Наверх
84

Хоррор-франшизы – это не просто фильмы ужасов, а настоящие культурные феномены, которые влияли на массовую культуру, вдохновляли поколения зрителей и художников, а также формировали жанровые стандарты. В их основе лежат уникальные концепции, харизматичные персонажи и способность адаптироваться к меняющимся вкусам аудитории. В материале TV Mag рассмотрим особенности и причины популярности нескольких культовых хоррор-франшиз.

«КУКЛА. РЕИНКАРНАЦИЯ» ПОКА НЕ ФРАНШИЗА

На прошлой неделе в прокат вышел атмосферный хоррор «Кукла. Реинкарнация». По сюжету после смерти 11-летнего сына эксперт по робототехнике создает аниматронную куклу по имени Робин, которая невероятно похожа на его умершего ребенка. Мужчине кажется, что он наконец нашел того, кто составит ему компанию в большом особняке. Однако серия ужасающих событий показывает, что у Робина есть свои собственные намерения, о которых его хозяин даже не догадывается. Фильм снял популярный британский режиссер Лоуренс Фаулер. После работы над трилогией «Шкатулка дьявола» он входит в рейтинги самых перспективных мастеров ужасов.

«Кукла. Реинкарнация» развивает идеи одного из хитов нынешнего года – картины «Компаньон» с Софи Тэтчер и Джеком Куэйдом, а также продолжает традиции культовых серий про «зловещих кукол» «Детские игры» и «Проклятие Аннабель».


ДЕТСКИЕ ИГРЫ

Никто не поверил шестилетнему Энди Барклаю, когда он сказал, что его новая кукла по имени Чаки – живая. А когда няня мальчика погибла, выпав из окна, он сказал своей матери и следователю чистую правду: «Это сделал Чаки». Секрет популярности фильма Дона Манчини 1988 года в незабываемом главном герое и мультижанровости.

Идея фильма заключалась в том, что душа серийного убийцы по имени Чарльз Ли Рэй переселяется в куклу, и с этого момента начинается ряд кровавых событий. Главный герой франшизы – Чаки – это одновременно пугающий и комичный персонаж. Его внешний вид – кукла с ярким, наивным лицом, контрастирует с его злыми поступками, создавая сильный эффект ужаса и одновременно пародийности. Чаки – это не просто убийца, а полноценный персонаж с характером, харизмой и ироничной манерой общения.

Секрет долговечности франшизы (последний на данный момент фильм про Чаки вышел в 2021 году) в гибкости жанров, в которых работают сценаристы. Изначально фильмы были страшными, но с развитием франшизы Манчини начал внедрять элементы черной комедии и сатиры. Уникальное сочетание юмора и страшного насилия позволило франшизе остаться актуальной и востребованной, а также провести переход от классического ужастика к самопародии.


ХЭЛЛОУИН

Первый фильм Джона Карпентера и Дебра Хилла 1978 года рассказывает о Майкле Майерсе, сбежавшем из психиатрической больницы, который возвращается в родной город Хэддонфилд, чтобы продолжить свои убийства, особенно в ночь Хэллоуина

«Хэллоуин» стал настоящим феноменом в мире хоррора, и его популярность кроется в умении Джона Карпентера создавать атмосферу страха с помощью минималистичных средств. Карпентер не использовал сложные спецэффекты или кровавые сцены, а сосредоточился на том, чтобы заставить зрителей почувствовать опасность даже там, где ее нет. Это создавало напряжение, которое длилось в течение всего фильма.

Одна из самых известных составляющих первого и последующих фильмов – это музыка, написанная самим Карпентером. Простая, но невероятно эффективная, она стала неотъемлемой частью франшизы и усиливает атмосферу страха. Также важным элементом успеха стало присутствие Майкла Майерса – маньяка, который символизирует неизбежную угрозу. Он был не просто убийцей, а сверхъестественным существом, с которым невозможно бороться.

Франшиза «Хэллоуин» привлекала тем, что она задавала новые стандарты для слэшеров. Никакой мракобесной мистики, а только напряжение, возникающее из повседневной жизни, что делает угрозу более реальной для зрителя.


ПИЛА

Культовый фильм ужасов вышел в 2004 году. Создатели – Джеймс Ван и Ли Уоннелл. Джон Крамер, известный как Пила, устраивает своим жертвам смертельные игры, заставляя их выбирать между жизнью и смертью через мучительные испытания.

«Пила» привнесла в хоррор совершенно новый подход: она связала элементы насилия с моральными дилеммами. Джон Крамер, или Пила, заставляет свои жертвы делать ужасный выбор, чтобы выжить, что вызывает у зрителя не только страх, но и глубокие этические размышления. В отличие от традиционных хорроров, где злодей просто убийца, Пила – это своего рода философ, который испытывает своих жертв на прочность, предлагая им шанс на спасение.

Важным элементом успеха стала и механика «ловушек», которые были центральной частью всей франшизы. Эти ловушки становились все более изощренными с каждым новым фильмом, привлекая внимание зрителей своим креативом и неожиданными поворотами.

Картина «Пила. Начало» доступна к просмотру онлайн в хорошем качестве здесь.


ПЯТНИЦА, 13-Е

Картина 1980 года Шона С. Каннингема о том, как вожатые ожидают летнюю смену, приготовив для юных гостей увлекательные мероприятия и забавные игры. Правда, появилась новая зловещая игра, о которой вожатые еще не знают, и она будет пользоваться большой популярностью в этом сезоне.

