Наверх
781


Игорь Евдокимов
Обозреватель TV Mag

31 октября в нашем прокате стартует новая российская драма «Вечная зима» – яркий кинодебют режиссера Николая Ларионова – которая ранее участвовала во Втором Кинофестивале актульального российского кино «Маяк». За две недели до выхода в кинотеатрах в Санкт-Петербурге состоялась закрытая презентация фильма. Обозреватель TV Mag оценил проникновенную картину и пообщался с создателями снежной и грустной, но отнюдь не холодной отечественной киноновинки.

ХОЛОДНАЯ УРАЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ

Эта печальная и с виду очень обычная история случилось ровно 20 лет назад на Урале. В тот момент новое тысячелетие пока никак не помогло избавиться от ужасов девяностых, а суровая магнитогорская зима будто подчеркивала прохладное отношение друг к другу обитателей этих земель. Данную историю нам начал рассказывать визуально обычный, но необыкновенно мягкий парень Денис. У него есть любимая девушка Маша, которая вдохновляет его писать песни, сомнительный друг Федя, хвастающийся жесткими стрелками с братвой и первыми соитиями с девушками, а еще – суровый батя Володя, который учит его жизни. Ничего нового строгий дядя, воспитанный таким же хмурым отцом, не озвучивает: надо уметь стоять за себя, чистить картошку и выносить мусор. И именно эти поучения, как ни странно, оказываются для парня судьбоносными.

фильм «Вечная зима»
фильм «Вечная зима»
фильм «Вечная зима»

Мораль басни в том, что по человеческим правилам этого всего не должно было произойти. Денис был так добр и безобиден, что просто не успел никому навредить. Однажды он просто проходил мимо, но успел привлечь внимание мелкого подъездного быдла своей слабостью. Со второй попытки мелкие недоумки все же добиваются своей очень важной цели: уверенно забивая беззащитного ногами насмерть, они празднуют победу самоутверждения по волчьим законам. После похорон Володя бродит по городу, надеясь найти шакалье отродье, сломавшее ему жизнь. Ища зацепки, он как бык бросается на каждую красную куртку: в такую же был одет и один из выродков, убивших Дениса. Но гнусные шакалы-убийцы будто чуют погоню и прячутся от него подальше. Елена, в свою очередь, пытается хоть что-то понять про сына, которого она, оказывается, совсем не знала при жизни. Не в силах пережить боль, она даже открывает мужу самую болезненную тайну их прошлого. Чувствуя дикое утомление от пережитого, Володя задается фундаментальным вопросом: «Когда уже эта зима закончится?»

НОВОЕ ИМЯ В РЕЖИССУРЕ

Фильм «Вечная зима» – режиссерский и сценарный дебют в кино Николая Ларионова. До этого уральский кинематографист работал в экранном мире как продюсер: он был причастен к мелодрамам «Без меня» и «Выше неба», фантастическому боевику «Кома» и нашумевшему военному блокбастеру «Т-34». Но нынешняя работа, откровенно говоря, имеет мало общего с жанрами всех вышеперечисленных картин. Авторский стиль кинотворца уже позволяет сравнивать его с другими успешными дебютантами последнего десятилетия – например, Александром Хантом, чей «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» стал большим событием в нашем кино. Как отметили многие зрители на премьере, нынешний новый фильм похож на притчу, а также отметили его глубокий философский подтекст. Генпродюсер фильма Максим Королев и вовсе максимально высоко оценил уровень создателя киноленты: «Я считаю, мы открыли суперталант. Совсем скоро Ларионову можно будет доверять и блокбастеры».

фильм «Вечная зима»
фильм «Вечная зима»
фильм «Вечная зима»

Как признался сам Николай Ларионов, этот фильм для него – очень личная работа, ведь он родился и вырос в Магнитогорске. При этом нигде в сюжете название города прямо не произносится, хотя герой и уточняет, что населенный пункт поделен рекой на две части – левобережную «Азию», где сосредоточено все производство, и правобережную «Европу», где живут те, кто устроился получше. Режиссер подчеркнул, что главной музыкой фильма стал городской интершум: «Мы постарались взять много шумов и звуков города, чтобы они стали музыкой этого фильма. Место действия фильма – промышленное пространство, и хотелось, чтобы с помощью звука зритель эту атмосферу прочувствовал, потому что звук для меня не менее, а может быть, даже больше важен, чем изображение. По этому поводу мы сильно заморочились». Также Ларионов рассказал, что у его команды было желание уйти от откровенно мрачного и показать художественное изображение города, но не уходя от достоверного. Помимо аутентичного АСМР заводов и улиц, в атмосферу начала века нас погружают родные с детства хиты групп Hi-Fi, Танцы Минус и REFLEX.

