В российском прокате стартует экранизация пособия по кинодраматургии «Финансовый монстр»
В прокат выходит фильм великой актрисы Джоди Фостер с Джорджем Клуни и Джулией Робертс в главных ролях.
«Финансовый монстр» – четвертая совместная работа Джулии Робертс и Джорджа Клуни
У Ли Гейтса жизнь, в общем, удалась – успешное собственное шоу про деньги на ТВ, миллион-другой долларов в банке, три развода за плечами, и, по собственному признанию, он «уже и не помнит, когда в последний раз ужинал в одиночестве». Этот холеный самодовольный хлыщ достал уже всех, с кем близко общается, не исключая и самоотверженного режиссера своей программы, высокого профессионала мисс Патти Фенн. Но, как выясняется, счеты к Гейтсу есть не только у его команды, но и у телезрителей – тех самых «обманутых вкладчиков», которым он за пять минут продал с телеэкрана акции стабильно растущей компании, а она – вот незадача! – внезапно в один миг потеряла 8 млн долларов. Ценные бумаги превратились просто в бумагу вместе с деньгами акционеров, глава компании висит где-то в неизвестности на частном самолете, пресс-секретарь компании уходит от острых вопросов, ссылаясь на загадочный глюк компьютерного алгоритма, и в этот момент в студию «Финансового монстра» (именно так называется шоу Гейтса) врывается молодой человек с пистолетом и двумя коробками с поясами шахида.
Новый режиссерский проект великой актрисы Джоди Фостер собрал на площадке если не команду мечты, то команду, идеальную именно для данного замысла: поднаторевший в амплуа хорошо образованного, но недалекого красавчика и плута Джордж Клуни в роли Гейтса, с возрастом превратившаяся из смешной девчонки в приличную характерную актрису Джулия Робертс (Патти Фенн), Доминик Уэст в роли циничного хапуги-финансиста, весьма убедительная ирландка Катрина Балф в роли пресс-секретаря и молодой британец Джек О`Коннел, сделавший своего террориста – Робин Гуда Кайла по-настоящему трогательным.
Незамысловатая, в общем, идея о преступлении в прямом эфире, превращающемся в расследование его причин, воплощена сценаристами и режиссером с несколько педантичным профессионализмом. Временами создается ощущение, что смотришь не живое кино, а экранизацию пособия по кинодраматургии – с такой балетной четкостью отработаны все коллизии, прописаны «арки» каждого из ключевых героев. Такой подход, скорее всего, спасет «Монстра» от кассового провала, но он же сообщает действу изрядную долю недостоверности, отказывая героям в парадоксальности, присущей живым людям.
Бюджет картины составил менее 30 млн долларов
Так, не слишком убедителен даже не Клуни в роли Гейтса, но само перерождение его персонажа под дулом пистолета; альтруистические же мотивы пресс-секретаря компании Дианы Лестер, архиважные для движения сюжета, и вовсе кажутся натянутыми, из-за чего эта героиня выглядит попросту картонной. Любопытным образом наиболее живой и интересной выглядит суховатая профессионалка Патти, живущая работой и на работе и даже во время захвата телестудии думающая о композиции кадра и тени на лице незваного гостя передачи. А также – собственно «гость», юноша-террорист Кайл, позиция которого при всей невротичности выглядит, так скажем, стилистически безупречной.
Признаться, дело тут скорее всего не только в излишней старательности Джоди Фостер, но в том, что говоря, по сути, о порочности финансовой системы, делающей богатых еще богаче, а у бедняков выманивающей последние деньги, создатели картины пытаются ограничиться признанием частного жульнического случая, пусть и случая весьма крупного. Соизмеряя происходящее на экране с реальностью, зритель не может поверить, например, в неосведомленность самого Гейтса в финансовых махинациях – сколь бы недалеким ни был его персонаж, на простака он никак не тянет. Понятное бешенство Кайла, когда ему говорят о «глюке» компьютерного алгоритма, который съел его деньги, в итоге превращается в холодноватое разочарование зрителя, когда ему втирают про одного циничного финансиста и целый сонм честных профессионалов, оказавшихся обманутыми своим боссом наряду с планетой всей. Попросту потому, что в современном мире даже школьник старших классов способен понять, что преступные одиночки могут выглядеть именно как Кайл – с его волыной и перманентной истерикой, но не как директор корпорации с частным самолетом и штатом сотрудников.
В итоге получается какой-то капиталистический «реализм» с ретушированием действительности и признанием «отдельных недоработок». Впрочем, «Финансовый монстр», кажется, и не претендует на лавры по-настоящему проблемного кино – а как остросюжетную ленту, что ж, вполне можно посмотреть: фильм по-хорошему собранный, динамичный и, что немаловажно, не очень длинный.