Роман по-немецки: режиссер Томас Штубер о мелодраме «Между рядами», магическом реализме и теме лишнего человека
В российский прокат 5 июля выйдет фильм «Между рядами» немецкого режиссера Томаса Штубера. Мировая премьера этой размеренной, мудрой, приправленной юмором и сдобренной нежностью мелодрамы о почти что служебном романе в супермаркете состоялась на 68-м Берлинском кинофестивале. Фильм получил Приз экуменического (христианского) жюри и Приз гильдии немецкого арт-хауса. Исполнитель главной роли Франц Роговски стал обладателем премии Немецкой киноакадемии за лучшую мужскую роль.
Премьера фильма «Между рядами» в российских кинотеатрах состоится 5 июля
В России картина впервые была показана в программе «8 ½ фильмов» 40-го Московского международного кинофестиваля. И была представлена для зрителей под названием «Между стеллажей». В главных ролях – звезда «Тони Эрдманна» Сандра Хюллер и актер Франц Роговски, снимавшийся в картинах Михаэля Ханеке и Терренса Малика.
Сюжет и прост, и сложен, как и положено кинопоэме XXI века. Грузчик Кристиан, чья прошлая жизнь туманна, но оставила на нем яркие татуировки, на новом месте работы между стеллажами супермаркета увидел замужнюю Марион из отдела сладостей. И влюбился. Последующие события, микроклимат, правила жизни огромного молла неразрывно связаны и с любовными чувствами героев, и с дружбой коллег Кристиана и взявшего его под свое отеческое крыло Бруно.
На пресс-конференции в рамках 40-го ММКФ режиссер Томас Штубер признался, что обожает творчество Джима Джармуша, Роя Андерссона, и рассказал о своем фильме.
О МАГИЧЕСКОМ РЕАЛИЗМЕ
«Фильм называется In den Gängen, что означает "В проходах". "Между стеллажей" – это вариант названия. То, что я делаю, можно обозначить как магический реализм. Поэзия и магия делают эти проходы, эти стеллажи живыми.
Это пространство является еще и своеобразным городом. Жизнь проходит в этой среде. Все эти ряды, по которым ездят покупатели с тележками, по которым путешествуют погрузчики, постоянно заняты. Там есть свои кварталы – отделы овощей, зелени, сладостей и другие. Плюс это театральная сцена. И саму сценичность задает вход. Когда люди заходят в супермаркет, там есть небольшой аквариум, который открыт для гостей. И с этого начинается сцена».
О ЧЕМ ФИЛЬМ
«Фильм об отношениях. Мелодрама, которая разыгрывается на фоне работы. Здесь все связано: и любовь, и теплые отношения, и трагедия, которая, безусловно, присутствует. Мы встречаемся с двумя героями – Кристианом и Бруно, они некоторое время находятся во взаимосвязи. Но возникает вопрос: насколько глубока и плотна эта взаимосвязь? Мы не забываем и о Марион, которая также, с позволения сказать, является частью этого треугольника».
О ГЕРОЯХ
«Я исхожу из того, что я не изобрел такой подход, когда мы рассматриваем маленьких людей, но постарался вернуть к нему внимание. Сейчас мы смотрим на тех героев, кем хотели бы стать сами. А маленькие люди нам как бы неинтересны.
Для этих маленьких людей деньги не главное, для них важна работа в смысле дела, ощущения сопричастности, ощущения действия и связанного с ним достоинства.
Любить маленьким людям несложно, так же как и всем остальным людям. Все вещи, которые нас окружают в жизни, либо способствуют любви, либо являются преградой для нее, и мы с ней соответствующим образом работаем. Моей задачей было показать что-то маленькое и незначительное в большом формате».
ТЕМА ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА
«Искусство – это все равно политика, и в моем творчестве, в моем фильме есть смешное, печальное, грустное, ландшафт, имеющий политическую печать. Все персонажи, включая Бруно, являются лишними людьми».