Наверх
14659

Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Актер Кирилл Зайцев о съемках в фильме «Движение вверх», советском баскетболе, астрономических контрактах и любви к Родине

Сегодня в прокат вышла спортивная драма «Движение вверх». Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Сергей Гармаш, Марат Башаров, Александра Ревенко, Джон Сэвэдж, Кузьма Сапрыкин, Джеймс Тратас, Виктория Толстоганова – известные и начинающие артисты воплощают на экране легендарный триумф: историю о том, как сборная СССР на мюнхенской Олимпиаде 1972 года взяла золото. Золото, о котором никто даже не мог думать. Актеру Кириллу Зайцеву («Троцкий», «Вирус») выпал шанс сыграть роль великого советского баскетболиста Сергея Белова, по книге которого и снимался фильм. О том, как Кирилла нашли в Риге и пригласили на кастинг, как он почти год вживался в роль именитого спортсмена, не дожидаясь утверждения, какие замечания делал ему сын чемпиона, актер рассказал Tricolor TV Magazine.

премьера, триколор, тв, журнал

Кирилл Зайцев в роли баскетболиста Сергея Белова в фильме «Движение вверх»

Кирилл, как все началось, как вы попали на кастинг «Движения вверх»?

Это была счастливая случайность. Я тогда жил и работал в Риге (уехал после окончания учебы в России. – Ред.), одно латышское агентство пригласило меня сделать пробу на Модестаса Паулаускаса. Отправили видео, а на следующий день мне позвонили и попросили попробоваться на Сергея Белова. Уже от одной мысли, что я мог бы сыграть великого спортсмена в кино, у меня сильно забилось сердце.

Вы знали тогда, о каком матче идет речь, вы ведь занимались баскетболом в школе?

Да, занимался. Мы с друзьями могли назвать всех звезд NBA, смотрели стритбол. Но мы не знали советского баскетбола! Что-то слышали, но по-настоящему не знали ничего. Это стыдно, но это правда.

Расскажите о ваших ощущениях, когда вы впервые посмотрели тот легендарный финальный матч 1972 года?

Я рыдал. Это и чувство гордости за свою страну, и ощущение какой-то высшей справедливости и того, что пусть и в записи, но я видел чудо! Это была настоящая схватка профессиональных и сильных духом людей как с советской, так и с американской стороны. Даг Коллинз! Какое нужно иметь самообладание, чтобы в решающий момент, после того как тебя ударили по голове, забить оба штрафных! Ну а наши 3 секунды – это вообще что-то нереальное! Чудо!

Говорят, что вы начали вживаться в роль Сергея Белова, еще не дождавшись утверждения?

С того самого дня, когда мне предложили сделать пробу на Сергея Белова, я и начал тренироваться. Самый лучший способ «вживания» в роль – это попробовать жить жизнью своего героя. Я и попробовал. Я посвящал баскетболу все свое свободное время. Начал качать ноги, как Сергей Белов, чтобы увеличить прыжок и исполнить мечту школьных лет – забить сверху в стандартное кольцо высотой 3,05 м от паркета. Я смотрел много видео на YouTube: мастер-классы Белова и ролики, где темнокожие баскетболисты обучают дриблингу и другим элементам. И просто много играл – неважно с кем, неважно где, на улице или в зале, я играл в баскетбол. Я хотел знать, что если мне все-таки выпадет честь играть Сергея Белова, то я сделал все, чтобы быть похожим на профессионального баскетболиста.

премьера, триколор, тв, журнал

Новая лента «Движение вверх» рассказывает о триумфе сборной СССР по баскетболу на Олимпиаде 1972 года

А если нет?

А если нет, я думал, что тогда буду в хорошей физической форме, это никогда не помешает.

Как долго длилось это «вживание» в роль?

В таком режиме тренировок я провел 8 месяцев. Когда меня утвердили (это было абсолютное счастье!), я уже вышел на какой-то уровень и продолжил заниматься, разучивая конкретные комбинации для фильма. Условия для тренировок, которые создала «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова», были идеальными, это была какая-то мечта баскетболиста! Я жил рядом с дворцом спорта «Динамо» и мог все свое свободное время проводить в баскетбольном зале, оттачивая мастерство. Конечно, мне повезло еще и потому, что я мог опираться на блестящую, на мой взгляд, работу Сергея Александровича (в основу фильма легла автобиографическая книга баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх». – Ред.). И мне очень помогал его сын, Александр Белов, который много рассказывал про отца.

