Наверх
2928

Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Настоящее «Дело Собчака»: Ксения Собчак в Каннах рассказала правду про бывшего шефа Владимира Путина

Журналист и бывший кандидат в президенты Ксения Собчак прилетела на Каннский кинофестиваль, чтобы представить в русском павильоне «Дело Собчака» – свой документальный фильм про папу Анатолия Собчака, бывшего мэра Санкт-Петербурга и патрона Владимира Путина. Взволнованная Ксения прилетела на Лазурный берег не одна: ее поддерживал супруг – актер Максим Виторган, мама Людмила Нарусова, режиссер Вера Кричевская. Поздравить Ксению с презентацией пришел и продюсер Александр Роднянский, который уже взял фильм на главный российский смотр «Кинотавр» (впервые за долгое время фестиваль закроет документальная лента). Специальный корреспондент Tricolor TV Magazine посмотрел отрывки ленты (в картине есть интервью с высокопоставленными политиками, в том числе с Владимиром Путиным), узнал о подробностях создания фильма «Дело Собчака», о различиях западной версии фильма от российской и о том, почему Ксения боялась расследовать правду об уголовном деле отца.

премьера, триколор, тв, журнал

Ксения Собчак представила в Каннах документальный фильм о своем отце «Дело Собчака»

Как призналась Ксения Собчак, она давно задумывала снять фильм про папу – Анатолия Собчака. Напомним, Анатолий Собчак – фигура неоднозначная в политической истории Санкт-Петербурга и всей страны, до сих пор о нем существуют полярные мнения. Анатолий Собчак – советский и российский ученый-правовед, политический деятель, первый мэр Санкт-Петербурга, в 1990 году депутат взял в свою команду в то время малоизвестного помощника ректора Ленинградского государственного университета, подполковника 1-го управления КГБ Владимира Путина. В 1991-м выступил одним из создателей Движения демократических реформ, в 97-м был обвинен во взятке и злоупотреблении должностными полномочиями (дело было прекращено за отсутствием состава). Впоследствии был назначен доверенным лицом кандидата в президенты Российской Федерации Владимира Путина. Умер во время предвыборной кампании.

Ксения хотела, как независимый журналист, узнать о нем правду, но в то же время, как дочь, боялась, что эта правда об отце ей может не понравиться. Ведь всю жизнь она жила с мыслью, что Анатолий Собчак может быть в какой-то степени виновен в том, в чем его обвиняли…


Ксения Собчак:

«Идея сделать фильм про папу родилась давно, но это был для меня сложный моральный выбор, трудное внутреннее решение. Если ты делаешь независимое кино, если ты журналист, ты начинаешь разбираться в деле, и правда может оказаться любой… Мне было немного стыдно в процессе создания фильма, потому что я сама не до конца верила в какие-то истории, которые мне мама рассказывала в детстве. Я думала, что она их рассказывает, потому что она верна папе. Я папу тоже очень люблю, но я же журналист, я понимаю, что, может быть, не бывает дыма без огня и там есть какие-то такие вещи про него… Я готова была столкнуться с правдой и тем, что эта правда мне, как дочери, может не понравиться. И сейчас я испытываю невероятное счастье, что та правда, которую я узнала, это правда о травле и о том, как можно человека, чужого с точки зрения менталитета, ценностей и мыслей, которые он нес, как можно его затравить и организовать такую мощную кампанию, чтобы его собственная дочь прожила большую часть жизни с ощущением того, что все-таки там что-то было не так... Я счастлива, что благодаря этому фильму я сняла личный груз. Теперь я точно знаю правду»


триколор, тв, журнал

Ксения Собчак призналась, что во время создания фильма очень боялась узнать правду о своем отце

В первую очередь Ксения искала честного режиссера. И нашла его в лице Веры Кричевской – известного российского журналиста, телережиссера и продюсера, бывшего креативного продюсера «24 Док», одного из основателей телеканала «Дождь».


Ксения Собчак:

«Мне было важно, чтобы режиссер был человеком честным, беспристрастным, которому я могла бы доверить самое сокровенное, что у меня есть. Я вела разговоры с несколькими людьми, но было два аргумента, почему я остановила свой выбор на Вере. Первое – мне понравилась ее прекрасная картина про моего друга Бориса Немцова («Слишком свободный человек». – Ред.), фильм произвел на меня впечатление, я поняла, что документальное кино может быть таким интересным… Второе – во время разговоров я поняла, что Вере можно доверять и она человек с горящим сердцем»


Вера Кричевская, в свою очередь, поначалу отказалась делать фильм про Собчака, боялась, что от нее хотят комплиментарной ленты.


