Актер Кирилл Зайцев о съемках в фильме «Движение вверх», советском баскетболе, астрономических контрактах и любви к Родине
Сегодня в прокат вышла спортивная драма «Движение вверх». Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Сергей Гармаш, Марат Башаров, Александра Ревенко, Джон Сэвэдж, Кузьма Сапрыкин, Джеймс Тратас, Виктория Толстоганова – известные и начинающие артисты воплощают на экране легендарный триумф: историю о том, как сборная СССР на мюнхенской Олимпиаде 1972 года взяла золото. Золото, о котором никто даже не мог думать. Актеру Кириллу Зайцеву («Троцкий», «Вирус») выпал шанс сыграть роль великого советского баскетболиста Сергея Белова, по книге которого и снимался фильм. О том, как Кирилла нашли в Риге и пригласили на кастинг, как он почти год вживался в роль именитого спортсмена, не дожидаясь утверждения, какие замечания делал ему сын чемпиона, актер рассказал Tricolor TV Magazine.
Кирилл Зайцев в роли баскетболиста Сергея Белова в фильме «Движение вверх»
Кирилл, как все началось, как вы попали на кастинг «Движения вверх»?
Это была счастливая случайность. Я тогда жил и работал в Риге (уехал после окончания учебы в России. – Ред.), одно латышское агентство пригласило меня сделать пробу на Модестаса Паулаускаса. Отправили видео, а на следующий день мне позвонили и попросили попробоваться на Сергея Белова. Уже от одной мысли, что я мог бы сыграть великого спортсмена в кино, у меня сильно забилось сердце.
Вы знали тогда, о каком матче идет речь, вы ведь занимались баскетболом в школе?
Да, занимался. Мы с друзьями могли назвать всех звезд NBA, смотрели стритбол. Но мы не знали советского баскетбола! Что-то слышали, но по-настоящему не знали ничего. Это стыдно, но это правда.
Расскажите о ваших ощущениях, когда вы впервые посмотрели тот легендарный финальный матч 1972 года?
Я рыдал. Это и чувство гордости за свою страну, и ощущение какой-то высшей справедливости и того, что пусть и в записи, но я видел чудо! Это была настоящая схватка профессиональных и сильных духом людей как с советской, так и с американской стороны. Даг Коллинз! Какое нужно иметь самообладание, чтобы в решающий момент, после того как тебя ударили по голове, забить оба штрафных! Ну а наши 3 секунды – это вообще что-то нереальное! Чудо!
Говорят, что вы начали вживаться в роль Сергея Белова, еще не дождавшись утверждения?
С того самого дня, когда мне предложили сделать пробу на Сергея Белова, я и начал тренироваться. Самый лучший способ «вживания» в роль – это попробовать жить жизнью своего героя. Я и попробовал. Я посвящал баскетболу все свое свободное время. Начал качать ноги, как Сергей Белов, чтобы увеличить прыжок и исполнить мечту школьных лет – забить сверху в стандартное кольцо высотой 3,05 м от паркета. Я смотрел много видео на YouTube: мастер-классы Белова и ролики, где темнокожие баскетболисты обучают дриблингу и другим элементам. И просто много играл – неважно с кем, неважно где, на улице или в зале, я играл в баскетбол. Я хотел знать, что если мне все-таки выпадет честь играть Сергея Белова, то я сделал все, чтобы быть похожим на профессионального баскетболиста.
Новая лента «Движение вверх» рассказывает о триумфе сборной СССР по баскетболу на Олимпиаде 1972 года
А если нет?
А если нет, я думал, что тогда буду в хорошей физической форме, это никогда не помешает.
Как долго длилось это «вживание» в роль?
В таком режиме тренировок я провел 8 месяцев. Когда меня утвердили (это было абсолютное счастье!), я уже вышел на какой-то уровень и продолжил заниматься, разучивая конкретные комбинации для фильма. Условия для тренировок, которые создала «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова», были идеальными, это была какая-то мечта баскетболиста! Я жил рядом с дворцом спорта «Динамо» и мог все свое свободное время проводить в баскетбольном зале, оттачивая мастерство. Конечно, мне повезло еще и потому, что я мог опираться на блестящую, на мой взгляд, работу Сергея Александровича (в основу фильма легла автобиографическая книга баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх». – Ред.). И мне очень помогал его сын, Александр Белов, который много рассказывал про отца.
