«Бархатную золотую жилу» покажут на канале «Кинопоказ»
18 июля зрители смогут погрузиться в манящий и сверкающий мир глэм-рока – на канале «Кинопоказ» пройдет премьера становящегося легендарным фильма Тодда Хейнса «Бархатная золотая жила» с Кристианом Бэйлом, Юэном МакГрегором и Джонатаном Риз-Майерсом в главных ролях.
Артур (Кристиан Бэйл), задумчивый корреспондент газеты «Таймс», получает от редактора задание – провести журналистское расследование загадочного убийства поп-идола Брайана Слэйда (Джонатан Риз-Майерс), случившегося на концерте ровно 10 лет назад. Артур с ухмылкой берется за это дело: ухмылка вызвана тем, что его прошлое неразрывно связано со Слэйдом и тем миром, который Слэйд олицетворял. Но карьера журналиста и так называемая взрослая жизнь заставили Артура распрощаться с тем, что так манило его в юности. И вот теперь по «взрослым делам» ему придется вновь окунуться туда, где блестки, секс, наркотики, рок-н-ролл, и выяснить, что же произошло с его бывшим кумиром.
В 1998 году в Каннах «Бархатная золотая жила» получила приз за художественный вклад
Казалось бы, рациональная жилка, которую несет в себе сам факт журналистского расследования, как сюжетного скелета, должна структурировать взрывоопасную историю глэм-рока в связный и четкий текст, но на деле ничему не удается засунуть ее хоть в какие-то рамки. Открывающийся с космической тарелки, пролетающей в небе, и юного Оскара Уайльда, заявляющего в учебном классе, что он хочет стать поп-идолом, фильм рассыпается на кусочки, как в калейдоскопе, и собираться во что-то целое совсем не хочет. Не потому что не может, а потому что рассказывает про такую эфемерную эпоху.
Тодду Хейнсу, одному из главных независимых американских режиссеров, не удалось заполучить разрешение Дэвида Боуи на использование его песен и имени в таком своеобразной байопике. Но Хейнсу это не помешало, и он озаглавил фильм названием одной из песен Боуи 1971-го года. В синеволосом нервном Брайане Слэйде невозможно не узнать самого глэм-рокера, который так резко не согласился с посланием, заложенным в картине, прокомментировав: «Этот фильм романтизирует ту эпоху, делает всех какими-то идеалистами. На деле, в ней совсем не было идеализма».
Курт Уайлд хоть и исполняет песни Игги Попа, но он куда более собирательный, чем Слэйд, образ: у МакГрегора получился сумасшедший коктейль из вышеупомянутого Игги Попа, Оскара Уайльда и неожиданно гранжера Курта Кобейна, при том, что Кобейн возник на музыкальной арене гораздо позже описываемых в фильме событий, но зато был таким же надрывным и неуемным. По сюжету раскованный наркоман Курт играет в группе Rats и его образ красной нитью связывает журналиста Артура и звезду Брайана Слэйда, которые ни разу не встретились, хоть Артур практически прожил слэйдовскую жизнь.
В синеволосом нервном Брайане Слэйде невозможно не узнать самого глэм-рокера
В юности собирая газетные вырезки, альбомы, не пропуская телевизионные пресс-конференции, а спустя десять лет, разговаривая со всеми близкими Брайана, погружаясь в истории, он присутствовал в них невидимой тенью вместе с реальными участниками. Курт связывает персонажей не только собой и чувственными историями, но и зеленой брошью, хранителем которой он является. Безделушка переходит от персонажа к персонажу, а в итоге попадает из рук Курта к Артуру, к тому, кто хоть и пережил все случившееся, но вышел уцелевшим, не поверженным в пустоту, сохранил память о прекрасных – как кажется – временах. Курт и Брайан же – они уже прошлое, они существуют только в виде теней. Они хотели изменить мир. Но раз больше нет стремления – значит, их образы теперь похоронены в нафталине.
Сама «Бархатная золотая жила» в отличие от своих персонажей обрела другую судьбу: пройдя в 1998 году в Каннах, получив приз за художественный вклад, в прокате картина осталась незамеченной. Прошли годы – и кино Хейнса получило вторую жизнь. Сначала рекламу своему старому фильму делал сам режиссер фильмами новыми: успешный байопик Боба Дилана «Меня там нет», вызвавшая восторженную критику ретро-драма «Вдали от рая». А затем само время и меняющееся зрительское мировоззрения заставили вспомнить буйный фильм конца 90-х и переосмыслить его согласно изменившейся реальности.