Наверх
1523

С 9 октября в кино выходит новый фильм «Первый на Олимпе» https://tvmag.ru/tags/movies/pervyy_na_olimpe/ с Глебом Калюжным в главной роли. Это спортивная драма об академической гребле, победах, любви и надежде. В создании фильма участвовали именитые спортсмены, опыт которых уникален и неповторим. Они консультировали на съемочной площадке, рассказывая не только о спорте, но и философии и жизни. Они, а также актеры и авторы фильма «Первый на Олимпе» поделились с читателями TV Mag своими мыслями о гребле и не только.

ГЛЕБ КАЛЮЖНЫЙ, АКТЕР

«Первый на Олимпе» рассказывает подлинную историю Юрия Тюкалова. Будучи юным блокадником, он пришел в спорт после войны, когда у него, казалось, не было сил жить, а не то что вести изнурительные тренировки по академической гребле. Это навсегда изменило его жизнь. Глеб Калюжный исполнил роль этого легендарного человека. Сейчас актер служит в армии РФ, но для премьеры его отпустили в увольнение, чтобы он представил «Первого на Олимпе» вместе со всей съемочной группой в Москве.

Об академической гребле 

Гребля – самый непростой вид спорта, который мне когда-либо доводилось осваивать, намного сложнее, чем кажется: здесь задействовано 95 процентов групп мышц. Но и намного интереснее. И это то, что уже навсегда с тобой: вот как один раз на велосипеде научился ездить, так и научился грести. Но так как я раньше никогда не занимался греблей, получилось у меня далеко не с первого раза. Однако я люблю трудности, поэтому, для того чтобы на экране все выглядело достоверно, я тренировался ежедневно от двух до трех с половиной часов под руководством Виталия Михайловича Елисеева, заслуженного мастера спорта СССР, серебряного призера Олимпийских игр. И так как мне очень понравилось, я не планирую сворачивать занятия после завершения съемок. Кстати, уже согласившись на роль, я узнал, что мой крестный отец занимался академической греблей и был мастером спорта.

О съемках

Все, что происходило во время съемок, меня поразило и впечатлило. Каждый съемочный день был как отдельная тренировка. Картина была непростая для меня в плане производства и реализации, но, надеюсь, я справился, потому что выкладывался на 200 процентов. И всегда стараюсь так делать, потому что считаю, что проходных кадров и сцен в кино не должно быть.

фильм «Первый на Олимпе», фото
фильм «Первый на Олимпе», фото

АРТЕМ МИХАЛКОВ, РЕЖИССЕР

О лодках в «Первом на Олимпе»

События в фильме развиваются в 40-50-е годы прошлого столетия. И для нас было принципиально важно, чтобы лодки, в которых соревнуются и тренируются наши герои, соответствовали эпохе и были подлинными. Они – часть нашего кино. Поэтому в фильме снимаются исключительно лодки тех лет: мы собирали их по всей нашей большой стране, находили заброшенными, стоявшими в чуланах и гаражах, на них даже нельзя было выходить. Но за год подготовки картины они все были восстановлены идентично тому времени: вся фактура, весла – все было досконально проработано. Надо отметить, что ретролодки немного отличаются от современных: там другие весла, чуть иная посадка, настраиваются они очень сложно. Но крайне важно соприкасаться с историей через детали. Ведь когда прикасаешься к тем лодкам, к той фактуре, к тем веслам, к той банке, вертлюгам, это дает артистам почувствовать себя в том времени. Когда актер садится в такую лодку – это его прикосновение к истории. И, мне кажется, в этот момент он думает о Тюкалове, о том, как он шел к своему чемпионству, как побеждал.

О сложных постановочных сценах

Мы очень долго думали над тем, как создать для зрителя аттракцион в водных сценах. С одной стороны, гребля – это действительно очень интересный и сложный вид спорта. С другой – это достаточно плавный, цикличный вид спорта, и, чтобы сделать его кинематографически интересным, захватывающим, требуется много усилий. И придумали, как снять так, чтобы зритель ощущал себя в этой лодке, испытывал адреналин гонки, ощутил то, что сам Юрий Тюкалов, находясь в лодке-одиночке, чувствовал, когда шел к своей победе. Это был для нас определенный вызов, творческий поиск визуального решения гребли. Федор Журов, который занимался CG-графикой на картине, разработал уникальные плоты, с которых велись съемки водных экшн-сцен, – такого вообще нет больше в мире! Благодаря этим плотам удалось технически сделать интересные кадры.

Сергей Мачильский, замечательный художник и большой оператор, изучил греблю досконально. И при помощи решений, которые были приняты и разработаны до съемок, уже на площадке мы понимали, как правильно снимать, какая должна быть скорость. И как раз съемки с плотов, с кранов помогали нам сделать этот вид спорта максимально эффектным.

