С 9 октября в кино выходит фильм «Первый на Олимпе» об академической гребле. Роль великого спортсмена Юрия Тюкалова исполнил Глеб Калюжный. Также в картине сыграли Андрей Смоляков, Артем Быстров, Елена Лядова, Владимир Ильин, Алексей Кравченко, Иван Стебунов, Антон Филипенко, Ирина Паутова, Марк-Малик Мурашкин и другие. Режиссером-постановщиком проекта стал Артем Михалков. На площадке работала также команда спортсменов, консультирующих всех работников кино о гребле. О специфике этого спорта и о том, как снимали фильм «Первый на Олимпе»рассказал TV Mag Юрий Зеликович, серебряный призер чемпионата мира, мастер спорта международного класса и главный тренер сборной России по академической гребле.
На экране мы видим невероятное – будто вовсе и не актеры снимаются, а спортсмены. Как удалось достичь этого, как проходила подготовка к съемкам «Первого на Олимпе»?
Все актеры, которые снимались на воде, начали готовиться заранее, ближе к декабрю 2023 года. Тренировки начались с вопросов: агенты артистов звонили и спрашивали, достаточно ли трех занятий. Я отвечал, что и трех лет не хватит, но если уж минимизировать, то потребуется хотя бы тридцать тренировок. Сначала они осваивали технику на гребном тренажере «Концепт-2», а затем в специальном бассейне для гребли. Актеры, особенно Артем Быстров, были в восторге от таких возможностей и отмечали, что у нас можно готовиться не хуже, чем в Голливуде. Хотя тренировок было меньше, чем нужно, актеры все равно были достаточно подготовленными к началу съемок.
Весной, когда потеплело, Артем Михалков, режиссер картины, сам выходил на воду пять раз, чтобы лучше понять, как все происходит на практике. Например, в сценарии было указано: «Тюкалов взял лодку, кинул на воду, прыгнул в нее». На самом деле, такого быть не может, все гораздо сложнее. И, чтобы таких недопониманий было меньше, режиссер тоже тренировался. Елена Лядова, которая по сценарию должна была грести на прогулочной лодке, также приезжала на тренировки. Владимир Ильин очень серьезно подходил к своей роли и часто обращался за советами, спрашивал, что нужно говорить в разных ситуациях, на что обратить внимание.
Как вам исполнитель главной роли, Глеб Калюжный, как бы вы оценили его работу?
Когда проект стал приближаться к съемкам, Глеб Калюжный приходил на тренировки каждый день, учился, вкладывался в процесс по полной. Во время съемок я заметил, что он действительно вжился в роль и работал как заведенный, проводил много времени в лодке и прикладывал огромные усилия.
Изначально планировалось для многих водных сцен задействовать дублера Глеба. Однако к съемкам актер сам смог брать старты и даже снимался в тех сценах, где изначально планировали дублера. Например, в сцене, где лодка переворачивается, он настоял на том, чтобы выполнить этот трюк самостоятельно. А когда нужно было снять крупным планом руки героя, которые должны быть мозолистыми от многих тренировок, Глеб показал свои ладони, и оказалось, что они тоже все в мозолях.
В картине снимали еще советского образца лодки, верно? Насколько сложной это оказалась задачей?
Работа с советским оборудованием оказалась довольно сложной из-за его особенностей. Актеры тренировались на современных лодках, но для съемок использовали деревянные ретромодели, с веслами другой формы. Эти весла были значительно тяжелее, что создавало дополнительную нагрузку на плечи. Однако если человек умеет грести на современных пластиковых лодках, то через 15-20 минут он адаптируется и к деревянным.
Каждая лодка подгонялась под спортсмена индивидуально: требовалось учесть длину ног, настроить подножку, отрегулировать внутренний и внешний рычаги. Эти технические тонкости даже современные спортсмены не всегда знают, а тогда настройка была еще сложнее и происходила по-другому. На съемках собрался универсальный коллектив мастеров высокого класса, которые не только тренировали актеров, но и помогали настраивать лодки под каждого.
Какое кино про академическую греблю вы знаете?
