Наверх
794

3 апреля на больших экранах выйдет продолжение народной комедии «Батя» — «Батя 2. Дед». В сиквеле зрителей ждут не только воспоминания маленького Макса о поездке в деревню к Деду и его методах воспитания, но и история самого Деда, прошедшего Великую Отечественную войну, и его непростая жизнь. Евгений Цыганов сыграл Деда сразу в нескольких возрастах. Помимо него, в фильме снимались Андрей Андреев, Владимир Вдовиченков, Стас Старовойтов, Надежда Михалкова, Степан Девонин, Анастасия Талызина, Соня Петрова, Севастьян Бугаев, Юра Степанов и другие. Телегид TV Mag поговорил со сценаристом и продюсером фильма Алексеем Литвиненко.

Расскажите, пожалуйста, когда вы поняли, что нужен и второй фильм «Батя 2. Дед», с какого момента началась работа над продолжением?

Понял не я. Поняли наши генпродюсеры. А дело было так: когда была премьера «Бати», практически в тот же момент в зале ко мне подошел Аркадий Водахов и сказал готовиться к сиквелу. Вот и, собственно, работа началась! Ну а далее работу можно поделить на два этапа: первый, большой и незаметный, — это разработка концепции, он начался практически сразу. Антон Зайцев придумал, что в продолжении будем рассказывать о деде, и мы около года-полутора лет думали-крутили, как бы в фоновом режиме, об идее, параллельно работая и над другими проектами. И далее — второй этап — уже работа конкретно над сценарием, которая началась примерно за полтора-два года до начала съемок, то есть примерно в начале 2021 года, а снимать начали в 2024 году.

С какими сложностями вы столкнулись, когда писали сценарий второго фильма?

Еще в процессе разработки концепции, когда мы прекрасно понимали, что раз речь идет о сиквеле, будет сложно. Продолжение популярных фильмов — это всегда нелегко. Мы понимаем, что зрители могут воспринимать сиквелы как пример эксплуатации темы. Если мы сделаем такой же фильм, как предыдущий, то это будет плохо. То есть нужно такое продолжение, которое восприняли бы хотя бы на таком же уровне, как и первый фильм, но точно не хуже. А для этого он должен быть, ну скажем, в пять раз лучше. Есть, к примеру, «Терминатор 2», сиквел на голову выше оригинала и ставший классикой. Вот мы хотели стать «Терминатором 2»! (Смеется) Посмотрим, получится ли…

Алексей Литвиненко, сценарист и продюсер фильма «Батя 2. Дед», на съемочной площадке

А вы сразу ли поняли, что это будет именно дед? Может быть, какие-то были другие варианты?

Это была идея Антона Зайцева, и других вариантов не было. Сказал: «Я все придумал! Будет дед! У меня был дед классный. Можно написать историю на примере его жизни. Приходи, расскажу!»

Какие собственные истории — из вашего детства или детства ваших близких — вы использовали в фильме?

Все истории так или иначе наши собственные, хотя не обязательно происходившие со мной или с близкими. У всех нас есть какой-то фон воспоминаний, некое общее детство, у каждого поколения — свое, с какими-то своими знаковыми моментами. Кто-то в разговоре вспоминает, рассказывает, добавляет. Вот условный карбид в моей жизни был, много было карбида в моем детстве: когда я был маленьким, на нашей улице газ проводили, там сварка и карбид этот в неограниченном доступе. Ну или, скажем, как «Сектор Газа» тайком слушали. Наш мозг хорошо все запоминает, а разархивировать эти воспоминания, превратить воспоминания и рассказы в комедийные скетчи — это работа сценариста.

А у вас любимая история в картине «Батя 2. Дед» есть?

Я очень люблю скетч про то, как мальчик с девочкой в дочки-матери играли. Во-первых, он меня жутко веселит, а во-вторых, мне кажется, он поднимает очень важную тему семейного насилия. В глубине души надеюсь, что будут люди, которые посмотрят эту сцену всей семьей, а потом посмотрят друг на друга и… замолчат, о чем-то задумаются… Если так будет хотя бы в одной семье в нашей стране, я уже буду думать, что я что-то сделал хорошо и правильно.

Почему именно Евгений Цыганов в роли деда?

Сначала хотели рассматривать на эту роль пожилых артистов, но возникли сложности, что на роль «молодого деда» нужен кто-то такой же, с похожей антропометрией, пластикой, лицом. Были даже варианты использовать для этого нейросеть. Рассматривали Александра Михайлова на роль деда, а «молодого деда» — Николая Наумова, наложив на него лицо Михайлова. Но на каждом этапе чувствовались компромиссы, и когда их количество стало критическим, возник вопрос качества. Тогда Антон Зайцев сходил на спектакль «Я — Сергей Образцов», где Женя Цыганов играл пожилого персонажа, и понял, что нужно попробовать с ним. После поняли, что это верное решение.

Расскажите о его герое — том самом деде, новом персонаже во вселенной «Бати».

