Наверх
1805

Сегодня название Болливуд известно каждому — не только в Азии, но и по всему миру. Яркие костюмы, зажигательные танцы, душевные драмы и музыкальные номера — стереотипы об индийском кино, знакомые многим. Но за этими клише скрывается по-настоящему мощная индустрия, которая прошла путь от наивной мелодрамы к эпическим блокбастерам мирового уровня. Индийское кино — это уже не только «Танцор диско», но и, например, лауреат «Оскара» «RRR». Почему его стоит смотреть сегодня? Давайте разбираться - TV Mag подготовил обзор про индийское кино и подробности индустрии Болливуда.

А посмотреть индийские фильмы онлайн в хорошем качестве здесь.

Рождение великой индустрии: 1910–1940-е

Индийская киноиндустрия — крупнейшая в мире по количеству выпускаемых фильмов. Только в 2023 году в Индии было произведено более 2 000 фильмов на 20+ языках, включая хинди, тамильский, телугу и маратхи. Для сравнения, в США за год выходит около 600 полнометражных лент.

А началось все с немой картины «Раджа Харишчандра» (1913), снятого Дадасахебом Фальке — отцом индийского кинематографа. Фильм был основан на мифологических сюжетах из древнеиндийского эпоса и сразу стал успешным. Это положило начало развитию кино в Бомбее (ныне Мумбаи) и других городах.

В 1931 году в Индии выходит первый звуковой фильм «Алам Ара», что стало поворотным моментом. Он породил традицию музыкального кино — с песнями, которые играют ключевую роль в повествовании. Песни и музыка с тех пор стали неотъемлемой частью индийской кинематографической культуры.

В этот период фильмы отражали борьбу за независимость, рассказывали мифологические и исторические сюжеты и служили инструментом формирования национального сознания.

Золотой век индийского кино: 1950–1960-е

Эти два десятилетия считаются классикой и пиком художественного кино в Индии. В это время появились режиссеры, которые навсегда изменили лицо индийского кинематографа. во-первых, Сатьяджит Рай — его фильм «Песнь дороги» (1955) завоевал Золотую пальмовую ветвь в Каннах и стал первым индийским фильмом, получившим мировое признание. Также стоит выделить Гуру Датт, Бимал Рой, Мехбуб Хан — мастера поэтического и социального кино, снимавшие ленты о бедности, неравенстве, любви и надежде.

Фильмы этого времени часто балансировали между эстетикой реализма и эмоциональной выразительностью. Были сняты такие шедевры, как: «Мать Индия» (1957) — номинант на «Оскар» за лучший иностранный фильм, и «Шри 420» (1955) — с Раджем Капуром в главной роли, ставший символом индийской социальной драмы.

Мать Индия

Это был период, когда индийское кино активно взаимодействовало с итальянским неореализмом и советским кинематографом.

1970–1980-е: Масс-масала и суперзвёзды

С 1970-х годов Болливуд начинает ориентироваться на массового зрителя. Возникает жанр масала-фильма — взрывной микс драмы, комедии, боевика, романтики и песен. В центре — герой, который борется с коррупцией, бедностью и несправедливостью.

Амитабх Баччан, ставший «сердитым молодым человеком» индийского кино, стал кумиром целого поколения. Его фильмы «Занджир», «Шолай» и «Амара Акбара Энтони» задавали ритм эпохе.

На международной арене в это время прославился «Танцор диско» (1982) — культовый фильм, не только для Индии, но и для стран соцлагеря. В СССР он стал настоящим хитом, а Митхун Чакраборти — звездой народной любви.

Танцор диско

Это время массового развлечения, но вместе с тем — отражения реальности: урбанизация, классовое расслоение, политические кризисы.

1990–2000-е: Болливуд глобализируется

С началом либерализации экономики в 1991 году Индия начинает стремительно меняться. И кино меняется вместе с ней. Болливуд открывается миру — фильмы начинают сниматься за рубежом, ориентироваться на индийскую диаспору в США, Великобритании и ОАЭ.

