Наверх
330

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

На экраны вышел фильм о становлении трехкратной олимпийской чемпионки, 10-кратной чемпионка мира, звезды российского и советского спорта Ирины Родниной. Картина «Роднина» рассказывает о том, как, впервые встав на лед, маленькая Ира понимает: она нашла свое призвание. Спустя годы спортсменка идет к заветной золотой медали, но судьба преподносит ей настоящие испытания. Преодолев тяжелую болезнь, измену партнера, конфликт с тренером, Ирина Роднина обретает настоящую любовь и, благодаря невероятной силе духа, бросает вызов всему миру – возвращается на лед, чтобы стать легендой советского и мирового спорта. В картине снялись Владислава Самохина, Евгений Ткачук, Иван Колесников, Федор Федотов, Мария Миронова, Игорь Петренко, Даниил Воробьев, Марат Башаров, Виктория Полторак, Стася Милославская, Алексей Ягудин и другие артисты. О создании амбициозной ленты TV Mag поговорил с генеральным продюсером фильма – Юлией Сумачевой.

Юлия расскажите, как пришла в голову идея, что пора снимать кино об Ирине Родниной? Такое очевидное решение, но почему-то за такой фильм никто не брался в нашей стране. Почему, как вам кажется, фильма об Ирине так долго не было и вот он появился?

Идея пришла достаточно давно – в 2013 году. Мы прочитали книгу Родниной «Слеза чемпионки» и решили делать фильм. Сели писать сценарий, сделали несколько версий, но ни одна нас не устроила. Слишком много было событий в жизни Ирины Константиновны, из них было сложно выбирать: из всего многообразия надо было взять такие, чтобы сложилась история великого спортсмена. И мы решили на время отложить проект.

Еще встал вопрос о производстве. Технологически в тот момент мы не понимали, как возможно снять такое кино. Как правильно снимать лед? Какими должны быть артисты, которые встанут на коньки и будут кататься на уровне олимпийских чемпионов? Поэтому эту идею отложили до лучших времен, как бывает со многими проектами. Через какое-то время, когда стал понятен технологический процесс, мы вернулись к сценарию. Было два разных автора, которые дописывали и переписывали сценарий, пока он не стал финальным и не пошел в производство.

Продюсер фильма «Роднина» Юлия Сумачева на съемочной площадке

Расскажите о процессе переговоров с Ириной Родниной, почему и на каких условиях она согласилась, чтобы о ней сняли кино, и именно вы с Тимуром Вайнштейном? Пришлось ли убеждать? Что было для Ирины самым главным в фильме? Насколько много было творческой свободы у режиссера и продюсеров?

Когда мы обсуждали идею с Ириной Константиновной, она согласилась, что было бы интересно сделать кино, тем более имелась литературная основа. Мы встретились снова, когда появилась уверенность в нашей версии сценария, который и дали ей прочитать. Она высказала свои пожелания, внесла правки. По сути, ничего придуманного в фильме нет, мы просто взяли события ее жизни. Очень помогало, что рядом с нами был человек, который мог поделиться подробностями описанных событий, эмоциями и переживаниями. На следующую встречу с Родниной мы уже пригласили режиссера проекта Константина Статского. Творческая свобода – она только с одной стороны свобода, с другой – ограничена реальностью, так как мы делаем фильм о реальном человеке.

Ирина Роднина работала вместе со сценаристами над сценарием? Много было правок, дополнений?

Она вспомнила много деталей из жизни, сделала правки, которые, естественно, мы внесли. Это были интересные дополнения, которые мы не могли ниоткуда больше узнать, только от нее. Жизнь спортсмена полна каких-то незначительных, но очень специфичных вещей: как шнуровать коньки, как разминаться перед выступлением. Вроде мелочь, но, как известно, правда – в мелочах. Ирина Константиновна глобально просила только об одном: не уходить в драму с любовными треугольниками и больничными палатами. В остальном она доверилась нашему видению и нашей команде.

Почему при выборе режиссера остановились на Константине Статском?

С Костей Статским мы работаем не первый раз – он снимал для нас сериал «Мост». После успеха сериала мы обсуждали много потенциальных проектов, искали, где можем посотрудничать, и сошлись на том, что будем работать над фильмом «Роднина». У нас совпало видение проекта, а это самое главное. Константин пришел и сказал: «Я знаю, как это снимать».

Бюджет фильма, судя по открытым источникам, около 425 миллионов рублей. Как искали инвесторов, легко ли это было? Вообще, какой самый сложный продюсерский вызов был на этой картине? Какую основную важную проблему приходилось решать?

Бюджет проекта гораздо больше. Чтобы создать масштабное кино, требуется много средств. Чтобы как-то конкурировать с мировым кинопрокатом, нужно вкладывать много денег. Проект сложный, большой, и хотелось сделать его достойно. Нам изначально сильно помогли Фонд кино, кинокомпания «Р-1», онлайн-кинотеатр «Иви», кинокомпания «Темп». Затем подключились наши партнеры: телеканалы Россия, НТВ и ТНТ. Бюджет высокий, так что пришлось постараться его сложить, чтобы получилось достойное, красивое кино.

Владислава Самохина внешне похожа на Ирину. Отбирали актрису, ориентируясь на внешнее сходство? Как долго искали актрису на роль Ирины, кто участвовал в выборе, должна ли была сама Ирина одобрить актрису? Чье мнение было ключевым в принятии решения?

