Сегодня название Болливуд известно каждому — не только в Азии, но и по всему миру. Яркие костюмы, зажигательные танцы, душевные драмы и музыкальные номера — стереотипы об индийском кино, знакомые многим. Но за этими клише скрывается по-настоящему мощная индустрия, которая прошла путь от наивной мелодрамы к эпическим блокбастерам мирового уровня. Индийское кино — это уже не только «Танцор диско», но и, например, лауреат «Оскара» «RRR». Почему его стоит смотреть сегодня? Давайте разбираться - TV Mag подготовил обзор про индийское кино и подробности индустрии Болливуда.
А посмотреть индийские фильмы онлайн в хорошем качестве здесь.
Рождение великой индустрии: 1910–1940-е
Индийская киноиндустрия — крупнейшая в мире по количеству выпускаемых фильмов. Только в 2023 году в Индии было произведено более 2 000 фильмов на 20+ языках, включая хинди, тамильский, телугу и маратхи. Для сравнения, в США за год выходит около 600 полнометражных лент.
А началось все с немой картины «Раджа Харишчандра» (1913), снятого Дадасахебом Фальке — отцом индийского кинематографа. Фильм был основан на мифологических сюжетах из древнеиндийского эпоса и сразу стал успешным. Это положило начало развитию кино в Бомбее (ныне Мумбаи) и других городах.
В 1931 году в Индии выходит первый звуковой фильм «Алам Ара», что стало поворотным моментом. Он породил традицию музыкального кино — с песнями, которые играют ключевую роль в повествовании. Песни и музыка с тех пор стали неотъемлемой частью индийской кинематографической культуры.
В этот период фильмы отражали борьбу за независимость, рассказывали мифологические и исторические сюжеты и служили инструментом формирования национального сознания.
Золотой век индийского кино: 1950–1960-е
Эти два десятилетия считаются классикой и пиком художественного кино в Индии. В это время появились режиссеры, которые навсегда изменили лицо индийского кинематографа. во-первых, Сатьяджит Рай — его фильм «Песнь дороги» (1955) завоевал Золотую пальмовую ветвь в Каннах и стал первым индийским фильмом, получившим мировое признание. Также стоит выделить Гуру Датт, Бимал Рой, Мехбуб Хан — мастера поэтического и социального кино, снимавшие ленты о бедности, неравенстве, любви и надежде.
Фильмы этого времени часто балансировали между эстетикой реализма и эмоциональной выразительностью. Были сняты такие шедевры, как: «Мать Индия» (1957) — номинант на «Оскар» за лучший иностранный фильм, и «Шри 420» (1955) — с Раджем Капуром в главной роли, ставший символом индийской социальной драмы.

Это был период, когда индийское кино активно взаимодействовало с итальянским неореализмом и советским кинематографом.
1970–1980-е: Масс-масала и суперзвёзды
С 1970-х годов Болливуд начинает ориентироваться на массового зрителя. Возникает жанр масала-фильма — взрывной микс драмы, комедии, боевика, романтики и песен. В центре — герой, который борется с коррупцией, бедностью и несправедливостью.
Амитабх Баччан, ставший «сердитым молодым человеком» индийского кино, стал кумиром целого поколения. Его фильмы «Занджир», «Шолай» и «Амара Акбара Энтони» задавали ритм эпохе.
На международной арене в это время прославился «Танцор диско» (1982) — культовый фильм, не только для Индии, но и для стран соцлагеря. В СССР он стал настоящим хитом, а Митхун Чакраборти — звездой народной любви.