Команда взялась за проект, тема которого ранее не была охвачена в российском кино, – академическая гребля. И в отличие от многих современных фильмов, где используют компьютерную графику, у нас все было настоящим: и лодки, и аксессуары. Для сравнения, в фильме Джорджа Клуни «Парни в лодке» многие сцены снимались на хромакее, использовались современные технологии и оборудование. Мы же работали, погружаясь в реальность советской эпохи.
Хотя в советском кинематографе были картины о гребле, такие как «Королевская регата» и другие, съемок на воде там очень мало. В фильме, который длится почти два часа, сцен на воде – всего 10-15 минут, причем все снято крупными планами, где даже не видно всей лодки, потому что ее держали. Наша же команда вникла в процесс и довела работу до конца, сделав съемки максимально реалистичными.
А какая специальная подготовка оборудования для съемок была создана?
Мы собирали оборудование почти год, объездив всю страну в поисках нужных лодок, весел, деталей, реставрируя и восстанавливая их. Были организованы три мастерские: две в Санкт-Петербурге и одна в Москве, на Гребном канале. Все приводили в почти идеальное состояние.
Когда дело дошло до сцен с Олимпийскими играми, вспомнили, что по правилам весла должны быть раскрашены в цвета национальных флагов. В этом нам помог Николай Игоревич Пименов – многократный чемпион СССР, мира и Европы, призер Олимпийских игр и заслуженный мастер спорта. Он охотно взялся за работу и за неделю разрисовал 11 комплектов весел для всех этапов – от предварительных заездов до финальных олимпийских гонок. Все было сделано невероятно быстро и качественно.
Однажды на съемочной площадке сломался инвентарь, и нам пришлось ночами его чинить, чтобы не задерживать процесс. Наш мастер Семен Алексеевич, плотник с 37-летним стажем, приехал из Москвы специально для работы над этим проектом. Он восстанавливал оборудование вручную, без шлифовальных машин и успевал справляться с любой задачей. Работая по ночам, он приводил в порядок даже серьезно поврежденные лодки. Местные спортсмены, наблюдая за ним, удивлялись: «У нас такую поломку ремонтируют полгода!». Ведь ремонт лодок из красного дерева – это целая наука: их нужно правильно просушить, склеить, зачистить, отполировать, покрыть лаком и грунтом. Обычно это занимает не один день и даже не одну неделю. Но Семен Алексеевич работал с невероятной скоростью и однажды за ночь починил пять лодок.
Художники тоже внесли огромный вклад в создание атмосферы. Гребной клуб «Красное знамя», который они создали, выглядел так реалистично, что местные жители подходили и говорили, что он выглядит точь-в-точь как настоящий. Это было настоящее произведение искусства, настоящий шедевр.
А как снимали съемки гонок?
Для съемок гонок на воде был создан специальный плот с моторами, к которому были прикреплены лодки. Это позволяло выдвигать одну лодку вперед относительно другой, создавая иллюзию борьбы и движения на дистанции. Также на плоту установили дождевальные устройства, которые поливали лодки водой, чтобы имитировать плохую погоду. Актеров заставляли проходить по 500 метров четыре-пять раз за смену, что было невероятно трудно. Они действительно выкладывались по полной, и это давалось им тяжело физически. Здесь не было никакой постановки: все происходило по-настоящему, без фальши и технических ухищрений.
И скажите пару слов о легенде, о Юрии Тюкалове.
Этот человек прошел блокаду, стал дважды олимпийским чемпионом – в одиночке в Хельсинки и в двойке в Мельбурне. В третий раз, на Олимпиаде в Риме, он в двойке занял второе место, и то только потому, что произошла неприятная ситуация: ребята опоздали на автобус, ехали по Риму на такси, попали в пробку и сели в лодку за 20 минут до старта. В гребле важен разогрев: нужно пройти два километра туда и обратно, чтобы подготовиться к гонке. Но у них не было времени, и они фактически ехали на старте и финише с одной скоростью, в итоге немного уступили и пришли вторыми. Потом Юрий Тюкалов стал известным архитектором, а позже – почетным гражданином Санкт-Петербурга.
Смотрите премьеру картины «Первый на Олимпе» с 9 октября в кинотеатрах страны.
Фото: «Россия 1»