О гребле

В водных сценах трюки исполняют непосредственно артисты. Гребля – сложнейший вид спорта, в нем работают 95 процентов мышц. И тут надо иметь абсолютную синхронность. В связи с этим, конечно, без тренировок было бы невозможно делать те кадры, которые мы делали с Глебом Калюжным и Артемом Быстровым.

И до съемок, начиная с марта, когда было еще холодно, они ходили тренироваться на одиночках. Актеры учились ощущать эти лодки, правильно грести и делать захват. Там очень много сложных движений, которые они оттачивали с нашими тренерами. Даже я сел в лодку, и в двойке греб, и в одиночке, падая в воду.

Благодаря нашим актерам, которые к старту съемок уже сидели в лодках и продолжали постоянно тренироваться, мы смогли воплощать самые смелые решения. Конечно, под пристальным вниманием наших консультантов, профессиональных спортсменов, которые каждый день были на площадке в постоянном контакте с артистами.

Глеб Калюжный глубоко вник в историю этого интереснейшего вида спорта. Мне кажется, он теперь может смело выступать на соревнованиях по гребле, потому что его столько обучали правильно грести, столько у него было сцен на воде! Он безостановочно греб, много раз падал в воду, и все это влияло на то, как он воплощался в эту роль.

фильм «Первый на Олимпе», фото
фильм «Первый на Олимпе», фото

НАТАЛЬЯ САЛТЫКОВА, ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ

При подготовке я изучила много исторического материала – фотографии, фильмы. События нашей картины происходят в послевоенное время, и тогда одежду часто шили сами из-за дефицита. Наша героиня Шура, к примеру, сама себе шьет наряды. А мужчины часто донашивали элементы военной формы – галифе, гимнастерки, армейские сапоги. И главный герой Юра, в частности, носит морской бушлат, что добавляет аутентичности.

Но особое внимание мы уделили спортивным костюмам тех лет: эмблемы, нашивки, цвета, обувь. У каждого советского клуба и каждой иностранной сборной были свои цвета, свои эмблемы – некоторые из них мы обнаружили в Музее финского спорта, который находится в Хельсинки. Основные костюмы и спортивную форму для персонажей готовили с нуля. Мода за 70 лет сильно изменилась, особенно в спорте, так что пришлось шить спортивные трусы, майки, костюмы для Олимпиады с надписью «СССР». В картине два вида спортивной одежды – для Олимпиады и тренировок. Синие спортивные костюмы советских спортсменов – это вязаный трикотаж, как и было в 50-е годы. Настоящий эксклюзив, такую форму нигде не купить – по нашим эскизам их связали ребята из Костромы. Шили также гражданскую одежду – двубортные костюмы для мужчин, платья, юбки, брюки и культовые «москвички». Удалось найти и подлинную одежду, в основном женские шифоновые платья – они придали атмосферу времени. А вот обувь пришлось заказывать. Оригиналов почти не сохранилось, да и размерная сетка поменялась: в 50-х средний женский размер был 36–37, а сейчас часто встречается 40-й.

фильм «Первый на Олимпе», фото
фильм «Первый на Олимпе», фото

МИХАИЛ ЗУБКО, АВТОР СЦЕНАРИЯ

Об идее «Первого на Олимпе»

Прежде идеи о конкретном фильме и реальном герое возникла мысль сделать фильм о первом советском олимпийском чемпионе, независимо от вида спорта. Так мы открыли феномен Юрия Тюкалова, который стал сенсацией на первой для Советского Союза как государства Олимпиаде 1952 года. На эту Олимпиаду приехала, по сути, сборная ветеранов – фронтовиков и подростков, которые выросли в тяжелейшие годы войны. Это уникально с точки зрения результатов, которых удалось добиться команде. Участие СССР стало интригой для всего мира. Сможет ли страна, победившая в войне и так многое отдавшая этой победе, победить в спорте? Смогут ли наши спортсмены выступить наравне с теми, кто тренировался в заведомо более выигрышных условиях? Это напряжение мы постарались отразить в финале.

Про Юрия Тюкалова

Фигура Юрия Тюкалова оказалась идеальным маркером этой ситуации. Подростком он чуть не умер от голода в осажденном Ленинграде, страдал, как и многие блокадники, от дистрофии. Совершенно невообразимо, как он в принципе стал профессиональным спортсменом, затем чемпионом среди советских гребцов, а потом еще и первым олимпийским чемпионом из СССР.

В понимании характера Тюкалова нам помогла подсказка спортивного комментатора Дмитрия Губерниева. Он рассказал легенду, ходившую среди гребцов, о том, как на финальной гонке Олимпиады, перед самым стартом, у Тюкалова случился психологический надлом. И в момент, когда все рванули, – а в гребле счет идет на доли секунд, – он замешкался и даже не начал грести. Но, несмотря на это, все равно вступил в гонку и выиграл! Этот эпизод, безусловно, вошел в фильм.

