В широкий прокат вышла семейная приключенческая лента «Пальма 2» с Виктором Добронравовым, Леонидом Басовым, Владимиром Ильиным, Валерией Федорович и другими артистами в ведущих ролях. В центре сюжета — продолжение истории овчарки Пальмы из одноименного хита. Во второй части фильма Пальма заводит дружбу с медвежонком Мансуром, с которым она знакомится в таежной глубинке, куда переехала семья Лазаревых. Когда косолапого друга похищают местные браконьеры, ему на помощь приходит верная Пальма. Двум животным нужно найти дорогу домой через лес, полный диких зверей, охотников и других опасностей. А Лазаревым, отправившимся на поиски своих четвероногих друзей, предстоит вспомнить, что значит быть настоящей семьей. О съемках «Пальмы 2» TV Mag поговорил с режиссером ленты Владимиром Кондауровым.
Владимир, это ваш первый режиссерский проект. Как вы попали в «Пальму 2»?
Автор первой «Пальмы» Александр Домогаров младший – мой друг и однокурсник, мы часто советовались друг с другом во время учебы, показывали свои работы, тесно общались. И когда Саша запустил «Пальму», он предложил мне монтировать фильм на площадке – чтобы и поддержать его, и помочь. Таким образом я прошел всю первую «Пальму» и полюбил всех ее героев, так как монтировал фильм сразу на площадке. Когда речь зашла о второй части «Пальмы», то Саша уже не мог быть ее режиссером: у него появились другие проекты, и возникли личные обстоятельства, болела мама, он буквально разрывался. Тогда Саша сказал, что очень хотел бы передать «Пальму» в мои, так сказать, добрые руки (улыбается). Так как он знал, что я очень люблю этот проект, люблю его героев и придам картине новое звучание, сохранив все то хорошее, что он создал.
«Марс Медиа» редко назначает на такие крупные проекты режиссеров-дебютантов, как вам удалось завоевать доверие больших продюсеров?
Это огромная заслуга Саши. На самом деле было много кандидатов в режиссерское кресло «Пальмы 2». Это были, в том числе, весомые опытные мастера с успешными картинами за плечами. Но постепенно этот список режиссеров по разным причинам редел. И Саша предложил Рубену Дишдишяну просто пообщаться со мной, ведь разговор ни к чему не обязывает. Мы встретились. Я пришел со своими наработками, режиссерской экспликацией, сказал, как вижу фильм. Рубену Дишдишяну понравилось мое видение, и меня утвердили. Он поверил в меня, за что я очень ему и всем коллегам благодарен. Конечно, со мной был креативный продюсер Нарек Мартиросян, который делал первую «Пальму», так что команда была очень профессиональной и поддерживающей. Я понимал, что вторую часть хита создавать всегда тяжело. А тот факт, что первую часть снял мой друг, придавало больший груз ответственности. Конечно, я хотел эту планку удержать.
Что вы добавили в «Пальму 2»?
Каждый режиссер должен стремиться снимать то, во что он верит. Если ты не любишь животных, странно снимать картину о любви к ним… Я люблю животных. Помню, как умирал мой пес, и это было очень трагично для меня. Поэтому все то, что вы увидите в кадре, – это и есть часть меня.
Мы немного поменяли тональность фильма. Если первая «Пальма» была более драматичная, то второй фильм больше приключенческий, комедийный, но в нем есть сцены, где можно взгрустнуть. Главное — сохранилась атмосфера первой «Пальмы». Во многом благодаря тому, что команда создателей фильма осталась практически неизменной.
Вся семья Лазаревых — это уже полюбившиеся герои. Но появились новые персонажи, и я считаю своей большой удачей назначение в проект артистов: Ивана Агапова, Таисьи Калининой, которую нашли среди сотен девчонок, Сергея Гилева. Некоторые герои раскроются с новой стороны. Например, Игорь Хрипунов играет в первой «Пальме» начальника службы безопасности, такого плохого персонажа, который пытается убрать собаку с аэродрома. А в новой части он совершенно другой, он изменился. Теперь он помогает героям и, по сути, самый добрый смешной герой в картине. Мне кажется, мы с Игорем нашли для его персонажа прекрасный образ.
В кино, как говорят, самое сложное — работа с детьми и животными. У вас на площадке — дети, собаки, медведь… Каково было со всем справляться?