«Пятница, 13-е» создала образ Джейсона Вурхиза, маньяка, который стал иконой жанра и символом бессмертной угрозы. Несмотря на то что Джейсон в первый раз не является главным злодеем (его образ сформировался только в сиквелах), его бессмертность и упорство в убийствах стали основными его чертами. В отличие от других маньяков, Джейсон не испытывает никаких эмоций и не может быть остановлен, что превращает его в архетип нечеловеческой угрозы.

Один из важнейших аспектов популярности картины «Пятница, 13-е» – это то, как франшиза смогла повлиять на развитие поджанра слэшеров. В фильмах часто использовалась формула «группа подростков, которые оказываются в опасной ситуации», что позволяло создать множество вариаций на тему выживания. В сочетании с тем, что зритель часто не знал, кто из героев окажется следующей жертвой, франшиза приобрела динамику и интригу.


КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ

Первая картина Уэса Крэйвена вышла в 1984 году. Группу подростков из пригорода преследует один и тот же кошмар: в снах за ними крадется жуткий, обезображенный убийца – Фредди Крюгер. Они могут защитить друг друга наяву, во сне же – остаются один на один с ожившим кошмаром.

«Кошмар на улице Вязов» отличается от других хорроров своей необычной концепцией: Фредди Крюгер убивает не в реальной жизни, а во снах. Это открывает бесконечные возможности для сюжета, так как мир снов позволяет создавать невероятные, причудливые и ужасные сцены. Уэс Крэйвен добавил к этому уникальную черту – Фредди не только страшен, но и саркастичен, его шутки и издевательства над жертвами придают образу злодея дополнительные глубину и харизму.

Еще одной важной составляющей успеха стали сцены с визуальными эффектами. Каждый фильм во франшизе добавлял новые кошмары, невероятные миры, что придавало истории ощущение бесконечности. Режиссура Крэйвена и его способность балансировать между хоррором и черным юмором сделали фильм особенно привлекательным для молодежной аудитории.


ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ

Впервые «Техасская резня бензопилой» вышла в 1974 году от режиссера Тоба Хупера. В фильме девушке Салли звонят дальние родственники и сообщают, что какие-то хулиганы испоганили кладбище в Техасе, где находится могила ее дедушки. Салли вместе с братом в компании двух друзей едет в техасскую глубинку, чтобы разобраться в происходящем.

«Техасская резня бензопилой» стала знаковой картиной благодаря своему реальному и беспощадному подходу к ужасу. Фильм не утопает в крови, а фокусируется на создании напряженной атмосферы. Хупер использовал минимальные средства, чтобы создать ощущение ужаса от встреч с убийцами и каннибалами. Здесь нет места для поблажек – только настоящая, безжалостная жестокость.

Отсутствие ярких спецэффектов и чрезмерной крови делает фильм реальным и ощутимым для зрителя. Постоянное ощущение безысходности, давления и опасности в каждой сцене делает «Техасскую резню» не только страшной, но и тяжелой для восприятия.

Фильм стал культовым именно за счет своей жестокой и реалистичной атмосферы. Здесь нет фантастики, все ужасное происходит в реальном мире, и это делает его таким пугающим и многозначным.

Фильм «Техасская резня бензопилой. Кожаное лицо» доступен к просмотру онлайн в хорошем качестве здесь.


ЗВОНОК

Знаменитый фильм из Японии от Хидэо Наката (1998 года) и Гора Вербински в американской версии римейка (2002 года) рассказывает о том, как молодая репортер расследует загадочное суеверие о смертоносной видеокассете. В доме того, кто ее посмотрит, сначала раздается странный телефонный звонок, а позже человек умирает. После того как такой же смертью умирает ее племянница, женщина сама смотрит злополучную кассету.

«Звонок» – это пример того, как культовый японский хоррор оказался крайне успешным на Западе. Проклятая видеокассета, которая приводит к смерти тех, кто ее смотрит, сочетает элементы традиционного хоррора с психоделической атмосферой, неустанно нагнетающей страх и тревогу.

Особенностью франшизы является то, что она привнесла в массовое сознание идею того, что угрозы могут быть невидимыми, не связанными с реальной опасностью, как, например, проклятие, передающееся через простые вещи, такие как видеозаписи.

Секрет популярности «Звонка» заключается в том, что он построен на универсальном страхе перед неизбежной угрозой, которую невозможно избежать, и на мистической идее, что технологии могут быть связаны с чем-то темным и сверхъестественным.


СЕКРЕТ УСПЕХА ХОРРОРА

Культовые хоррор-франшизы не только принесли в киноиндустрию ярких персонажей и уникальные миры, но и значительно повлияли на развитие жанра ужасов в целом. Они демонстрируют, как простые концепты могут быть переработаны и адаптированы для разных времен и поколений. В центре каждой из этих франшиз всегда стоит способность вовлечь зрителей, заставив их переживать страх, но также и находить глубину, будь то социальные комментарии или психологические исследования человеческой природы. Это объясняет их долговечность и успешность на протяжении десятилетий.

У фильма «Кукла. Реинкарнация» есть все составляющие качественного хоррора, а также потенциал стать одним из самых нашумевших ужастиков года. Смотрите картину в кино уже с 8 мая по всей стране.


Фото: INSIDE PROMOTION, imdb.com

Фото автора.
Журналист TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.