Какой из рассказов сына Белова о его отце вас поразил? Просил ли он вас сыграть что-то определенное?
Более всего о характере Сергея Белова я почерпнул из книги «Движение вверх». Каких-то особых указаний, как именно нужно играть отца, Саша мне не давал, скорее, я все время расспрашивал его про тонкости баскетбола и про то, каким же был Сергей Белов. А Саша наблюдал со стороны и поправлял, когда видел какие-то несоответствия или то, что выглядит странно. Например, когда мы в кадре всей командой делали растяжку после тренировки, Саша подошел ко мне и сказал: «Тогда в шпагате не сидели…»
Особых комплиментов я от него не получал. Самой высокой оценкой от Саши, идущего с плейбэка, было сухое «Нормально». Он, наверное, из тех людей, которых если что-то устраивает, то они не рассыпаются в комплиментах. Но если будет что-то, чем они будут недовольны, то скажут обязательно и сразу. Я думаю, что в этой сдержанности он похож отца.
А он видел фильм? Как отозвался?
О картине Саша отозвался хорошо и сказал, что баскетбол сняли так, как его не видит даже игрок на площадке. Моей работой он тоже остался доволен.
Перед съемками обычно волнуются. Что стало предметом волнения у вас – по поводу чего конкретно были основные переживания?
Переживание было одно – максимально хорошо подготовиться к роли величайшего баскетболиста и легенды советского спорта. Я понимал, что чем ближе я подберусь к характеру Сергея Белова и чем лучше я буду играть в баскетбол, тем легче мне будет на съемках. Поэтому я изучал материалы о Белове и тренировался.
Смотрите спортивную драму «Движение вверх» в кинотеатрах с 28 декабря
Как вам работалось с Владимиром Машковым, Андреем Смоляковым? Не было скованности, страха перед мастерами, звездами?
Особого страха я не испытывал. Это был, скорее, интерес. Как они работают? Как присваивают себе написанный текст? Как существуют в кадре? Что делает их звездами, наконец? Это большое счастье – работать с серьезными артистами. С ними ты каждый день учишься и растешь в профессии. Работать на одной площадке рука об руку с Владимиром Львовичем Машковым и Андреем Игоревичем Смоляковым – это было профессиональное счастье. Огромная удача. Когда я был не на площадке, я все время смотрел и подглядывал. Для меня это был настоящий мастер-класс, и я постоянно у них учился. Когда Машков становился моим партнером, мне практически и играть ничего не надо было. Я ему просто верил. Как в спорте, когда есть надежный партнер, товарищ. С таким профессионалом легко выигрывать.
Чем «Движение вверх» отличается от других спортивных драм?
Во-первых, я не видел ни одного фильма, где так интересно и зрелищно был бы снят баскетбол. Во-вторых, во время просмотра основного матча создается ощущение, что смотришь игру в реальном времени. И начинаешь по-настоящему болеть за наших, несмотря на то что знаешь исход поединка. А в-третьих, здесь каждый игрок имеет свои сильные стороны и каждый по-своему полезен. И ничто так не сближает людей, как общее дело. Так что это, наверное, тот редкий случай, когда главным героем фильма является вся команда.
О чем фильм «Движение вверх» для вас?
Это фильм о силе духа, безоговорочном служении человека своему делу и о мечте, которой суждено было сбыться только усилиями и верой всей команды. Это кино о любви к Родине. Потому что только в любви ты способен на подвиг. Только в любви можно отдать жизнь не задумываясь, только в любви можно победить. Победа в 1972 году советских баскетболистов была подвигом. У этих спортсменов не было астрономических контрактов, но горели глаза, они побеждали не за деньги. Они защищали свою честь, честь своей страны – и страна должна была выиграть. Наверное, точно так же на вере и на любви наши отцы и деды победили в Великую Отечественную войну. Об этом должны помнить мы и знать наши дети. Сегодня трудно понять идеализм советских людей. Я не жил в 70-х, но осталось много материалов, видеозаписей, книг. Когда начинаешь в это погружаться, то многое понимаешь. Это было совершенно другое, трудное время, но побеждать нелегко в любые времена.