Сначала мы думали, что батя у нас (Владимир Вдовиченков — прим. ред.) строгий, неулыбчивый, поэтому дед должен быть таким дружищем, который вместе с пацаном что-то вытворяет. Но в ходе работы над персонажем поняли, что уходит комедийная перспектива. Уже потом возникла шутка, что дед решил умирать, и в этой ситуации присутствие ребенка для него совсем не в тему. Поэтому мы переменили концепцию — появился вечно всем недовольный дед, который ходит, бурчит. А когда в проекте появился Женя Цыганов, уже сформировался тот самый дед — с иронией. С внуком они стали бандой, двумя хулиганами, большим и маленьким, где дед может и покорить, и ремня дать. Это свойственно большим артистам — они оживляют персонажей, и тогда просто нужно бережно сценарий под них подкорректировать, что и было сделано.

Где проходили съемки? Какие сложности были на съемках?

Работа над фильмом складывалась хорошо, сложностей никаких не было. Почему? Потому что у нас была очень хорошая, качественная подготовка, и в этом залог успеха. И у нас была отличная команда, организация. А еще был абсолютно готовый сценарий. Снимали на Урале, в Кыну, в деревне. Я смотрел наше кино уже раз 100 в разных версиях, и мне нравится!

По каким поводам у вас возникали творческие споры? И с кем, если не секрет?

Конечно, с Пашкой, с Тихомировым, соавтором моим (смеется). Мы с ним знакомы очень давно и с 2014 года регулярно вместе работаем, постоянно спорим, конечно! Но годы берут свое, мы становимся мудрее… В общем, у нас были, скорее, не споры, а дискуссии. А с Ильей (Илья Учитель, режиссер фильма — прим. ред.) вообще споров не было. Почему? Смотрите мой ответ про особенности наших съемок выше. А если кратко, я так скажу: у нас был рабочий режим, скукотища. На ток-шоу нечего рассказать (смеется).

А вдруг вы знаете, понравился ли «Батя» Валерию Леонтьеву, чья песня про дельтаплан стала не только главной музыкальной темой фильма, но и, кажется, вообще одной из главных песен поколения?

Даже не знаю, смотрел ли он, не слежу за творческим путем и жизнью. Я считаю, это великая песня! А вообще, как и свойственно любому большому музыкальному произведению, она рождает в человеке нужное настроение вне зависимости от того, готов он к этому или нет. То есть ты можешь начать слушать песню «Дельтаплан», находясь в абсолютно любом состоянии, а после прослушивания все выходят одинаковые, как из инкубатора. И не важно — поклонник ли ты исполнителя, слушаешь ли такое направление. Она — это как «Макдональдс» в мире музыки, но только в хорошем смысле, когда ты в любой «Макдак» придешь и знаешь, что ты получишь, и он будет всегда один и тот же.

У нас в «Бате» с этой песней рождаются нужная нотка ностальгии и какое-то возвышенное чувство, что все проблемы решились и все будет хорошо. Даже если сейчас тяжело. Как в фильме, когда после тяжелого разговора герои выходят на балкон подышать — это вот про тот самый глоток свежего воздуха. Когда становится легче. «Дельтаплан» ставит такую жирную эмоциональную точку, подтверждая, что герои решили все свои проблемы и теперь у них все будет хорошо.

В чем феномен популярности «Бати»?

Судя по всему, в узнаваемости происходящих историй, судя по тому фидбеку, что мы получаем. Этого и хотели: правдиво рассказать историю, максимально беспристрастно, не занимая чью-либо сторону — ни отца, ни ребенка, про то, как нас воспитывали в 80-90-х годах, в момент разрушения Советского Союза. Это фильм про педагогику, так или иначе, все истории про взаимоотношения детей и родителей.

Смотрите продолжение народной комедии «Батя» — «Батя 2. Дед» в кинотеатрах с 3 апреля

А вы прямо специально следите за комментариями зрителей?

Периодами, бывает, вдруг обнаруживаю себя читающим комментарии. В современном мире в комментариях они выясняют отношения: зрители разделились, кто-то говорил «правильно, так и надо, вот меня так воспитывали, человеком вырос», а кто-то видит в методах бати издевательство. Если честно, импонирует, когда разгораются эти холивары у пользователей (смеется). В любом случае, раз возникли эти дискуссии, люди общаются, значит, мы рассказали это честно. Я думаю, в этом успех «Бати».

Какие наиболее актуальные темы в кино сегодня? Что бы вы хотели рассказать зрителям?

На мой взгляд, есть запрос на фантастику и мистику в кино. А я бы хотел смешить, потому что смех — это классная терапевтическая штука, сильная эмоция, такая же сильная, как и плач, но только имеющая положительный оттенок. Это сброс нервного напряжения, поэтому смеяться полезно. Вот хочу лечить людей смехом! Вот надеюсь, что получится! И меня волнуют кризис жанра и отсутствие комедии. Что касается следующего моего фильма — это мистическая и смешная новогодняя сказка.

Какие фильмы, сериалы, шоу, книги, подкасты, музыка вас зацепили в последнее время?

Самое большое впечатление на меня в последнее время произвел фильм 1980 года «Наверное, боги сошли с ума». Всем советую! Невероятно классное кино! Из сериалов с удовольствием посмотрел испанский «Сто лет одиночества» по Маркесу, по книгам у меня период Сорокина. Из музыки — шведская пост-панк-группа Viagra Boys.

Смотрите фильм «Батя 2. Дед» с Евгением Цыгановым с 3 апреля 2025 года в кино.

Фото: Good Story Media

Фото автора.
Редактор интернет-журнала TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.