Наверх
295

На этой неделе вышла в прокат психологическая драма «О, Канада» с участием Ричарда Гира, Джейкоба Элорди и Умы Турман. Фильм Пола Шредера рассказывает о знаменитом документалисте, который на пороге смерти внезапно раскрывает репортерам все неприятные тайны своей биографии. TV Mag рассказывает, чем интересна киноновинка.

Съемочная команда прибывает в дом канадского режиссера Леонарда Файфа, который известен своими громкими разоблачительными фильмами. За долгие годы Лео заработал безупречную репутацию борца за прогрессивные идеи, однако в ходе интервью постановщик неожиданно начинает признаваться в том, что львиная доля его биографии – чистейшая ложь, а сам он когда-то бежал в Канаду из США просто, чтобы избавиться от груза семейных обязанностей. Шокированные репортеры решают все же закончить проект, пока Леонард рассказывает все больше неприглядных подробностей из своего прошлого, выставляющих его жизнь в радикально новом свете.

Пол Шредер хорошо известен любителям кино: он написал сценарии к нескольким шедеврам Мартина Скорсезе, например, к «Таксисту» и «Бешеному быку», и сам неоднократно снимал драмы и триллеры – не так давно в прокате шел его фильм «Холодный расчет». В своей новой работе Шредер с уже привычным мастерством переплетает тонкий психологизм и семейную драму с историей взросления. Фильм основан на романе Рассела Бэнкса, который в ходе съемок попросил Шредера дать экранизации название «О, Канада». Сама книга называется Foregone. Шредер согласился, и это тот случай, когда имя имеет значение. Тому есть три больших причины, каждая из которых важна для понимания фильма.

Фото: Global film
Фото: Global film

Причина первая, историческая. «О, Канада» — название канадского национального гимна, возникшего еще в 1880-х годах, но с тех пор ставшего популярным в народе, через сто лет утвержденного уже официально. Хотя с конца 1930-х «О, Канада» исполнялась перед многими важными событиями, причем часто на французском и английском одновременно, чтобы подчеркнуть языковое единство страны), лишь в 1980-м гимн получил официальный статус. Сюжет фильма Шредера завязан на побеге юного Леонарда, которого играет Джейкоб Элорди, из США в Канаду во время бурных 1960-х, и новая страна символизирует новый этап в беспорядочной жизни молодого человека. В названии есть и другой, не столь очевидный, подтекст: гимн повествует (во втором куплете оригинальной французской версии) о «канадце, чья новая карьера отмечена Небом», тем самым перекликаясь с сюжетом фильма о человеке, ставшем знаменитым на новом месте.

Саундтрек фильма «О, Канада»

Причина вторая, музыкальная. Саундтрек «О, Канады» имеет особое значение для придания драматических акцентов сюжету. Его автор – Мэтью Хоук, выступающий под сценическим псевдонимом «Phosphorescent», работающий с начала 2000-х и уже записавший с десяток альбомов. Для фильма Phosphorescent подобрал точно выверенный звуковой ряд, отражающий все сквозные темы сюжета, в том числе и ту, что связана с бегством в Канаду. Помимо специальных фрагментов для особо эмоциональных сцен (например, с умирающим Лео, шепчущим слова гимна), за кадром также звучит меланхоличный кавер на канадский гимн, подчеркивающий ностальгическое настроение фильма.


"Heaven has noted his career In this new world"


Тем самым задается контраст возвышенного текста о свободе и гордост с ощущением утраченной молодости, пронизывающим весь фильм. Музыкальное сопровождение в «О, Канаде» отлично сочетается и с названием, и с центральной темой фильма: это лиричные и грустные мелодии с пробирающим вокалом, настраивающие на раздумья о прошлом.

Суть названия

Причина третья, концептуальная. Название «О, Канада» не только отсылает к идее гордости за новую жизнь в новой стране, но и отражает мрачную иронию, которую Шредер закладывает в сюжет. Леонард, будучи документалистом, то есть тем, кто снимает подлинную жизнь, а не выдуманные истории, на деле оказывается как раз лжецом, умело манипулирующим своей биографией. В отличие от многих мигрантов, для него Канада не столько новый дом, сколько чистый лист, на котором можно написать все что угодно, чтобы понравиться публике.

Освещая жизненный путь «профессионального обманщика», Шредер показывает, насколько легко в современном мире стать звездой, просто говоря людям то, что они хотят услышать – а остальное можно придумать, при хорошем реноме никто всерьез проверять не станет. При этом, хотя Леонард, в пожилом возрасте сыгранный Ричардом Гиром, и выставляет себя отъявленным лгуном, фабрикующим свою биографию, его жена Эмма, которую сыграла Ума Турман, несмотря ни на что, пытается защитить его от разоблачения. Исследуя их сложные и зачастую травматичные отношения, Шредер показывает, как в одном человеке могут уживаться талант и низость. А заодно – с помощью актерского таланта Турман – дает понять, почему близкие люди порой остаются в отношениях с двуличными людьми, даже если знают об их пороках. Но – и это возвращает нас к названию – эмиграция в Канаду и новая жизнь с Эммой здесь изображаются не как рывок к творческой свободе, а как побег от реалий взрослой жизни. Шредер тем самым рифмует сюжет фильма со строчками гимна, где говорится об «эпической истории и великих делах», саркастически обыгрывая всем в Канаде знакомый пафос, особо в этом смысле удался финальный флешбэк.

Фото: Global film
Фото: Global film

Неудивительно, что фильм впечатлил критиков, отметивших самоотверженную работу Гира и сложные вопросы, поднятые в сюжете. «О, Канада» — фильм отнюдь не легковесный, но вовлекающий медитативным ритмом, хорошей актерской игрой и обилием мелких креативных решений, от игры с рваной хронологией до психоделических кадров из ранних документалок Лео. Тут есть над чем задуматься, особенно если вам интересно, как создаются легенды в биографиях и как затейливо порой ложь в искусстве переплетается с правдой.

Смотрите драму «О, Канада» в российских кинотеатрах по всей стране с 20 февраля.

Фото: Global film

Фото автора.
Журналист TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.