Какой из рассказов сына Белова о его отце вас поразил? Просил ли он вас сыграть что-то определенное?

Более всего о характере Сергея Белова я почерпнул из книги «Движение вверх». Каких-то особых указаний, как именно нужно играть отца, Саша мне не давал, скорее, я все время расспрашивал его про тонкости баскетбола и про то, каким же был Сергей Белов. А Саша наблюдал со стороны и поправлял, когда видел какие-то несоответствия или то, что выглядит странно. Например, когда мы в кадре всей командой делали растяжку после тренировки, Саша подошел ко мне и сказал: «Тогда в шпагате не сидели…»

Особых комплиментов я от него не получал. Самой высокой оценкой от Саши, идущего с плейбэка, было сухое «Нормально». Он, наверное, из тех людей, которых если что-то устраивает, то они не рассыпаются в комплиментах. Но если будет что-то, чем они будут недовольны, то скажут обязательно и сразу. Я думаю, что в этой сдержанности он похож отца.

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

«Движение вверх»

А он видел фильм? Как отозвался?

О картине Саша отозвался хорошо и сказал, что баскетбол сняли так, как его не видит даже игрок на площадке. Моей работой он тоже остался доволен.

Перед съемками обычно волнуются. Что стало предметом волнения у вас – по поводу чего конкретно были основные переживания?

Переживание было одно – максимально хорошо подготовиться к роли величайшего баскетболиста и легенды советского спорта. Я понимал, что чем ближе я подберусь к характеру Сергея Белова и чем лучше я буду играть в баскетбол, тем легче мне будет на съемках. Поэтому я изучал материалы о Белове и тренировался.

премьера, триколор, тв, журнал

Смотрите спортивную драму «Движение вверх» в кинотеатрах с 28 декабря

Как вам работалось с Владимиром Машковым, Андреем Смоляковым? Не было скованности, страха перед мастерами, звездами?

Особого страха я не испытывал. Это был, скорее, интерес. Как они работают? Как присваивают себе написанный текст? Как существуют в кадре? Что делает их звездами, наконец? Это большое счастье – работать с серьезными артистами. С ними ты каждый день учишься и растешь в профессии. Работать на одной площадке рука об руку с Владимиром Львовичем Машковым и Андреем Игоревичем Смоляковым – это было профессиональное счастье. Огромная удача. Когда я был не на площадке, я все время смотрел и подглядывал. Для меня это был настоящий мастер-класс, и я постоянно у них учился. Когда Машков становился моим партнером, мне практически и играть ничего не надо было. Я ему просто верил. Как в спорте, когда есть надежный партнер, товарищ. С таким профессионалом легко выигрывать.

Чем «Движение вверх» отличается от других спортивных драм?

Во-первых, я не видел ни одного фильма, где так интересно и зрелищно был бы снят баскетбол. Во-вторых, во время просмотра основного матча создается ощущение, что смотришь игру в реальном времени. И начинаешь по-настоящему болеть за наших, несмотря на то что знаешь исход поединка. А в-третьих, здесь каждый игрок имеет свои сильные стороны и каждый по-своему полезен. И ничто так не сближает людей, как общее дело. Так что это, наверное, тот редкий случай, когда главным героем фильма является вся команда.

О чем фильм «Движение вверх» для вас?

Это фильм о силе духа, безоговорочном служении человека своему делу и о мечте, которой суждено было сбыться только усилиями и верой всей команды. Это кино о любви к Родине. Потому что только в любви ты способен на подвиг. Только в любви можно отдать жизнь не задумываясь, только в любви можно победить. Победа в 1972 году советских баскетболистов была подвигом. У этих спортсменов не было астрономических контрактов, но горели глаза, они побеждали не за деньги. Они защищали свою честь, честь своей страны – и страна должна была выиграть. Наверное, точно так же на вере и на любви наши отцы и деды победили в Великую Отечественную войну. Об этом должны помнить мы и знать наши дети. Сегодня трудно понять идеализм советских людей. Я не жил в 70-х, но осталось много материалов, видеозаписей, книг. Когда начинаешь в это погружаться, то многое понимаешь. Это было совершенно другое, трудное время, но побеждать нелегко в любые времена.



ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.