Мимо нас прошло много актрис. В финальном кастинге участвовало две актрисы, и мнения разделились: одна из актрис была очень похожа на Роднину, а вторая – была более трогательная с точки зрения эмоций. Я не скажу, кого мы выбрали. Могу сказать одно: Влада Самохина – это абсолютное обаяние и очарование, какой взгляд…Ирина Константиновна по достоинству оценила ее игру на премьере.

Осталась ли Ирина довольна картиной? Что вы сами думаете о фильме – почему он именно сегодня актуален?

Я очень волновалась, когда мы впервые показывали фильм Ирине Родниной. По ее лицу было трудно понять, понравился ли ей фильм или нет. Вообще, очень сложно понять, что чувствует человек, который смотрит картину о себе. Наверное, это крайне волнительно, хотя ее лицо не выражало явных эмоций. На нем не было ни недовольства, ни восторга. От этого мне, сидя рядом с ней в кинотеатре, было еще сложнее определить, понравился фильм или нет. Я все пыталась, поворачивая голову в ее сторону, оценить ситуацию. Но когда закончился фильм и пошли титры, включился свет, Ирина Константиновна сказала: «Спасибо вам большое! Я не представляю, как вы это сделали!». Тут я поняла, что фильм удался. Потом мы услышали еще много слов благодарности. На премьере, обращаясь к зрителям, Ирина Константиновна назвала фильм более цельным, чем сама жизнь. Это, безусловно, очень приятно.

Почему фильм актуален сейчас? Спорт и политика были всегда неразрывно связаны, и если вспомнить историю, то такое происходит не впервые. Наши спортсмены сейчас в такой же сложной ситуации, в какой была и наша героиня: бойкоты, провокации…Хочется сказать им слова поддержки и пожелать, чтобы в скором времени они продолжили участие в Олимпийских играх и в других международных соревнованиях.

Юлия, вы создали больше 80 фильмов, 500 проектов на ТВ. Но наверняка есть основные проекты, самые любимые сердцу или самые ключевые в вашей карьере. Какие и почему они?

Безусловно, у меня есть ключевые проекты. Можно сделать тысячу проектов, но они все забудутся. Наша работа измеряется рейтингами, долями, просмотрами. Желание сделать что-то популярное, о чем все будут говорить, что будут обсуждать, важно для продюсера. Если брать кинопроекты, ты всегда ищешь историю, пытаешься ее реализовать так, чтобы зритель ее запомнил. Наверное, из всех проектов, которые изменили мой статус продюсера и оставили след в отечественной кино- и телеиндустрии, стоит назвать сериалы «Пепел», «Родина», «Мост», «Художник», «Библиотекарь», художественный фильм «Праведник» и, очень надеюсь, что «Роднина».

Из шоу назову «Один в один» – в момент выхода в эфир это был огромнейший взрыв, потом «Маска» и «Ну-ка, все вместе!». Проекты выходят не первый сезон, но о них до сих пор говорят и их любят.

Когда вы принимаете решение – давать жизнь проекту или не давать, запускать или нет – какие критерии выбора у вас? Как вы принимаете решение, какому проекту быть? Личный интерес при прочтении сценария? Личность сценариста?

Это как раз самое сложное в работе продюсера. Либо ты продюсер, либо нет. Либо умеешь отделить зерна от плевел, либо нет. Либо ты понимаешь настроение зрителя, либо нет. Я не могу этому никого научить, кому-то объяснить. Если ты можешь угадать, что будет актуально через 2-3 года – время, которое занимает производственный процесс проекта, – то можешь смело назвать себя продюсером. Ты отрабатываешь много проектов, но из них в идеале только 10 процентов идет в производство.

Пытаетесь ли вы угадать предпочтения массового зрителя, и если да, то как?

Нужно много смотреть, читать, видеть, что делают коллеги, оценивать и анализировать настроение зрителя. И из всей этой информации предположить, что будет интересно спустя какое-то время. Нет единого совета или решения, нужно слушать свою интуицию и думать о том, что ты должен сделать что-то хорошее.

Что самое важное сегодня при создании фильма?

Я всегда отрицала вероятность, что буду делать большие фильмы. Это сложный и непредсказуемый бизнес. Даже сложно назвать это бизнесом. Поэтому говорила себе: нет, кино – не для меня. Делала сериальные проекты, качественные, высокого уровня, но от кино всегда уходила. «Роднина» – фильм достаточно сложный, амбициозный и очень дорогой. От момента начала работы над ним до выхода на экран прошло почти 12 лет. Нужно было найти подходящего режиссера, с которым можно войти в огромный рисковый проект, подобрать актерский состав, найти партнеров, которые поверят в твою идею, в сценарий. Это огромная работа. Производство и прокат кино очень похожи на игру в казино – никогда не знаешь, выпадет тебе full house или нет.

Расскажите, куда вы идете дальше, какие цели у вас как у продюсера, какие мечты?

Сейчас у нас в работе большая картина «Быстрее врага». Очень хочется ее реализовать. Мы работаем над ней много лет, надеюсь, звезды сойдутся и мы сможем доделать проект в этом году.

Фото: личный архив Юлии Сумачевой, «Централ Партнершип»

Фото автора.
Обозреватель TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.