Вера Кричевская, режиссер:

«Конечно, с точки зрения этики делать кино о человеке на деньги фонда имени этого человека с дочерью этого человека – это абсолютно неправильный, непрофессиональный подход. Так делаются фильмы исключительно мемориальные, к юбилею… Для меня это была большая проблема. У нас с Ксенией были продолжительные переговоры, но первое, что я сказала Ксении, было: "Чего вы хотите? Меня интересует уголовное дело Собчака, интересуют квартирные скандалы Собчака. Я человек из Петербурга и хорошо помню все это, я хочу об этом рассказывать, без этого фильм делать не будем". На что Ксения сказала: "Ну, будем рассказывать"»


триколор, тв, журнал

Документальная лента «Дело Собчака» создана на основе реальных фактов о жизни Анатолия Собчака

Когда женщины принялись создавать фильм, они составили список людей, которые были в политике тогда и находятся в ней сейчас. Они не знали, кто откажется, кто согласится. Сейчас точно известно, что Владимир Путин дал интервью. Но список интервьюеров фильма расширился, когда авторы получили доступ к архиву Генпрокуратуры и уникальному материалу – уголовному делу Анатолия Собчака, которое насчитывает более 240 томов.


Вера Кричевская, режиссер:

«Меня намного больше интересуют враги. Я пошла по самым огневым спикерам. Это доносили Людмиле Борисовне Нарусовой, ей не нравилось, что мы общались с ними»


Между тем Людмила Нарусова не вмешивалась в создание фильма, так как Ксения поставила условие: показать фильм, только когда он будет готов.


Ксения Собчак:

«Иногда складывалось так, что было понятно, что на интервью надо идти не мне, а Вере, хотя основные интервью делала я. Потому что не сможет человек сказать в лицо дочери своего врага то, что он может сказать, например, Вере. И этот прием срабатывал. Вообще, люди раскрывались и говорили неожиданно откровенные вещи. Больше всех, наверное, меня поразил в откровенности Юрий Рыдник…»


триколор, тв, журнал

Киновед Екатерина Мцитуридзе, режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская и Ксения Собчак


Вера Кричевская, режиссер:

«Но было одно интервью, которое мы брали с Ксенией вместе. Я сидела два часа в боевой позе, потому что он доводил Ксению до слез, и я не знала, чем это закончится. Не скажу, кто этот человек, вы его увидите в фильме и все поймете»


У фильма есть две версии. По словам авторов, русская версия «Дела Собчака» – это своего рода детективная история про травлю Анатолия Собчака, расследование его уголовного дела, содержащая разные интервью и архивные видеозаписи. Иностранная версия фильма будет готова, скорее всего, осенью, и она будет другой (так как иностранцам надо рассказывать контекст истории). Фильм для Запада повествует про треугольник Собчак-Ельцин-Путин. «Дело Собчака» объяснит Западу становление нынешней политической ситуации в России.


Ксения Собчак:

«Фильм впервые четко отвечает на вопрос, почему Ельцин выбрал преемником Путина. Одно из рабочих названий фильма было «Уроки Собчака», и это в том числе говорит о том, что те выводы, которые ты можешь сделать из жизни другого человека, могут быть самыми разнообразными… Это фильм о прошлом, о настоящем, о сложных вещах, сложных людях, о том, что нет ничего однозначного, нет черно-белого мира. Многие решения, которые кажутся неправильными сегодня, в какой-то момент времени были правильными… Это документальный фильм, в котором есть закрученный сюжет, он будет держать зрителей до самой последней минуты, особенно тех, кто не жил в Ленинграде в эпоху Собчака и ничего не знает про эти времена»


триколор, тв, журнал

Мама Ксении Собчак, Людмила Нарусова, на презентации документальной ленты об Анатолии Собчаке

Людмила Нарусова, в свою очередь, добавила, что политическая карьера Ксении Собчак – тоже своего рода продолжение дела ее отца.


Людмила Нарусова:

«На афише фильма – фотография Ксении и ее отца, и в ней – вся концепция фильма: девочка, любящая отца, с подозрительностью и опаской смотрит на человека, политика, который, как ей кажется, крадет этого отца у нее, она не хочет этого, она пытается защитить его от этой грязной большой политики, куда папа пошел, не понимая, что это невозможно… Если говорить совсем откровенно, то это ответ на те вопросы, которые в последнее время российские журналисты задают и мне, и моей дочери: зачем Ксения туда пошла… Это дело Собчака: кто, как не она, должен его продолжить»


Фото: Оксана Бондарчук


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.