Рецензия на фильм «Гордость и предубеждение и зомби»
Отправляясь на этот фильм, снятый по книжке, написанной, в свою очередь, по другой книжке – классическому роману Джейн Остин, я не ожидала ничего, кроме шутки, но столкнусь с одной из самых очаровательных современных экранизаций.
Бюджет картины «Гордость и предубеждение и зомби» составил всего 28 млн долларов
Роман Сэта Грэма-Смита «Гордость и предубеждение и зомби», ставший основой кино, – штука в жанре мэш-ап: когда во всем известное произведение добавляют какой-нибудь дикий и не то чтобы симпатичный элемент (вроде зомби в Англию Джейн Остин). Признаться, Грэма-Смита я не читала и не особенно сожалею – при этом не сказать чтобы тенденция прошла мимо, и одно время, как всякого литератора, меня доставали фантазии, например, на тему «Опасные связи в ЧК». Но, в общем, сразу было понятно, что на литературном поле это упражнение для больших фанатов и ценителей.
Не то оказалось в кино. Экранизации классической «Гордости и предубеждения», среди которых есть и выдающиеся, и вопиюще популярные, надо признать, находят свою аудиторию скорее не среди любителей романа и/или эпохи, но среди скучающих дам среднего возраста или нежных девушек-тинэйджеров (интересно, есть ли еще такие?). Остальная часть человечества, как правило, оказывается равнодушна к этому развлечению.
Парадоксальным образом второстепенному и немолодому режиссеру Берру Стирсу удалось поставить пляски девушек на выданье с кровоточащими зомби так, что выспренние монологи начала XIX века зазвучали с поразительной энергией. Немалая здесь, впрочем, заслуга истинно английского каста – от Лили Джеймс в роли Элизабет Беннет (недавняя Наташа Ростова в сериале BBC) до действительно занудного, будто аршин проглотил, мистера Дарси (Сэм Райли, Восточный Йоркшир). Вообще кто сказал, что англичанки некрасивы? Просто у них комплекс – вот и на роль самой привлекательной сестры, Джейн, взяли австралийку мисс Хиткот.
Сэт Грэм-Смит признался, что на написание данного произведения его вдохновил фильм «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро
Итак, Англия начала XIX века – ампирные платья-туники, старинные особняки, диктатура света (даже провинциального, или провинциального – тем более) и бесконечные куры на тему выгодных матримониальных альянсов; все это мы видели не только у Джейн Остин, но и в недавней британской экранизации толстовской «Войны и мира», где англичане сделали упор на то, что им более всего понятно и близко. С одной разницей – вместо войны с Наполеоном острова уже который год полыхают в схватках с зомби, в которых ни с того ни с сего принялись обращаться после смерти добропорядочные англичане. С похвальной невозмутимостью островитяне дополнили правила хорошего тона и умения, необходимые молодому джентльмену или девице в обществе – как то танцы, музицирование, верховую езду и основы домоводства – боевыми искусствами. Причем модники едут учиться в Японию, а умники – в Китай.
Элизабет Беннет и ее сестры вынуждены противостоять заполонившим Англию ходячим мертвецам, а мистер Дарси выступает наставником девиц, обучающим их основам выживания
Семья мелких землевладельцев Беннетов, благодаря эксцентричному ученому папаше, – сторонники второго течения, поэтому все девицы Беннетов (пятеро) учились в шаолиньском монастыре. При этом мамаша миссис Беннет – типичная провинциальная клуша, которой хоть зомби, хоть потоп, а надо выгодно спихнуть дочек замуж, тем более что по английскому праву, как знают все поклонники «Аббатства Даунтон», поместье Беннетов при отсутствии сыновей после смерти отца должно перейти дальнему родственнику по мужской линии, занудному мистеру Уильяму Коллинзу, священнику. По слухам, в округе появился выгодный жених, даже двое – мистер Бингли и мистер Дарси; на второго, правда, мамаша Беннет особенно губу не раскатывает, потому что он уже настоящий аристократ с десятью тысячью фунтов годового дохода. Сцена одевания девиц перед балом – сексуальная и одновременно уморительная: с возней и хихиканьем девушки крутятся перед зеркалом, затягивают друг другу шнуровку на корсетах потуже и распределяют за подвязки и в специальные ножны на бедрах разнообразное холодное оружие.
Российский прокат ленты «Гордость и предубеждение и зомби» стартовал на прошлой неделе
На балу – все как полагается у Остин: Джейн Беннет впечатлена молодым мистером Бингли, а он очарован ею; Дарси злословит насчет Элизабет Беннет, но когда она в расстроенных чувствах удаляется в сад и встречает почтенную мертвую соседку, тот следует за нею и бестрепетно сносит пожилой миссис Зомби башку из пистолета. За что молниеносно получает от Элизабет упрек в преступлении против правил хорошего тона (действительно, не лишним было бы сначала поздороваться и сказать пару фраз о погоде).
Превосходна в своей незамысловатости сцена объяснения между Элизабет и мистером Дарси, которая превращается в зажигательный спарринг двух влюбленных мастеров боевых искусств; причем мистер Дарси (эмансипация так эмансипация) ничуть не отстает от своей будущей нареченной, щедро отвешивая ей тумаки. На их фоне любовная история Джейн и мистера Бингли безусловно кажется несколько ванильной. Как и финал, выдержанный совершенно в духе первоисточника – если бы не бонус-трек, где появляется зловещий соблазнитель лейтенант Уикхем в роли предводителя армии зомби (не уходите после титров).
Поразительный эффект этого фильма-шутки в том, что давно вышедший не только из обращения, но и из автоматического режима восприятия язык романов Джейн Остин (а многие реплики героев заимствованы из первоисточника с минимальными изменениями) внезапно оживает и начинает попросту звенеть смыслом. Подумаешь – так и действительно, весьма ведь суровая была эпоха: войны, колониальная экспансия, низкий уровень медицины, предрассудки; дома вечно холодно, в конце-то концов. То, что смысл этот вызвал к жизни не дотошно показанный исторический бэкграунд, а зубастые зомби, поедающие мозги, – всего лишь кратчайший путь в духе уже нашего времени.