УРАЛЬСКАЯ КОМАНДА ЗВЕЗД

Подбор актеров может навести на мысль, что акцент был сделан на одну большую звезду уровня Александра Робака, который сыграл в этом фильме, пожалуй, одну из самых серьезных и убедительных ролей в зрелой части карьеры. Его ведущий образ был подкреплен работой нескольких классных и опытных актеров, а также открытием молодых талантов. Но изначально Николай Ларионов не писал сценарий под кого-либо, однако потом решил сделать ставку на двух актеров, которые с почвеннической точки зрения подходят под сюжет: «Я когда писал сценарий, не представлял актера на главную роль, но потом, когда увидел сериал "Шторм" Бориса Хлебникова, я понял, что Александр – это вот он. Потом только я уже узнал, что он родом из Златоуста, а это 200 километров от Магнитки – то есть, мы с ним земляки практически. Я почувствовал в нем вот эту уральскую правду. Олег Ягодин – он из Екатеринбурга: там, наверное, тоже есть этот уральский говор, когда не все понятно, что говоришь. Мне помнится, как Александр говорил, что не всегда важно, если даже ты чего-то не слышишь и недопонимаешь, а главное – что внутри».

Главную женскую роль сыграла Юлия Марченко, которой в последние годы нередко доводилось играть мам. Но, как призналась актриса, эта роль очень выделяется по уровню затраченных эмоций – особенно в сценах, когда мать переживает потерю сына: «В эти моменты я не смогла сдержать слез. Вся группа, которая пряталась в нишах коридора на съемках, – все хлюпали носом. У меня в жизни были потери… Как это сыграть? Это сыграть невозможно. Нужно просто попытаться подумать об этом. Не дай Бог такое испытать».

фильм «Вечная зима»
фильм «Вечная зима»
фильм «Вечная зима»

На юные роли была привлечена очень способная, но уже изрядно обстрелянная на съемках молодежь. Николай Ларионов отметил, что в этот раз ему удалось по-новому раскрыть двух юных актеров фильма: «Главный герой, Сережа Грузинов – он обычно во всех фильмах играл каких-то хулиганов, скинхедов, вот прямо отрицательных персонажей. А я в нем увидел такого романтика. Что касается его друга, то Саша Новиков – достаточно известный парень: он снимается в сериалах, участвует в комедии "Беляковы в отпуске" вместе с Сергеем Светлаковым. Он, как я тоже потом узнал, популярный блогер: у него там миллионная аудитория, девочки-мальчики смотрят».

БЕНЕФИС ЩУКИ И ВАННА ЗАГАДОК

Пожалуй, главное откровение от создателей «Вечной зимы» – мистика, которой был окутан не только сам фильм, но и весь съемочный процесс. Загадочность начинается со щуки – знаменитой рыбы, которая сначала живет в рассказах главных героев, а потом появляется и в кадре, беспечно плавая в ванне Володи и Лены. Рассказывая о процессе съемок той самой сцены, актриса Юлия Марченко поделилась информацией, которую нашла еще заранее: «Я готовилась к сцене и узнала, что щука символизирует проводника в загробный мир, а если женщина видит сон со щукой – это к беременности. Я заглянула в ванну, посмотрела на нее и почувствовала невероятную сильную энергию. Это очень сильное животное. Дальше мы сделали пять дублей… Наверное, это был шестой дубль: ее голова поворачивается ко мне – и она как выпрыгнет прямо на меня! Я испугалась, что она умрет, если разобьется: даже не думала о том, что она может мне откусить нос… Вся съемочная группа, которая смотрела в монитор, просто заорала: мы как будто какой-то кошмар снимали! Потом мы хохотали ужасно. Я поняла, что щука переиграла всех. Потом ее отпустили обратно в реку Урал».

фильм «Вечная зима»
фильм «Вечная зима»
фильм «Вечная зима»

Кроме того, уже после работы над картиной значительной части съемочной бригады довелось в буквальном смысле попасть в ключевую сцену собственного фильма. Как рассказал Николай Ларионов, это случилось на фестивале «Маяк» в Геленджике: «Мы вышли со съемочной группы в кафе, но кухня была закрыта, и мы пошли обратно. И там была такая темная аллея, а в темноте стояло шесть молодых парней. У них вдруг началась драка: там были газовый баллончик, ножи, а мы накануне премьеры буквально оказались в своем фильме: некоторые даже произносили практически те же фразы, что были в нашем кино».

В целом фильм ожидаемо оставил много вопросов как о различных акцентах ленты, так и об отдельных персонажах, значение которых до конца остается неясно. Это в значительной степени касается и героя известного актера и музыканта Олега Ягодина-Курары, о чем режиссера спросил и автор данного материала. Но Николай Ларионов ответил в лучших традициях Романа Полански и призвал не разжевывать зрителю все, чтобы у него осталось пространство для собственного додумывания: «Да, мне очень нравится Олег как актер, у него очень выразительное лицо. Но я сознательно хотел оставить двусмысленность: зрители много о нем спрашивают, и я отвечаю, что мне бы не хотелось вам все объяснять, и хочется, чтобы оставались хоть какие-то вопросы».

Фото: Централ Партнершип

Фото автора.
Обозреватель TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.