Картина «Бродский не поэт» удостоена ТЭФИ
Лента, которую сняли Николай Картозия и Антон Желнов, получила ТЭФИ как лучший документальный проект.
«Бродский не поэт» — это история о человеке, который хотел стать мировым поэтом, но стал в итоге не только им
О том отрезке жизни Бродского, который последовал за приземлением его самолета за океаном, нам не известно практически ничего. Психбольница, бесконечные допросы в КГБ, тюрьма и ссылка — все это было в прежнем, советском периоде его творчества. А сейчас для зрителей впервые полностью приоткрыт американский архив поэта: сотни неизвестных фотоснимков из частных коллекций, выступления и интервью, данные в США. Личные письма, неопубликованные стихи и рисунки, письма.
«Наша главная цель — показать западное становление Бродского, его превращение из советского эмигранта в писателя и общественную фигуру с мировым именем», — отметил Антон Желнов.
Впрочем, одной лишь Америкой создатели фильма не ограничиваются. В кадре фигурируют и другие страны, которые так или иначе повлияли на судьбу Бродского: это Италия, Швеция, Финляндия. Обширная география позволяет взглянуть на личность поэта с разных сторон.
Так, например, мы мало знаем Бродского-преподавателя, а, между тем, он читал лекции и проводил семинары в Мичиганском и Колумбийском университетах. Его бывшие студенты впервые собрались вместе и рассказали о том, каким они запомнили своего учителя. «Восхитительно неполиткорректный!» — заметил один из них. «У него было кое-что, чего нет у американцев», — уверен другой.
В фильме мы видим и Бродского-политика, узнаем о том, что он делал и что говорил, когда советские войска вошли в Афганистан, когда началась первая чеченская война. Кроме того, он много общался с различными российскими политиками, а также принял предложение Собчака вернуться в Россию, однако не сделал этого. Эту страницу жизни Бродского также приоткрывает данный фильм.
О том отрезке жизни Бродского, который последовал за приземлением его самолета за океаном, нам не известно практически ничего
Зритель узнает и о многом другом. Например, о битве Бродского за родителей: покидая родину, он был уверен, что обязательно вскоре вновь встретится с ними, и даже нашел для них дом в Америке, однако за это пришлось бороться более десяти лет. Впервые обнародована тайная переписка между американскими и советскими властями, касающаяся этой темы. В итоге Бродскому так и не разрешат встретиться с родителями.
Мы увидим здесь главных свидетелей по делу об эмиграции Бродского, узнаем, почему КГБ так торопился с решением по поводу судьбы поэта. В ленте фигурируют аэродром, где Бродский учился управлять самолетом, его неизвестная Венеция и таинственная незнакомка из книги «Набережная неисцелимых». Кроме того, мы узнаем об одном из главных проектов поэта: Русской академии, которую предполагалось открыть в столице Италии.
«Бродский не поэт» — это история о человеке, который хотел стать мировым поэтом, но стал в итоге не только им. Это фильм о нашем современнике, который жил в двух эпохах одновременно и стал классиком еще при жизни.