Наверх
676

Сюжет фильма «Возвращение Мендыша» основан на реальных событиях. Это история кыргызстанца Мендеша Омуралиева, погибшего в 1942 году в битве под Ржевом. В феврале 2026 года телезрители увидят эту картину, а пока завершается ее производство, идет монтажно-тонировочный период. О том, как снимали фильм «Возвращение Мендыша», TV Mag рассказала генеральный продюсер картины Людмила Кукоба.

С чего для вас началась работа над фильмом «Возвращение Мендыша»?

Три года назад посол Республики Кыргызстан Гульнара-Клара Самат рассказала мне реальную, но удивительную историю, которой она была не только свидетелем, но и участником. Тверские поисковики Наталья и Виктор Морозовы, много лет поднимающие погибших в годы Великой Отечественной войны бойцов, обнаружили останки воина и несколько лет упорно пытались его опознать, не желая хоронить безымянным. В этой истории было много загадочного, даже мистического, масса людей приложили усилия к поиску имени, родственников и потомков солдата – в России и за рубежом. И когда эта большая работа увенчалась успехом, переживания всех причастных вылились в большое и пронзительное событие – торжественное возвращение бойца на его родину.

Услышав этот рассказ, я поняла, что он может лечь в основу фильма. Был написан сценарий, нашлись средства, причем не без участия лиц, имевших отношение к теме фильма, и мы начали работать над картиной.

Как и где проходили съемки? Какие сложности преодолевали?

Съемки фильма «Возвращение Мендыша» проходили в зимней Белоруссии и жарких горах Тянь-Шаня в Кыргызстане. Холод и жара составляли основные препятствия для международной съемочной группы, с которыми кинематографисты трех стран успешно справились. Уж очень близка была тема фильма всем нам – тема генетической связи с нашими предками, вместе победившими фашизм. Многие из них до сих пор лежат в лесах и на полях сражений.

Продюсер Людмила Кукоба фильма «Возвращение Мендыша», фото

Продюсер Людмила Кукоба фильма «Возвращение Мендыша»

Как проходил кастинг? Были ли сложности с поиском актера на ту или иную роль?

Кастинг проходил, как говорится, в штатном режиме и в классической форме. В фильме заняты семь артистов. На «Мосфильм», в декорации для актерских проб, приехали выбранные на предварительном этапе артисты из тех же трех стран: России, Республики Беларусь и Кыргызстана. Неожиданно для самих членов основного творческого состава был единогласно утвержден на роль Мендыша кыргызский актер Кымбатбек Алимжанов, хотя претендентов на эту главную роль было немало. В Кыргызстане молодых талантливых артистов достаточно, и несколько претендентов приезжали к нам на пробы. Были сложности с выбором главной героини. Мы искали очень молодую девушку с отличной спортивной подготовкой и с, так сказать, «уходящим лицом».

Комсомолка 40-х годов ХХ века. В результате тщательных поисков и дебатов на роль была приглашена Валерия Платонова, студентка ВТУ им. Щепкина. Открытием для нас стал кандидат на главную «русскую» мужскую роль. На пробы было приглашено более двух десятков кандидатов – профессиональных молодых артистов, в том числе и уже «звездных». Но окончательный выбор пал на молодого блогера Михаила Медалина, которого массовая интернет-аудитория знает под именем Гуфи. Человек разносторонних способностей и интересов, не имеющий актерского образования и профессиональной подготовки, Михаил тем не менее отлично справился со сложнейшей ролью под руководством нашего режиссера Павла Игнатова.

Михаил Медалин (блогер

Михаил Медалин (блогер "Гуфи") на съемках фильма «Возвращение Мендыша»

Если верно, то сначала название было «Мы из будущего-3» или нет?

Ошибаетесь. Изначально проект назывался именно «Возвращение Мендыша». Так он называется и сейчас. Просто создатели этого фильма имеют прямое отношение к популярной дилогии «Мы из будущего», в том числе и известный сценарист Александр Шевцов. И сюжет фильма «Возвращение Мендыша» также основан на «путешествии в прошлое», правда, совсем по другим мотивам. Естественно, что в прессе, как только появилась информация о новом проекте, появились и предположения, что «Возвращение Мендыша» – это продолжение полюбившихся всем фильмов «Мы из будущего» и «Мы из будущего-2».

Кроме того, возник вопрос: будет ли интересно массовому российскому зрителю идти на фильм с названием, включающим непонятное имя – Мендыш? Но после ряда дискуссий – в кулуарах, на КИНОЭКСПО в Санкт-Петербурге в сентябре этого года, в дистрибьюторской и рекламной среде – название «Возвращение Мендыша» было сохранено.

Для зрителей продюсер в кино и сериалах не самая очевидная профессия, к тому же это не всегда публичные люди. Как бы вы представили нашему читателю то, чем вы занимаетесь, – на примере работы в проекте «Возвращение Мендыша»?

