Музыка военных лет — это не просто мелодии, а настоящий символ стойкости и надежды. Она вдохновляла солдат на фронте и поддерживала тех, кто трудился в тылу, а сегодня продолжает пробуждать в нас гордость и память о подвигах прошлого. Этой силе искусства посвящен новый фильм «Война и музыка», который вышел в прокат 6 февраля. Картина напоминает, как музыка помогала людям сохранить веру даже в самые тяжелые времена.
Но что мы знаем о судьбе самих песен? Мы знакомы с ними с детства, но их история для многих остается неизвестной. Как они рождались, как менялись и как звучат сегодня? Давайте пройдем этот путь вместе и узнаем, как песни военного времени продолжают жить в наших сердцах.
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
Песня «Священная война», символ Великой Отечественной войны, была создана в первые дни после ее начала. Стихи поэта Василия Лебедева-Кумача с легендарной строкой «Вставай, страна огромная!» прозвучали по радио 24 июня 1941 года и сразу были опубликованы в газетах «Известия» и «Красная звезда». Уже через три дня стихи легли на музыку композитора Матвея Блантера, а затем Александра Александрова, чей вариант стал официальным гимном войны.
Массовое распространение песни началось осенью 1941 года, во время Московской битвы. Тогда «Священная война» стала звучать ежедневно по всесоюзному радио каждое утро после боя курантов. До этого песню считали слишком трагичной для пропаганды.
«Священная война» вдохновляла солдат, а Маршал Жуков назвал ее «бессмертной». В послевоенные годы она стала визитной карточкой Ансамбля песни и пляски Советской Армии, а впоследствии и российской.
![](/upload/c02681/img_7982-dcxbhc.png)
КАТЮША
Песню, которую сегодня знают все поколения, написали еще до войны — в 1938 году. Автором стихов стал поэт Михаил Исаковский, а музыку создал композитор Матвей Блантер. Идея песни родилась у Исаковского еще в середине 1930-х годов, но долгое время он не мог найти подходящее завершение для сюжета. В итоге вдохновение пришло, когда он представил образ девушки, которая поет о своем любимом, ушедшем защищать Родину. Когда началась война, песня «Катюша» приобрела иной смысл. Ее пели не только на фронте, но и в тылу, а имя «Катюша» стало синонимом для реактивных минометов БМ-13. После окончания войны песня продолжила завоевывать популярность по всему миру. Ее перевели на десятки языков, а мелодия стала основой для множества интерпретаций. Например, в Италии песня известна как «Катарина», а в Израиле — «Катюшка».
Сегодня «Катюша» остается одной из самых известных русских песен. Ее исполняют на концертах, она в постоянном репертуаре хоров и ансамблей. А мелодия «Катюши» продолжает объединять людей, напоминая о силе искусства и стойкости человека.
![](/upload/cf6dc7/am2a7237-vxu6rh.png)
СИНИЙ ПЛАТОЧЕК
История этой песни началась с вальса, который в 1939 году написал польский композитор Ежи Петерсбурский. В 1940 мелодию услышал поэт Яков Галицкий и предложил Петерсбурскому наложить на нее слова. Песня быстро стала популярной благодаря своей лиричности и трогательному сюжету о любви и разлуке. Однако настоящую славу «Синий платочек» обрел в годы Великой Отечественной войны.
В 1942 году текст песни был переработан поэтессой Клавдией Шульженко и литератором Михаилом Максимовым. Новые строки, такие как «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих», придали песне военный колорит. Шульженко, выступавшая перед солдатами на фронте, сделала «Синий платочек» символом верности и надежды.
После войны песня продолжала звучать в исполнении Шульженко и других артистов, став классикой советской эстрады. В последующие годы ее исполняли такие артисты, как Иосиф Кобзон и Людмила Гурченко, каждый раз привнося свои оттенки в ее звучание.
![](/upload/70b96c/img_4869-dfig42.png)
ЖУРАВЛИ
В 1965 году поэт Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли», вдохновленное увиденным в Японии памятником девочке Садако Сасаки, которая верила, что тысяча бумажных журавликов спасут ее от последствий атомной бомбардировки. Гамзатов переосмыслил этот образ, связав его с памятью о погибших на войне. Позже стихи перевел на русский язык Наум Гребнев, а музыку к ним написал композитор Ян Френкель.
В 1969 году Марк Бернес, уже тяжело больной, записал свою последнюю песню в жизни — «Журавли». И хоть композиция была создана намного позже войны, она стала гимном памяти о павших в боях, а образ журавлей — символом душ солдат, ушедших в небесную высь.
С тех пор «Журавли» перевели на множество языков, она звучит на памятных мероприятиях, в фильмах и концертах. Ее исполняли Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Валерий Леонтьев и, конечно, Иосиф Кобзон.
![](/upload/94e681/img_4860-lupcdk.png)
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
В 1975 году, в преддверии 30-летия Победы, поэт и ветеран войны Владимир Харитонов обратился к композитору Давиду Тухманову, с идеей создать песню, которая бы передала всю гамму чувств, связанных с этим великим праздником. В этой синергии и появился гимн Победы.
Однако путь песни к признанию был непростым. Изначально ее сочли слишком современной и даже «несоветской» из-за ритмов, напоминающих диско. Но когда «День Победы» исполнил Лев Лещенко на концерте ко Дню милиции в ноябре 1975 года, зал взорвался аплодисментами. Песня стала символом праздника, ее запела вся страна, а строки «Этот День Победы порохом пропах, это праздник с сединою на висках» превратились в неотъемлемую часть торжеств.
С тех пор «День Победы» звучит на каждом параде, концерте и памятном мероприятии. Ее исполняли самые разные артисты — от мастодонтов советской эстрады до современных звезд. Песня стала не только символом 9 Мая, но и напоминанием о подвиге поколения, подарившего миру мир.
![](/upload/4d89b1/455a0384-kh15tc.png)
Смотрите фильмы о Победе и не только, а также телетрансляции, документальные проекты и многое другое — в онлайн и хорошем качестве здесь.
Фото: Атмосфера кино
![Фото автора.](/upload/iblock/b19/rgli4azewcxt5kji8xy29qz8tmqspdhn/black.jpg)