Это время массового развлечения, но вместе с тем — отражения реальности: урбанизация, классовое расслоение, политические кризисы.
1990–2000-е: Болливуд глобализируется
С началом либерализации экономики в 1991 году Индия начинает стремительно меняться. И кино меняется вместе с ней. Болливуд открывается миру — фильмы начинают сниматься за рубежом, ориентироваться на индийскую диаспору в США, Великобритании и ОАЭ.
Формируется «эра трех Ханов»:
• Шахрукх Хан — «король романтики», звезда «И ты меня полюбишь» (1995),
• Салман Хан — любимец народных масс и боевиков,
• Аамир Хан — интеллектуал, который привнёс в мейнстрим социальную повестку.
Появляются такие хиты, как:
• «Девдас» (2002) — роскошный римейк классического романа,
• «Лагаан: Однажды в Индии» (2001) — историческая драма, номинированная на «Оскар»,
• «Кто я для тебя?» (2001) — романтика новой Индии.
2010-е: Цифровая трансформация и социальное кино
Новый этап начался с проникновением интернета, ростом стриминговых платформ (Netflix, Prime Video, Hotstar) и интересом к более разнообразному контенту.
На первый план выходят:
Социальные драмы: «Дангал» (о женщинах-спортсменках), «Падмават», «Проект «Чистая Индия». История любви» (о санитарной реформе),
Независимое кино: «Ланчбокс» (лауреат Канн), «Анкуш», «Масаан», «Парень из гетто» (о рэп-сцене Мумбаи),
Гендерные темы: «Королева», «Розовый», «Пощечина» — фильмы, говорящие о правах женщин и патриархате.
Свою также уверенно занимает кино Южной Индии — на тамильском, телугу и каннада. Это зрелищные, масштабные и технично выполненные фильмы с акцентом на локальные ценности и глобальный масштаб.
Пик современности: «RRR», Pan-India и Оскары
Фильм «RRR: Рядом ревёт революция» (2022) стал событием не только в Индии, но и в США, Европе, Японии. Эта эпическая фантазия о дружбе и восстании в колониальной Индии собрала более $160 млн в прокате, стала самым кассовым индийским фильмом в истории Netflix, выиграла Оскар за лучшую оригинальную песню («Naatu Naatu») и вошла в топ-10 лучших фильмов года по версии «The New York Times».

Это кино нового поколения: громкое, техничное, эмоциональное, но при этом — глубоко индийское. Его успех положил начало тренду Pan-India cinema — фильмов, которые снимаются в одном регионе, но выходят по всей стране и за её пределами
Почему стоит смотреть индийское кино сейчас?
1. Уникальный синтез культур. Индийское кино не подражает — оно создаёт свои формы: в нём сочетаются древние эпосы и современная философия.
2. Честные эмоции. В эпоху иронии и постмодерна Болливуд не боится быть искренним: любить, страдать, бороться
3. Социальная смелость. Многие новые фильмы затрагивают темы гендера, кастовой системы, урбанизации, феминизма, экологии.
4. Разнообразие форматов. От артхауса до супергеройских саг, от исторической реконструкции до нуара — каждый найдёт своё.
5. Глобальный масштаб. Индийские режиссеры становятся участниками Канн, «Оскара», да и Netflix и Amazon Prime активно инвестируют в этот локальный контент.
Как посмотреть индийское кино в России прямо сейчас?
Вот уже почти 10 лет компания Indian Films выпускает в прокат по всей России лучшие индийские фильмы, в частности новинки последних лет. Премьеры появляются почти каждую неделю: например, с прошлой неделе в прокате индийский триллер-хоррор «Мама», а до этого показали драматическую комедию «Звезды на земле» и авантюрную комедию «Хаусфул 5».
А с 11 июля на большие экраны выходит проникновенная мелодрама «Нежность взгляда», вдохновленная культовыми фильмами жанра — «Запахом женщины» и «Пианино». В центре истории — слепой музыкант, который слышит мир иначе, а также актриса, прячущая свои раны за сценическим светом. Поначалу они говорят просто как попутчики, но постепенно из этих слов рождается нечто большее.
Другие картины индийского кинопрома можно посмотреть онлайн в хорошем качестве здесь - подборка индийского кино состоит не только из классических, хорошо знакомых фильмов, но и новинок последних лет.
Фото: Indianfilms.ru