… А еще были самолеты, вертолеты, плавание в воде, в том числе, купание медведя, да еще и пожар… «Посчастливилось» в одном фильме попробовать это все! (Смеется). Что касается собак, то у нас была замечательная дрессировщица Саша Степанова – глава компании Animal Art, которая работала с собаками на первой «Пальме». Поэтому тут у меня было меньше вопросов, я понимал механику, как с собакой взаимодействовать. Мне хотелось усложнить съемки с ней: снимать собаку более длинными кадрами, чтобы за один кадр она выполняла как можно больше разных действий, чтобы не дробить на монтаже, чтобы от фильма складывалось подлинное ощущение, что все по-настоящему. И это удалось. А вот с мишкой нам дрессировщик сразу сказала: вы, конечно, классно придумали снимать медведя-подростка, но он неуправляемый! (Улыбается). Если бы это был взрослый медведь, то он был бы более спокойный, надрессированный, послушный. А подросток мишка – такой же, как и человеческий подросток: у него все по настроению и куча капризов (Смеется). Вспоминаю диалог с дрессировщиком: спрашиваю, почему мишка лежит и ничего не делает, время же уходит. Дрессировщица отвечает: так он голодный, я его покормлю, и он начнет работать… В итоге мы его покормили, но он опять ничего не делает… Спрашиваю, а сейчас почему ничего не делает? В ответ: а сейчас он сытый, у него нет никакой мотивации что-либо делать! (Смеется). И вот мы ловили эту сложнейшую фазу, когда он уже не голодный, но еще не сытый… Огромная благодарность всей нашей группе, что проявляли терпение и ждали нашего малыша часами.
Была мысль использовать вместо живого медведя компьютерную графику?
Это была принципиальная позиция и продюсеров, и моя как режиссера – не использовать компьютерную графику. Нам хотелось достоверности. В первой «Пальме» все было по-настоящему, и во второй — тоже. Нам хотелось, чтобы наш мишутка на самом деле взаимодействовал с артистами и с собакой. Интересно, что некоторые зрители после просмотра говорят: какая у вас крутая графика! Видимо, в голове не укладывается, что у нас снимался настоящий мишка и это может быть реальность!
Приходилось ли актерам учиться работать с медведем? Насколько это было опасно?
Конечно. Все артисты до съемок ездили к мишутке и учились с ним взаимодействовать. Дрессировщица рассказывала правила безопасности, учила кормить мишутку, показывала, где его можно погладить, и так далее. И собака тоже училась общаться с мишкой, чтобы они не боялись друг друга на съемках. Это была действительно планомерная и трудная работа. Опасность присутствовала всегда, ведь медведь все же дикий зверь, к тому же подросток. Со своей стороны мы бережно относились к нашим животным, чтобы им было комфортно сниматься и они не испытывали какого-либо стресса. В итоге все остались довольны и никто не пострадал.
Какой посыл у фильма, на ваш взгляд?
Это кино про семью, про любовь и дружбу. В такой суетливой жизни, как у нас, где порой ради выживания надо быть циничным, прагматичным, надевать маску или броню, чтобы никто не мог на тебя напасть, мы как будто немного забываем об этих простых ценностях. Это кино создано для того, чтобы напомнить себе и зрителю о них. Другой важнейший для меня посыл фильма в том, что надо слушать и слышать близкого тебе человека, нельзя замыкаться в себе, надо общаться, не бояться делиться своими переживаниями, показаться слабым. Если молчать, то близкий человек может иначе интерпретировать твое поведение. Также это фильм о прощении. Если хочешь мира в семье – путь лежит через мост прощения. Так говорит один из героев «Пальмы 2». И еще это кино о том, что нельзя на всех вешать ярлыки. Все разные. И люди, и животные.
Вас лично как-то изменил этот фильм?
«Пальма» научила меня чаще прощать, быть менее раздражительным к мелочам и более чутким к окружающим.
Расскажите, какие проекты готовите после такого дебюта?
Сейчас я работаю над другим проектом «Марс Медиа» — фильмом «Хозяйка Медной горы» по сказке Павла Бажова. Написан очень эмоциональный, интересный сценарий Екатерины Мавроматис, и я думаю, это будет очень яркая лента. Также мы всем нашим составом – Сашей Домогаровым, продюсерами Нареком Мартиросяном, Кристиной Рейльян и сценаристом Екатериной Мавроматис – работаем над «Пальмой 3». Мне кажется, уже в начальных вариантах истории удалось придумать очень классное продолжение любимой картины о семье Лазаревых и их любимой собаке.
Фото: пресс-служба фильма