Формируется «эра трех Ханов»:

Шахрукх Хан — «король романтики», звезда «И ты меня полюбишь» (1995),
Салман Хан — любимец народных масс и боевиков,
Аамир Хан — интеллектуал, который привнёс в мейнстрим социальную повестку.

Появляются такие хиты, как:

«Девдас» (2002) — роскошный римейк классического романа,
«Лагаан: Однажды в Индии» (2001) — историческая драма, номинированная на «Оскар»,
«Кто я для тебя?» (2001) — романтика новой Индии.

2010-е: Цифровая трансформация и социальное кино

Новый этап начался с проникновением интернета, ростом стриминговых платформ (Netflix, Prime Video, Hotstar) и интересом к более разнообразному контенту.

На первый план выходят:

Социальные драмы: «Дангал» (о женщинах-спортсменках), «Падмават», «Проект «Чистая Индия». История любви» (о санитарной реформе),
Независимое кино: «Ланчбокс» (лауреат Канн), «Анкуш», «Масаан», «Парень из гетто» (о рэп-сцене Мумбаи),
Гендерные темы: «Королева», «Розовый», «Пощечина» — фильмы, говорящие о правах женщин и патриархате.

Свою также уверенно занимает кино Южной Индии — на тамильском, телугу и каннада. Это зрелищные, масштабные и технично выполненные фильмы с акцентом на локальные ценности и глобальный масштаб.

Пик современности: «RRR», Pan-India и Оскары

Фильм «RRR: Рядом ревёт революция» (2022) стал событием не только в Индии, но и в США, Европе, Японии. Эта эпическая фантазия о дружбе и восстании в колониальной Индии собрала более $160 млн в прокате, стала самым кассовым индийским фильмом в истории Netflix, выиграла Оскар за лучшую оригинальную песню («Naatu Naatu») и вошла в топ-10 лучших фильмов года по версии «The New York Times».

RRR: Рядом ревёт революция

Это кино нового поколения: громкое, техничное, эмоциональное, но при этом — глубоко индийское. Его успех положил начало тренду Pan-India cinema — фильмов, которые снимаются в одном регионе, но выходят по всей стране и за её пределами

Почему стоит смотреть индийское кино сейчас?

1. Уникальный синтез культур. Индийское кино не подражает — оно создаёт свои формы: в нём сочетаются древние эпосы и современная философия.

2. Честные эмоции. В эпоху иронии и постмодерна Болливуд не боится быть искренним: любить, страдать, бороться

3. Социальная смелость. Многие новые фильмы затрагивают темы гендера, кастовой системы, урбанизации, феминизма, экологии.

4. Разнообразие форматов. От артхауса до супергеройских саг, от исторической реконструкции до нуара — каждый найдёт своё.

5. Глобальный масштаб. Индийские режиссеры становятся участниками Канн, «Оскара», да и Netflix и Amazon Prime активно инвестируют в этот локальный контент.

Как посмотреть индийское кино в России прямо сейчас?

Вот уже почти 10 лет компания Indian Films выпускает в прокат по всей России лучшие индийские фильмы, в частности новинки последних лет. Премьеры появляются почти каждую неделю: например, с прошлой неделе в прокате индийский триллер-хоррор «Мама», а до этого показали драматическую комедию «Звезды на земле» и авантюрную комедию «Хаусфул 5».

А с 11 июля на большие экраны выходит проникновенная мелодрама «Нежность взгляда», вдохновленная культовыми фильмами жанра — «Запахом женщины» и «Пианино». В центре истории — слепой музыкант, который слышит мир иначе, а также актриса, прячущая свои раны за сценическим светом. Поначалу они говорят просто как попутчики, но постепенно из этих слов рождается нечто большее. Портал TV Mag является информационным партнером российского проката данных картин из Индии.

Другие картины индийского кинопрома можно посмотреть онлайн в хорошем качестве здесь - подборка индийского кино состоит не только из классических, хорошо знакомых фильмов, но и новинок последних лет.

Фото: Indianfilms.ru

Фото автора.
Журналист TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.