ордена Британской империи Бенедикт Камбербэтч.

В основу фильма положен бестселлер «Черная месса: правдивая история о дьявольском союзе ФБР и ирландской мафии»

Джонни Депп и Бенедикт Камбербэтч играют братьев Балджер, Джеймса и Уильяма, выходцев из неблагополучного ирландского квартала Южного Бостона, один из которых делает впечатляющую криминальную карьеру, другой – карьеру политическую. Сюжет строится вполне линейно и не таит особенных загадок и интриг, поэтому с чистой совестью его продам: два этих брата-акробата расходятся по жизни, но продолжают расписывать пулечку за семейным столом и, похоже, еще и неформально поддерживать друг друга. 

Также у них есть старый товарищ по району, некто Джон Конноли (Джоэл Эдгертон, австралийский актер, сыгравший в «Звездных войнах»-2002, рыцаря Гавейна в «Короле Артуре» и кое-где еще). Джон Конноли в юношеской компании особо не котировался – может, еще и поэтому, когда вырос, стал агентом ФБР. И вот, войдя в какой-никакой служебный статус, Конноли, роняя штаны, бежит к авторитетному жулику Джимми Балджеру и предлагает ему сотрудничество на взаимовыгодных условиях. В итоге Конноли получает дополнительный вес в конторе, прибавку к жалованью и возможность тусоваться с крутыми парнями, а Джимми – статус ценного информатора и де-факто возможность безнаказанно творить свои черные делишки и постепенно прибирать к рукам целый город.

Собственно, этой коллизией картина фактически исчерпана – остальные линии либо начаты и упущены, либо развиты без должной эмоциональной убедительности. Намечено противопоставление успешному многодетному семьянину Билли Балджеру (Камбербэтч) – несчастного отморозка Джимми (Депп), у которого к тому же скоропостижно умирает единственный сын. Намечен треугольник презрения братьев к Конноли, который, несмотря на всю свою суетливую услужливость, остается для них тем же мальчиком, которого никто не брал в игру или, не знаю, на уличный гоп-стоп. Слегка обрисованы отношения персонажей с женщинами и фигуры бандитов группировки, которые, когда приперло, как один принимаются сдавать своего патрона. Все и одновременно ничего – в итоге фильм напоминает скорее экранизацию уголовного дела, нежели какое-никакое произведение экранного искусства.

Изначальная версия фильма была длиной почти 3 часа, однако в итоге ее урезали для поддержания ритма ленты

Не исключено, что дело здесь в «проблеме Джонни Деппа» – значительный артист, застрявший в ролях а-ля Джек Воробей, в этом сценарии мог проявить себя как драматический актер, и, судя по тому, что после конфликта с Деппом из проекта ушел по-настоящему звездный режиссер, оскаровский лауреат за «Человека дождя» Барри Левинсон, ставка на Деппа была ключевой. После этого сценарий был переписан, а за режиссуру взялся Скотт Купер – это лишь третий его полнометражный фильм, и с Левинсоном они, прямо скажем, в разных весовых категориях: понятно, что Купер не мог позволить себе даже намек на режиссерскую волю со знаменитым пиратом, мертвецом и парнем-«руки-ножницы». В итоге линия Джимми Балджера – человека со взглядом рептилии и без особой динамики характера на всем протяжении истории обосновалась в фокусе рассказа – при том, что рассказывать об этом упыре, собственно, нечего. Гораздо интереснее был бы взгляд на него глазами успешного брата или, что легче всего напрашивается, Джона Конноли: мальчика, который и годы спустя пытается завоевать уважение первого хулигана на районе. 

Бюджет картины составил 53 млн долларов

Еще одна специфическая деталь – кажется, Депп все-таки так врос в роли фантастических персонажей с инфернальным подтекстом, что и в роли тривиального бандита, пусть и выдающегося хитроумием, Джонни выглядит неестественно: перед нами то ли оживший мертвец, то ли вариация толкиновского Горлума, но никак не реальный мерзавец. Такого рода злодей впишется в психологический триллер, в странный сериал, в мистическую притчу – но только не в криминальную драму об обыденном зле. Депп не подходит этому фильму, как хэллоуинский костюм неуместен на настоящих похоронах. В итоге про его персонажа все понятно сразу, но затем ни капельки не интересно, а про остальных героев хотелось бы узнать поточнее, но их линии размыты, как речь беззубого. Так и непонятна степень участия в криминальном бизнесе брата-сенатора, герой Конноли очевиден, но из-за недостаточного к нему внимания не вызывает ни возмущения, ни сочувствия. Сухим языком протокола, как говорится, – но с подобной задачей куда лучше бы справился фильм вроде документальной ленты HBO The Jinx” о миллиардере-убийце Роберте Дерсте.

Удивительно, но кадры реальной кинохроники эпохи Балджеров в Бостоне на титрах производят куда более сильное впечатление, чем вся рассказанная до этого художественными средствами история. Резюмировать можно, наверное, так: каждый человек, даже самый талантливый, хорош на своем месте. И еще ужасно любопытно, как бы снял эту драму Барри Левинсон.


НЕ СОГЛАСЕН С АВТОРОМ? ТОГДА ВЫСКАЖИ СВОЕ МНЕНИЕ В КОММЕНТАРИЯХ И ПРИМИ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ!

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.