В российский прокат вышел детективный драматический триллер «Самозванцы» с Линдой Лапиньш, Сергеем Шакуровым, Егором Бероевым, Владимиром Гуськовым, Анной Михалковой, Александром Адабашьяном, Ильдаром Гайнутдиновым и другими звездами в главных ролях. Это дебютный полнометражный фильм режиссера-документалиста Марии Рейзен. По сюжету «Самозванцев» в попытках разобраться в обстоятельствах смерти знаменитого режиссера и спасти его последний фильм влюбленные герои не замечают, как оказываются в центре исторических событий, которые навсегда изменят их жизнь. Оригинальная картина о событиях 1993 года впервые была показана в рамках конкурсной программы «Русские премьеры» 47-го Московского международного кинофестиваля. TV Mag поговорил о фильме и его необычной задумке с режиссером «Самозванцев» Марией Рейзен.
Мария, как вы подошли к подбору актерского состава для «Самозванцев»?
Подбор актеров был долгим. Особенно сложно было найти главную героиню – Лизу. Мы со вторым режиссером Антонидой Чагиной только вживую записали около ста проб, плюс самопробы, фотографии… Тогда Тоня вспомнила о Линде Лапиньш, это было для меня настоящее узнавание: это Лиза. Линда сделала потрясающую пробу.
Что для вас было главным при работе с актерами разных поколений?
Для меня не было сложностей в связи с возрастом актеров, скорее, важно было найти точки соприкосновения с материалом, помочь им понять текст, вспомнить время, в которое мы должны были перенестись в фильме.
Какие новые грани известных артистов удалось раскрыть в этом фильме?
Об этом, скорее, судить зрителю, но, например, с Сергеем Каюмовичем мы пришли к выводу, что пушкинский текст гораздо точнее звучит, когда произносится шепотом. Вообще, я была приятно удивлена, насколько он доверяет режиссеру, это настоящий профессионализм.
Кто из актеров вас удивил своим решением роли или актерской смелостью?
Опять же, Линда. Мы очень много работали над ролью, очень много личного заложили внутрь. Она все это держала на площадке, ей было очень непросто.
Как вы работали с Линдой Лапиньш над образом героини? Что в этой роли было принципиально новым для нее?
Для Линды, несмотря на внешность, органично ярче реагировать на происходящее, а я просила ее «кипеть» изнутри. Пожалуй, это для нее было самым сложным.
Чем по-новому раскрылись Егор Бероев, Анна Михалкова, Сергей Шакуров в контексте этой истории?
Думаю, неравнодушие – самое главное, они как профессионалы очень внимательно отнеслись к материалу, я очень благодарна за это. Мы пробовали разные варианты, приходили вместе к общему решению. Особенно важно это в плане нюансов, которые на первый взгляд не видны, но в итоге из них сплетается атмосфера.
Какой из актерских дуэтов в кадре оказался самым сильным или неожиданным?
Для меня любимая сцена – Мнишек и Лжедмитрий, возможно, потому, что с Ильдаром (Ильдар Гайнутдинов, – Ред.) работать было и сложно, и интересно, ведь он артист другого жанра, для него это было внове. Конечно, такой образ Самозванца кажется неожиданным, но мне очень близка именно такая трактовка этого образа. Уршула (Уршула Магдалена Малка, – Ред.) вообще потрясающая, такой непростой текст на чужом языке и крупные планы ее не напугали. У них с Ильдаром сразу возникла «химия».
Насколько свободно вы позволяли актерам отходить от текста и искать живую интонацию времени?
Только в сценах Лизы и Вадима мы немного отходили от текста, лишь переставляли слова местами. Это связано с тем, насколько комфортно артисту в данный момент говорить, я всегда только приветствую такие вещи.
С кем у вас сложился настоящий творческий союз в процессе съемок?
С Александром Артемовичем Адабашьяном у меня сложился не просто творческий, но и самый настоящий дружеский союз. Мы и теперь часто о многом говорим.
Что помогло актерам не просто воспроизвести атмосферу 1993 года, а прожить ее на экране?
Думаю, память во многом помогла актерам жить в кадре, ведь почти все из нас – свидетели событий тех лет. Плюс на площадке перед мотором мы смотрели хронику 1993 года, специальную подборку для нас сделала замечательный режиссер-документалист Светлана Осипова.
Зачем вам было важно рассказать об этом времени именно сейчас, спустя 30 лет?
Как сказал однажды художник-постановщик картины Женя Митта, тридцать лет – достаточный срок для того, чтобы попытаться понять, что произошло, но, самое главное, – что могло бы произойти в тот момент. Тогда, возможно, мы получим шанс предотвратить повторение этого ужаса в будущем. Плюс я заметила, что некоторые свидетели тех событий не вполне осознают, что же тогда случилось.
В чем, по-вашему, перекличка между Смутным временем XVII века и событиями 90-х?
Для нас эта параллель кажется очевидной. В ее простоте – сила, история повторяется из века в век, и человек ведет себя так же, как 400, 200, 100 и 30 лет назад, ничуть не меняясь. И то, и другое время невероятно увлекательны, наполнены подлинным драматизмом, предательством, жаждой власти, надеждой на лучшее будущее и, конечно, любовью. Жизнь обычного человека в такие времена превращается в захватывающее приключение, пусть часто с трагическим финалом. А вообще, российская история не уступает в увлекательности «Игре престолов».
Что для вас правда времени и как вы искали ее в деталях?
Главное, правда психологии героев, их мотивов, отношений, реакций, даже слов. Правда времени должна была быть во всем, самое сложное было, конечно, собрать аппаратуру того времени. Мы буквально собирали все по крупицам, Женя ездил на склады, в какие-то подвалы, друзья приносили, у кого что было. Очень мало что сохранилось.
Насколько фильм для вас художественное высказывание и насколько — личная память?
Для меня это, скорее, личная память. 1993 – потому что помню, как было страшно. «Борис Годунов» – потому что росла рядом с прадедом, потрясающим исполнителем этой роли (Прадед режиссера – народный артист СССР, солист Большого театра Марк Рейзен в разные годы исполнял партии Бориса Годунова и Пимена в опере Мусоргского «Борис Годунов», – Ред.). Москва – потому что это родной город…и даже «Нива», на которой ездит Лиза, у меня была первой машиной.
Кому надо пойти и посмотреть этот фильм в кинотеатрах?
Этот фильм нужно пойти и посмотреть тем, кто любит захватывающие истории. А российская история в ее ключевые моменты – и Смутное время, и октябрь 1993 – именно такова. Тем, кому интересен Пушкин, – не только поэт, но и философ, его великолепная, часто парадоксальная драматургия, великие стихи, размышления о русской истории. И тем, кто хочет увидеть любимых артистов в неожиданных образах, – добро пожаловать и приятного просмотра!

Фото: «Централ Партнершип»