Замануха для киноманов: всё, что нужно знать о производстве кинотрейлеров
Трейлеры существуют почти столько же времени, сколько и киноиндустрия: первый подобный киноролик появился еще в 1913 году. Его сделал бродвейский продюсер Нильсон Гранлунд для мюзикла «Искатели наслаждений». С тех пор такая практика стала регулярной. Трейлеры являются неотъемлемой частью любой грядущей премьеры. Их крутят в кинотеатрах перед показом других фильмов, и, посмотрев их, мы нередко сразу же хотим увидеть и полнометражную версию. Конечно, трейлеры слабо связаны с сюжетной линией и зачастую дают искаженное представление о будущей киноленте, но именно они в итоге помогают определиться, стоит ли тратить время на это кино.
Кадр со съемок ленты «Мстители»
ЗАКОНЫ ЖАНРА
Трейлер, как правило, состоит из самых зрелищных моментов фильма, причем фрагменты, которые в нем используются, зачастую вообще не связаны друг с другом – лишь бы картинка была динамичнее. Задача – оставить как можно более яркое впечатление, а вовсе не дать представление о сюжетной линии. Иногда присутствует закадровый текст или же наиболее емкие реплики главных героев. Изредка бывает, что материал, показанный в трейлере, в фильме вообще не фигурирует – так было, например, со вторым «Терминатором». Специально для рекламного видео организовали отдельные съемки, бюджет которых был весьма солидным. Из старых трейлеров можно припомнить рекламу фильма «Психо», в которой сам Хичкок ведет зрителей по закоулкам отеля, заводит их в ванную, резко дергает занавеску, и тут мы слышим истошный женский крик. Впрочем, это скорее исключение: как правило, трейлер делается на основе уже существующего материала.
Композиция у трейлера обычно классическая: имеются вступление, завязка, эмоциональное развитие, кульминация и финал, который интригует и оставляет ощущение недосказанности. Половина успеха – это выбор музыки, которая звучит в качестве фона. Иногда ее пишут специальные композиторы, а потом продают киностудиям за большие деньги. А бывает, что используется музыкальная тема какого-нибудь известного исполнителя. Например, для трейлера к фильму «Миссия невыполнима – 4» использовали песню Эминема.
Считается, что создание качественного трейлера для комедии гораздо сложнее, чем для драмы, боевика или фильма ужасов. Оно и понятно: зрелищных кадров куда меньше.
Кадр со съемок фильма «Психо»
ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ
Несмотря на то что индустрия трейлеров существует более века, их потенциал по части воздействия на зрителей оценили сравнительно недавно – в конце 90-х. Раньше производством таких роликов занимались те же самые киностудии, что делали и сам фильм. Но, как ни парадоксально, редко кто мог сделать это профессионально – все-таки это отдельный, особый жанр, да и времени на вдумчивую работу вечно не хватало. Так производство трейлеров начали передавать специальным частным компаниям, которые получили название трейлерхаусы. Именно они начали специализироваться на монтаже, подборе музыки и той самой «нарезке», которая выглядит хаотичной только на первый взгляд. И бизнес этот процветает и является весьма прибыльным.
В каждом из трейлерхаусов трудятся десятки специалистов. Одни отвечают за музыку, другие – за монтаж, третьи – за продюсирование. Перед окончательным монтажом, да и в процессе работы ролик, разумеется, просматривает режиссер фильма – к его пожеланиям обязаны прислушиваться. Без исправлений и корректив дело практически никогда не обходится.
Естественно, строжайше охраняется интеллектуальная собственность, чтобы фильм, не дай Бог, не утек в Сеть раньше времени. Для этого каждый кадр снабжается специальными «водяными знаками», избавиться от которых при монтаже невозможно. А когда трейлер уже «собран», отдельные сотрудники просто меняют помеченные кадры на обычные.
Кадр со съемок «Трансформеров»
ИЛЛЮЗИЯ ВМЕСТО ФАКТУРЫ
Вы, наверное, замечали, насколько сильно настроение фильма и темп действия отличаются от тех, что показаны в трейлере. Это – уловка, призванная завлечь нас с вами. В принципе, так работает любая реклама, но все-таки иногда сотрудники трейлерхаусов явно перебарщивают. Например, создают впечатление насыщенной событийности для фильма, в котором на деле минимум действия. Так, мистический триллер «превращается» в стремительный боевик, а какой-нибудь образец артхауса – в приключенческую ленту.
Куда более приближенными к реальности получаются фанатские трейлеры. Они представляют собой любительскую нарезку, иногда довольно кустарную и сопровождающуюся странным саундтреком, но зато сделанную с любовью к фильму и персонажам, которые в нем фигурируют. Такие ролики появляются иногда даже спустя годы после выхода фильма и обильно заливаются в Сеть. Если хочется попробовать свои силы в видеомонтаже и освоить пару-тройку новых программ – почему бы, собственно, и не поработать с полюбившимся материалом? Тем более, на ошибках, как известно, учатся. Многие люди, которые добились успеха в этой сфере, начинали именно так – с любительских видео, которые потом попадались на глаза более опытным коллегам. А потом, спустя годы, можно увидеть очередной результат своего творчества в Интернете, почитать комментарии и удивиться количеству просмотров – согласитесь, это не менее интересно, чем хорошая зарплата.
Тем же, кто хочет увидеть собранные в одном месте лучшие образцы кинотрейлеров, рекомендуется посетить страницу премии