И вот из этих двух моментов и появилась идея нашего фильма: желания узнать, кто был нашим первым олимпийским чемпионом, и легенды о невероятной победе в финале первой для СССР Олимпиады.

Работа над хроникой

Информации о героях того времени крайне мало, и в сценарии мы старались соблюсти баланс между драматургическим напряжением истории, которое обязательно нужно, чтобы кино получилось интересным, и попыткой разглядеть в персонажах важные детали именно их эпохи. Настоящим свидетелем стал для нас Вячеслав Иванов, трехкратный олимпийский чемпион. Сейчас ему 85 лет, и он до сих пор приезжает на регаты. Иванов был знаком с Тюкаловым, и для нас было очень важно пообщаться с теми, кто знал нашего главного героя в жизни.

В сценарии, конечно, много и художественного вымысла. Но интересно, что о самых невероятных ситуациях, которые показаны в фильме, обычно думают, что они придуманы, но именно они оказываются воспроизведенными с фактической точностью реалиями.

В подготовке сценария и производства нас очень поддержало сообщество действующих гребцов. Они отметили главное достоинство нашей истории – то, что удалось угадать дух времени: атмосферу возрождающегося спорта, гребли, которая набирает популярность после войны, и образы спортсменов, ставших для всей страны олицетворением новой мирной жизни.

Пожалуй, это было самое важное для нас, потому что, на самом деле, фильмов про войну снимают очень много, но очень мало картин о том, как жить после войны: как преодолевать боль, травмы и страх, который остается. Как раз об этом и расскажет наша история на языке спорта.

фильм «Первый на Олимпе», фото
фильм «Первый на Олимпе», фото

ЕЛЕНА ЛЯДОВА, АКТРИСА

Юрий Тюкалов – сильный духом спортсмен. Непростая личность с непростой, тяжелой судьбой. Человек закаленный, мужественный, который шел упорно к своей цели, стал победителем. Для моей героини Юра – ее Галатея, любимый ученик, она верила в его победу и очень надеялась на то, что он станет первым. Так и вышло. Я не знаю, какие были взаимоотношения у реальной Веры с настоящим Юрой, но у нас в фильме показаны личные отношения на пограничном уровне «мать–сын» и «тренер–ученик».

Спорт вообще тяжелый труд, академическая гребля в том числе. Мне удалось немного прикоснуться к этому миру: у меня было несколько ознакомительных тренировок, чтобы я понимала, о чем идет речь, знакомилась с техникой. Но в кадре я в основном на берегу, поэтому на съемках испытания больше достались парням, особенно нашему главному герою – Глебу Калюжному.

ИРИНА ПАУТОВА, АКТРИСА

О героях фильма «Первый на Олимпе»

Моя героиня Шура – студентка Мухинского училища, учится на художника-дизайнера. Она живет благой целью – хочет помогать обществу, делать его лучше, удобнее, красивее. Это человек с целью, с мечтой, к которой она уверенно идет.

Их встреча в стенах училища с Юрием – судьбоносная, она раскрывает обе души: Шура помогает ему, он – ей, и вместе они находят силы к свершениям. Когда я изучала биографию Юрия Тюкалова, там было мало уделено внимания его личной жизни. Знаю, что у него была жена, но не уверена, что она – прототип моей героини. Для себя я решила, что Шура – это прообраз той любви, которая может дать силы свернуть горы, покорить новые вершины и совершить те подвиги, на которые мы даже не думали, что способны.

У моей героини очень стильные, нежные, красивые, яркие образы. Я вижу во всем этом женственность, которая в наше время стала более расслабленной. Но вообще одежда для Шурочки гораздо больше, чем просто одежда, это ее способ самовыражения. Она живет в своем мире, который сама придумала, нарисовала и сшила. Шурочка несет в себе свет и яркие краски, чтобы мир окружающих людей также становился чуточку лучше.

О гребле

До съемок я мало знала, что такое академическая гребля. И очень много расспрашивала у Глеба про этот вид спорта. Он признался, что это безумно сложно. Потом познакомилась с ребятами-спортсменами, которые у нас снимались. Было безумно интересно за ними наблюдать, настолько это невероятно эстетически красиво, настолько безумно сложно! В общем, я восхищена и с большим уважением отношусь к этим спортсменам.

Я не знаю, как можно, прочитав или посмотрев такую историю, остаться равнодушным. Мне кажется, это невозможно. Фильмы про спорт всегда держат в напряжении, и ты испытываешь невероятный спектр эмоций при просмотре. И особенно все это сильнее захватывает, когда понимаешь, что это про жизнь реального человека, про его путь. Это безумно интересно и смотреть, а уж тем более в такой истории участвовать. Поэтому у меня, конечно, не было ни малейшего сомнения, сниматься в этом фильме или нет, наоборот, я очень хотела и рада, что это получилось!

Не пропустите фильм «Первый на Олимпе», который с 9 октября доступен для просмотра на больших экранах кинотеатров нашей страны.



Фото автора.
Журналист TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.