Наверх
157

Минувшая неделя оказалась максимально мрачной для любителей российского кино. Вначале не стало знаменитых режиссеров Юрия Мороза и Александра Митты, а затем пришла весь о кончине их прославленного коллеги: на 71-ом году ушел из жизни Юрий Кара. В понедельник канал «Дом кино» покажет «Воры в законе», пожалуй, самый известный фильм уникального отечественного кинорежиссера. TV Mag объясняет причину популярности этого фильма и как с его помощью Каре удалось отразить нравы целой эпохи. Онлайн-эфир «Дом кино» в хорошем качестве доступен здесь.

ЮЖНЫЕ БАНДИТСКИЕ ВОЙНЫ

До конца советской эпохи было еще около десяти лет, но гигантская паутина уже размашисто раскинулась по всему СССР, определив новую реальность – власть сильного, цунами всесторонней коррупции, бесконечные перестрелки и рост целого поколения людей, мечтающих о красивой жизни. Кажется, Рите было суждено попасть в такую компанию: она родилась в консервативной абхазской деревеньке, но всегда тянулась к приключениям. Еще в школьные годы она осрамила семью тем, что отдалась местному таксисту, что привело к трагедии, бегству в черноморский город и встрече с хозяином этих мест – криминальным авторитетом Артуром. Рите нравится не просто быть женщиной этого взрослого мудрого вора в законе, но и участвовать в его мафиозных делах. Риск, игра и веселье – то, что делает ее живой и заставляет забыть о вечной боли отца по поводу ее развращенности.

К Артуру сложно не проникнуться симпатией, ведь он не просто местный король, но и гарант стабильности. Он держит местных цеховиков, пытается ограждать их от неприятностей. Местный «папа» заботится о своем приятеле – бармене Володе с десантным прошлым – и впрягается за его жизнь, когда коррумпированное отродье в погонах пытается убить того по заказу другой части местной мафии, а потом и купленный прокурор хочет посадить в тюрьму. Он питает симпатию даже к единственному честному милиционеру местных органов – наивному лейтенанту, который хочет его посадить. Однако у Артура есть и враг – беспредельщик Рамзес, которого он готов устранить любой ценой. Когда их война выходит на пик, страдать начинают невинные люди, а Рита решает пожить семейной жизнью и выходит замуж за русского интеллигента Андрея. Но завязать с прежней жизнью – это утопия, ведь, как говорил Артур, «все повязаны, и выйти невозможно».

фильм Воры в законе, телеканал Дом кино, Триколор
фильм Воры в законе, телеканал Дом кино, Триколор

НЕДООЦЕНЕННЫЙ И НЕПОХОЖИЙ

За три десятилетия карьеры Юрий Кара снял не так уж и много. Путь кинотворца уроженец Донецка, перебравшийся в Москву, выбрал уже в относительно зрелом возрасте. ВГИК в качестве второго высшего он закончил уже в 33 года, а его однокурсником был, в частности, Юрий Мороз. Один из двух главных фильмов в его карьере – драма «Завтра была война», пронзительно повествующая о раннем взрослении советских школьников и ужасах репрессий сталинской эпохи. Между прочим, это была его дипломная работа, а первой после получения образования стала именно драма «Воры в законе».

Фильм, частично возведенный на рассказах Фазиля Искандера «Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур», сразу стал хитом того времени. Он почти идеально вписался в колею перестроечного кино, где в моде были распоясанные ленты о криминале, жестокости и сопутствующем разврате. В итоге именно «Воры в законе», столь простым и выразительным языком описавшие реалии времени, стали самым узнаваемым фильмом Кары, который бесчисленное количество раз показывали на отечественном телевидении. Мощный экшен, отличные актеры, бодрый нерадостный сюжет, колорит кавказских гор и суровых крепких мужиков, а также интимные и натуралистические сцены прогоняли равнодушие почти у любого созерцающего.

Критики, конечно, как следует потоптались на теме «утерянной морали» в сравнении с произведениями Искандера и чрезмерной боевиковости фильма. Но кино второй половины 1980-х тем и выделяется, что ставит во главу угла максимальную доходчивость, откровенность сцен и часто словесный минимализм, чтобы у зрителя не осталось сомнений, в каком мире он живет. Функцию по изображению торжества зла, сладости мести и победы жадности над человечностью «Воры» рисуют на все сто.

При этом после двух потрясных стартовых фильмов карьера Юрия Кары не получила должного взлета. Не оставляют в покое подозрения, что во многом это связано с творческой трагедией «Мастера и Маргариты» – первой экранизации романа Михаила Булгакова. Фильм был снят в 1994 году, но из-за массы причин, включая хронометраж в 3,5 часа, он пролежал на полке 17 лет и вышел уже после сериала Владимира Бортко, не сумев впечатлить публику несомненно оригинальной и звездной подачей материала. Потом были боевик «Я – кукла», а также творческие драмы «Звезда эпохи» и «Гамлет ХХI век», а еще сразу два фильма об отце русской космонавтике – «Королев» и «Главный», но они, к сожалению, остались незамеченными.

