Смотрите фильм «Нефть» на телеканале «Семейное HD»
В среду, 18 ноября, у зрителей телеканала «Семейное HD» появится возможность ощутить запах крови, пота и табака вместе с оскароносным эпосом «Нефть».
В 2008 году фильм «Нефть» получил две премии «Оскар»
Magnum opus Пола Томаса Андерсона попал во всевозможные списки лучших фильмов нулевых и застолбил за собой место в пантеоне величайших фильмов всех времен. Но оправдан ли неуемный восторг вокруг 2,5-часовой драмы о жизни одного нефтяника?
Картина начинается с мертвенно-статичного пейзажа калифорнийской долины, где главный герой Дэниэл Плэйнвью в исполнении Дэниэла Дэй-Льюиса размашисто дробит земную кору в поисках серебра, но неожиданно натыкается на нефть. С этого момента он развивает свою горюче-смазочную империю и пробивает себе дорогу к успеху всеми доступными средствами.
Самый что ни на есть макиавеллист и отличный дипломат, герой Дэй-Льюиса укрощает природу, людей и собственную мораль, воплощая ницшеанские идеалы сверхчеловека. Даже усы старателя в отставке полностью копируют лицевую растительность великого философа. Для особо слепых Пол Томас Андерсон даже называет антагониста Плэйнвью Илаем, что в переводе с иврита означает «мой Бог».
Кстати, Илай Санди, блестяще сыгранный Полом Дано, предстает перед нами экзальтированным проповедником-шарлатаном, безбожно похожим на всех священников-баптистов сразу. Тех самых, которые призывают «ловить свет», «почувствовать благодать» и тому подобное.
Между Плэйнвью и Санди, однако, не такая уж и большая разница: один мечтает стать самым богатым нефтяником, а другой – основать собственную религию, чтобы повелевать умами масс. Несмотря на сходство целей, методы их диаметрально противоположны: один предпочитает тяжелый физический труд и насилие, второй – лицедейство на радость восторженных прихожан.
При бюджете 25 миллионов долларов фильм собрал в прокате 76 миллионов
Очевидно, что фильм с такой завязкой и таким центральным конфликтом не мог обойтись без множества отсылок к Библии. Даже оригинальное название There Will Be Blood – цитата из книги Исхода, посвященная казням египетским. Однако вопрос о том, кого же все-таки покарал Всевышний в этой истории (если он, конечно, есть), остается открытым даже после финальных титров.
За всей этой библейской шелухой при ближайшем рассмотрении открывается история настоящего дикого капитализма, где каждый сам за себя, а побеждает тот, кто совершит больше сделок с собственной совестью. Иронично, что из книги Эптона Синклера «Нефть!», по словам Андерсона, в ленту перекочевало около трети произведения, предоставив антураж начала XX века, несколько основных героев и общую тематику.
Смотрите фильм «Нефть» на телеканале «Семейное HD» в среду, 18 ноября, в 23:00
Создается впечатление, что вопросы морали и теософии беспокоили режиссера меньше всего, а большую часть сил он бросил на создание аутентичной атмосферы постепенно одомашнивающегося Запада 1890-х годов. В картине нет ни одного негра, женщины с весомой для сюжета репликой или, не дай бог, нехристианина. Это идеальный и честный снимок эпохи, ушедшей слишком давно, чтобы кто-то мог придраться к неточностям, – эры сильных, самодостаточных, бронебойных, но бесконечно одиноких людей.
И здесь Андерсон попадает в ловушку собственного замысла: вместо настоящих личностей перед нами вырастают гомункулы, у которых есть мотивация и даже эмоции, но нет гибкости и рефлексии, свойственных человеку думающему. На поверку «Нефть» оказывается набором типажей. Нам предлагают мольеровского святошу, хемингуэевского «настоящего американца» и других картонных людей, как будто отживающих свои роли и не решающихся выйти за рамки уготовленных жизнью сценариев. С другой стороны, так оно, наверное, в то время и было: если уж твои родители были портными, то и сам ты проведешь жизнь в наперстках, так что упрекнуть Андерсона не получается и здесь.
Тяжести ленте добавляет саундтрек под авторством гитариста Radiohead Джонни Гринвуда – сборная солянка из его предыдущих работ, Иоганна Брамса и Арво Пярта. Напряженные и бесконечно повторяющиеся виолончельные партии создают колоссальное давление и ожидание чего-то ужасного.
Утомляющий, как усердная работа в поле, фильм «Нефть» дает детальное представление о своем времени, людях, живших тогда, и особенностях бизнеса в Америке. Он потрясающе снят и замечательно написан, вылизан до деталей и талантливо сыгран, но его же эпичность не дает ему встать во весь рост, чтобы открыться зрителю с первого раза.