Продюсер в России сравнительно молодая профессия. В СССР такой профессии не было. У нас был один продюсер – государство. Именно государство определяло тематику кинопроектов, состав творческих групп, способ производства фильмов, финансирование и прокат. И жестко контролировало создание фильмов на каждом этапе. Я отношусь к тем кинопродюсерам, которые появились в перестройку, когда государство предоставило кинематографистам полную свободу, которая, как известно, всегда чревата большой ответственностью. За все. От темы будущего кинопроекта до финансирования, производства и творческо-коммерческого результата. И все риски, а они порой очень серьезные, тоже – на продюсере. И никто не застрахован. В том числе и от творческой неудачи. Соответственно, в кинопродюсеры должны идти люди, отличающиеся не только широким и глубоким образованием, обширными знаниями, незаурядными организаторскими способностями, умением перерабатывать опыт, но и обладающие крепкой нервной системой, стрессоустойчивостью и харизмой. Но главное, они должны беззаветно любить свою работу и понимать, зачем существует самое мощное по воздействию на массы людей искусство. Диапазон деятельности кинопродюсера столь широк, что человек, ставший продюсером, должен четко видеть свою цель – что и как он хочет донести до людей, сидящих в зрительном зале. И нести ответственность за формирование и изменение мировоззрения масс под влиянием того произведения, которое продюсер вместе со съемочной группой создает. С этой точки зрения я как руководитель кинопроекта «Возвращение Мендыша» уверена в его успехе.

По каким критериям вы выбираете сценарии, которые уходят в работу?

Я редко имею счастье выбирать готовые сценарии для их воплощения. Бывает, но нечасто. Обычно я работаю программно. В основе выбора лежат тематика фильмов, их цель и направленность на определенную целевую аудиторию. В этом помогает и моя первая специальность – я сценаристка по образованию и первичные материалы будущего проекта обычно формулирую сама. И начинаю искать авторов, способных воплотить тот или иной сюжет или идею в сценарий. А критерии… Сценарии должны создаваться профессионалами. А у нас порой, как в народе говорят, «учить, лечить и снимать кино может каждый». Кинодраматургия – серьезная наука, и, как говорится в книжке Н. Носова «Незнайка», каждому делу учиться надо.

Какие тренды в кино сегодня «работают»? Что точно будут смотреть зрители?

Никаких трендов, или проще – тенденций, с моей точки зрения, в настоящем кино быть не может. Как только возникает тренд – кончается зритель в зале. Плохо то, что кинематографисты всей толпой побежали ваять свой продукт по образцу того или иного коммерчески успешного фильма. Это жалко и печально, потому что большинство киноспециалистов ничего сами изобрести не могут и просто хотят заработать на чужом открытии и переплюнуть киношедевры прошлого. Тренды дискредитируют киноискусство. Зачастую современные продюсеры не имеют своей собственной творческой цели и кредо. И тогда кредо – деньги. А мы ведь не в Голливуде, где люди так умеют сочетать высокое творческое качество и доходность. Мы – другие. И так было всегда. Успех фильма – это точное знание и попадание в чаяния зрителя, а не эксплуатация чужой удачи. Тридцать с лишним лет практически не снималось детское кино. Единичные продюсеры снимали его безо всякой надежды на коммерческий результат: не давало детское кино дохода. Эти единичные энтузиасты переживали за детей, разом потерявших свое кино, столь развитое в Советском Союзе. А теперь мы переживаем за детей, заваленных детским кинопродуктом зачастую весьма сомнительного качества. В духовном и воспитательном смысле. С технологиями у нас все неплохо. Так ведь это нынче и несложно.

Русский тренд – это кино, формирующее мировоззрение зрителя и отвечающее его духовным и социальным запросам. Это должно быть долгосрочной тенденцией. Вечной.

Михаил Медалин (блогер

,Михаил Медалин (блогер "Гуфи") на съемках фильма «Возвращение Мендыша»

Что вас вдохновляет? И насколько это важно в вашей работе?

А что может вдохновлять человека моей профессии? Талантливые люди меня вдохновляют. Оригинальные идеи. Непредсказуемые сюжеты. Профессионалы всех киноспециальностей. А еще меня очень вдохновляют бизнесмены нового типа с повышенной социальной ответственностью. Очень! И чиновники с тем же самым. К сожалению, все это не так часто встречается. Но надо искать! И я ищу с вдохновением. А насколько это важно… Да только это и важно. В другом случае – без вдохновения – я как-то не умею работать.

Какое кино вы мечтаете снять?

Современную «Медею». Давно заметила, что у молодежи большие проблемы с пониманием, что такое настоящая любовь. Надо ж как-то объяснить, а то путаются. Отсюда проблемы с демографией, чем сильно озабочено в последнее время наше государство.

Какие еще проекты у вас сегодня?

У нас сегодня программа кинопроектов под названием «Новое прочтение». Состоит из восьми фильмов, объединенных общей тематикой взаимопроникновения истории и культуры народов России и постсоветского пространства. «Возвращение Мендыша» – тоже из этой программы.

Какие фильмы, сериалы, шоу вас лично потрясли в последнее время? Какие вы бы выделили?

Что имеется в виду под «последним временем»? Год? Пять? Десять? Потрясти может только шедевр. За обозримый период шедевров что-то не припоминается, все больше кинопродукты. А шедевральных шоу назвать, увы, не могу вообще. Во-первых, не смотрю. А во-вторых, не слышала, что бывают шоу-шедевры. Надо бы изучить этот вопрос, на всякий случай.

Фото: PR-служба фильма

Фото автора.
Журналист TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.