фильм Воры в законе, телеканал Дом кино, Триколор
фильм Воры в законе, телеканал Дом кино, Триколор

Смотреть фильм «Воры в законе» и другие хиты Юрия Кары в хорошем качестве можно здесь.

БЕСПОЩАДНЫЙ СЕКСАПИЛ

Так вышло, что «Воры в законе» – еще и визитная карточка Анны Самохиной. Конечно, в ее пусть и не самой долгой карьере хватало запоминающихся работ. Безусловно, нельзя забыть сказочные «Узник замка Иф» и «Дон Сезар де Базан», мрачный боевик «Взбесившийся автобус» и историческую драму «Царская охота» с ее участием. А уж особых слов достойны выдающиеся сериалы о криминальном мире Ленинграда-Петербурга – «Рэкет», «Русский транзит» и «Бандитский Петербург», где она сыграла ключевые женские роли. И все же кого мы будем автоматически вспоминать при упоминании актрисы-богини? Конечно же, коварную красотку Риту.

По сути, сексуальную революцию в нашем кино времен перестройки осуществили три актрисы. Одна из них – Наталья Негода, которая начала делать это именно у Кары в картине «Завтра была война» благодаря образу начинающей советской «Лолиты» по имени Зина. И уже через год она сыграла главную роль в фильме «Маленькая Вера», который буквально перевернул представление о роли секса во вселенной. Ту же миссию исполнила Елена Яковлева в «Интердевочке», но Анна Самохина раскрыла женский сексапил с другой стороны. И не стоит думать, что она сыграла саму себя. Если хотите знать, какой была прекрасная актриса, послушайте тех, кто знал и любил ее, например Дмитрия Нагиева. Тут создан именно роковой персонаж, актуальный на все времена.

Говоря об образе Риты, надо понимать, что дело не буквально в интиме, а в самом абсолюте до одури соблазнительной и развратной красавицы с пьянящим шармом и идеальным телом, которая берет от жизни все и не старается дожить до старости. То, как она изображала азартную и чрезвычайно манящую женщину, пожалуй, тот самый образ, о котором хоть раз в жизни патологически мечтал любой мужчина. Впрочем, счастлив тот, кому удавалось взять себя в руки и обойти этот маяк феминного великолепия стороной.

Смотреть лучшие фильмы с Анной Самохиной в хорошем качестве можно здесь.

СЛОВО ПАХАНА

Иногда фильм «Воры в законе» путают с другим популярным боевиком того же времени – «Криминальным квартетом» Александра Муратова. Это, в частности, связано с рядом перекликающихся актеров – Борис Щербаков и Владимир Стеклов, а также отчасти напоминающей его стилистики. Но важно, что в двух фильмах они получились совсем разные, и это лишний раз подтвердило их богатый актерский арсенал. Гадкого прихвостня бандитов отлично сыграл знаменитый фокусник Амаяк Акопян, неподражаемый Зиновий Гердт великолепен в образе столичного адвоката, Арнис Лицитис убедителен в роли честного опера, а Станислав Коренев и Сергей Максачев прекрасно воплотили ошалевших от сатанизма оборотней в мундирах. На третьем плане, к слову, неплохо поработали популярные в те времена Константин Кищук и Сергей Силкин, которые хорошо сыграли помощников главного вора, да и Гия Лежава отменно изобразил воплощение волчьей бандитской агрессии в лице Рамзеса, готового сожрать каждого. Персональных аплодисментов достоин и показавший безутешного отца главной героини Нурбей Камкиа, не желающий верить, что его дочь так безнадежна, как кажется.

И все же главный персонаж фильма – вор Артур, которого беспримерно изобразил Валентин Гафт. При том что великому актеру не раз доводилось играть классических отрицательных персонажей, данный маскулинный вожак стаи максимально выделяется своей неоднозначностью. С одной стороны, перед нами отъявленный гангстер, который не признает ни государства, ни официального закона, ни нормального человеческого образа жизни. В то же время Король Артур – благородный властитель гор и земель, помогающий вернуть похищенную машину первому встречному и выручающий не всегда знакомых ему людей, поскольку искренне верует в справедливость и честь. И именно поэтому он выглядит обреченным: кодекс правильного мафиози безумно раздражает как шакалящих конкурентов по опасному бизнесу, так и глубоко продажных ментов, которые хотят, чтобы мир вокруг был еще ужаснее, и готовы каждого засадить в тюрьму в угоду своим деньгам и спокойствию. Но это же и подчеркивает кошмар вселенной «Воров»: если здесь такие протагонисты, как Артур, то в каком же мире мы тут живем?

фильм Воры в законе, телеканал Дом кино, Триколор
фильм Воры в законе, телеканал Дом кино, Триколор
фильм Воры в законе, телеканал Дом кино, Триколор
фильм Воры в законе, телеканал Дом кино, Триколор

Смотрите фильм «Воры в законе» на телеканале «Дом кино» в понедельник, 21 июля. Начало киносеанса в 22:50.

Фото: «Воры в законе», к/с им. М. Горького, 1988, реж. Юрий Кара

Фото автора.
Обозреватель TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.