Уильям Шекспир в мировом кинематографе
Значение Шекспира для мирового искусства трудно переоценить – в то время, как пьесы большинства старых и даже классических драматургов (до середины XIX века) попадают на сцену или на экран скорее как исключение, некоторая экзотика, английского барда смело можно назвать одним из столпов современного театра, кино, да и вообще любых «игровых» и зрелищных форм.
Уильям Шекспир – английский поэт и один из лучших драматургов мира
В Великобритании начиная с минувших выходных идут дни Шекспира, в России днем Барда объявлен понедельник 25 апреля. Великий драматург был крещен в Страдфорде-на-Эйвоне 26 апреля 1564 года, а умер там же 23 апреля 1616-го – считается, что именно в свой день рождения. Точная дата рождения неизвестна, поэтому повелось чествовать Шекспира в день смерти. В современном шекспировском каноне – тридцать семь пьес, а также любовные поэмы и сонеты.
Нынешние дни Шекспира юбилейные – 400 лет со дня смерти, поэтому британское телевидение подготовило обширную программу, в которой приняли участие ведущие исследователи, знаменитые артисты, когда-либо выходившие на сцену или игравшие в кино и на ТВ шекспировских героев, члены королевской семьи и земляки Барда из Стратфорда. Был показан спектакль по исторической драме «Ричард II» с Дэвидом Теннантом в главной роли, но самую живую реакцию вызвал облетевший интернет ролик, где исполнители роли Гамлета разных лет – Рори Киннер, Бенедикт Камбербэтч, упомянутый Дэвид Теннант и другие, а также Дама Джуди Денч и комик Тим Минчин спорят о том, как именно нужно произносить знаменитое «Быть или не быть». В финале на сцену выходит настоящий принц – принц Чарльз, и всех мирит.
Были некоторые надежды на премьеру второго сезона «Пустой короны» по историческим хроникам Шекспира, он получил название «Война роз» и включает постановки драм «Генрих VI» (в главной роли Том Старридж) и «Ричард III» (Бенедикт Камбербэтч), но они не оправдались – премьера сериала состоится лишь в мае. Напомню, что в предыдущем сезоне были заняты Джереми Айронс, Бен Уишоу, Том Хиддлстон и другие – и в ожидании новых серий вполне можно пересмотреть эту традиционную, но весьма достойную постановку.
Кадр из фильма «Влюблённый Шекспир» Джона Мэддена
Парадоксальным образом, нельзя сказать что в преддверии юбилея кинематографисты и телепродюсеры радовали зрителей разнообразными шекспировскими экранизациями. Из недавнего вспоминается разве что прошлогодний «Макбет» Джастина Курзеля с Майклом Фассбендером и Марион Котийар в главных ролях, фильм фантастически красивый, но вряд ли добавляющий нечто новое в восприятие пьесы, и не особенно удачно осовремененный «Цимбелин» Майкла Алмерейда с Итаном Хоуком и Милой Йовович. А ведь в иные времена как только не «читали» Шекспира – помещали в архаические декорации, в современность и в далекое будущее, Акира Куросава перенес персонажей «Макбета» («Трон в крови») и «Короля Лира» («Ран») в средневековую Японию, а «Гамлета» («Плохие спят спокойно») – в банду якудза, а Гас Ван Сент создал великолепную фантазию на тему исторических хроник, где вместо принцев и королей действуют двое неприбранных юношей, зарабатывающих проституцией («Мой личный штат Айдахо»).
Впрочем, такой перерыв может оказаться даже на пользу наследию Большого Билли Шейка – ведь можно быть уверенным, что сценаристы будущего продолжат черпать мотивы и вдохновение в сюжетах его пьес – точно также как сам Шекспир брал свои истории везде, где считал нужным – будь то средневековые хроники, легенды или сочинения современников.