Ирина Старшенбаум о съемках фильма «Лето», актерском дебюте Ромы Зверя, хулиганском настроении и таланте Кирилла Серебренникова
Фильм «Лето» достойно открыл самый жаркий сезон года. Удивительно трогательная, пронзительная черно-белая история о любви, музыке и свободе, рассказанная героями отечественного рок-н-ролла цепляет до слез. Сюжет содержит линию становления группы «Кино», которой помогали уже маститые члены первого в тогдашней России Ленинградского рок-клуба. Другая линия – честный треугольник отношений между основателем группы «Зоопарк» Майком Науменко в блистательном исполнении Ромы Зверя, его женой Наташей, сыгранной Ириной Старшенбаум, и Виктором Цоем – Тео Ю. Есть еще изящное и яркое камео актрисы Елены Кореневой. И как всегда, красивый Питер. И собранные в ожерелье эпизоды безудержного счастья и молодости, нежности и беззаветной страсти к музыке. Ирина Старшенбаум подтвердила Tricolor TV Magazine: такой фильм мог родиться только в любви.
Ирина Старшенбаум в фильме «Лето» Кирилла Серебренникова сыграла роль супруги Майка Науменко
В 1981 году, в котором происходит действие картины «Лето», вы еще не родились. Были ли вы знакомы с творчеством групп Ленинградского рок-клуба до момента знакомства со сценарием?
Конечно, была знакома. Мой папа слушал Майка Науменко, поэтому в моей жизни была группа «Зоопарк». Я сама давно слушаю группу «Аукцыон». Мне кажется, если ты рожден в России, тебе не избежать творчества Ленинградского рок-клуба.
Чья музыка вам ближе – группы «Кино», «Зоопарка», «Аквариума», «Автоматических удовлетворителей»?
Когда настроение хулиганское, то можно слушать группу «Автоматические удовлетворители» (смеется). В целом, когда хочется панка – тоже можно послушать. Режиссер Кирилл Семенович Серебренников классно придумал, что Саша Горчилин играет Свина, солиста группы «Автоматические удовлетворители», потому что, на мой взгляд, эта группа – воплощение Горчилина. Мы все смеемся иногда, что есть такое состояние – Горчилин. Если посмотреть, как Саша относится к светским мероприятиям, то у меня это вызывает чувство восторга. Кирилл Семенович так воспитывает своих учеников, чтобы они сильно не зацикливались на себе и своем эго.
Из всех названных мне ближе всего группа «Кино», хотя бывает настроение послушать «Зоопарк». Но это непростая группа, ее нелегко слушать даже музыкантам.
Вас режиссер Кирилл Серебренников как-то погружал в атмосферу того времени?
Да. Он воспитал в МХТ имени Чехова свой курс, и мои друзья рассказывали, с каким чувством восторга они посещали его лекции. И с нами поступил так: посадил в репетиционном зале театра «Гоголь-центр» всю съемочную группу и прочитал лекцию о том, что такое 80-е годы, что тогда время текло медленнее, темпоритм был другой, что не было личного пространства, зоны комфорта, и о многом другом.
90% того, что происходит на экране в фильме «Лето», – это все-таки Кирилл Семенович, а не артисты.
Какой у него стиль работы?
Я не знаю, какие бывают стили работы режиссера с артистами, но Кирилл Семенович не любит нагружать, а любит отпускать. Он человек свободный, фантазийный, любит баловство. У него все в любви, случайных людей на площадке нет. Он идет от личности и берет артиста не просто так на какую-то роль. Поэтому разрешает делать все что угодно в рамках положенного.
Российская премьера фильма «Лето» состоялась 7 июня
Рома Зверь – звезда стадионов, но новичок в кино. Вы ему помогали?
Мы все как одна большая семья были, до сих пор общаемся. Думаю, это кино сделало нас друзьями на многие годы. И мы все помогали друг другу: музыканты – артистам, артисты – музыкантам.
Что для вас главным было в фильме: любовь, свобода, музыка?
Я не могу вычленить какое-то главное понятие. Главное – этот фильм, который получился душевным, и многие люди говорят о том, что чувствуют тепло, идущее с экрана. Смыслов у него много. Если пересматривать кино много раз, можно находить все новые и новые. Для меня главное – что фильм «Лето» вышел. Что талант Серебренникова был оценен миллионами людей, и на Каннском кинофестивале тоже.
Кому из съемочной группы вы можете позвонить и просто пригласить попить кофе, поговорить о делах?
Всем-всем (смеется). Могу позвонить оператору Владиславу Опельянцу, второму режиссеру Надежде Илюкевич, художникам, артистам.
Канны, платье Chanel – вы это воспринимаете как приятную часть работы или новую роль?
Канны – это декорация праздника, ощущение полета, работа. Я была счастлива абсолютно, что почувствовала международность и масштаб площадки.
Кино – это?
Любовь. По-другому нет смысла.