6 июня в прокат выходит продолжение знаменитой франшизы Владимира Котта «Непослушники». Комедийная драма рассказывает о новых обитателях монастыря – четырех детдомовских хулиганах, двоих братьях и двух сестрах. Неоднократные побеги и мелкие кражи приводят к тому, что ребят могут отправить в место куда более суровое, чем детский дом. Следователь не хочет ломать им жизнь и дает последний шанс: привозит их к отцу Анатолию, надеясь, что тот их перевоспитает... Накануне премьеры TV Mag поговорил с режиссером проекта Владимиром Коттом – о детях, актерах и любовных триггерах.
Владимир, новые «Непослушники» – история о четырех детдомовцах, которые находят семью. Почему именно эта идея стала основной для продолжения франшизы?
После первых двух «Непослушников» я понял, что хотел бы снять «Республику ШКИД», действие которой бы происходило в наше время. И подумал, что история с Гошей Куценко и ребятами могла бы стать такой.
Как отбирали детей на этапе кастинга? Больше смотрели на личность ребенка или на его опыт на съемочной площадке?
Кастинг на детское кино был очень необычным. Я брал ребят, которых никто не брал в кино по каким-то странным причинам. Например, один из детей шепелявит – ему на кастингах постоянно говорили, что, мол, лицо хорошее, но то, что шепелявишь – это минус. А я взял его и сделал героя с этой особенностью речи, причем на главную роль. Я думаю, что кастинг был крутой и мы собрали отличный ансамбль.
Работа с четырьмя детьми на площадке сложна. Ролан Быков говорил, что для него дети на съемках – и загадка, и проблема, и система ориентаций, и желание общения. Как у вас сложились отношения с детьми на площадке? Выработали ли для себя подходы к работе с детьми-актерами?
Меня всегда удивляло, что дети-актеры работают по 10–12 часов в день и что для них это нормально. Сначала я их пытался утешить, давать им время на отдых, что-то придумывать… А они говорят: стоп, не надо. Они хотели и стремились работать. Более того, придумали для себя некую игру, как они играют в кино, как они снимаются. Благодаря этой игре дети всегда были бодры, веселы и прекрасны. И это давало особое ощущение правды.
Какая главная проблема при работе с детьми на площадке?
Основная проблема с ребенком во время съемки – чтобы родители не видели его и он знал, что родители не смотрят на него. Потому что как только ребенок оказывается в поле зрения его мамы, он сразу начинает играть для нее. Поэтому мы просили родителей отходить в сторону, и дети сами делали то, что нужно.
Какая самая сложная задача у ребенка-актера – искренне засмеяться или искренне заплакать?
Засмеяться или заплакать для ребенка-актера – это не проблема. В первый съемочный день мы снимали, как герой Гоши Куценко всех кидает и дети остаются одни. И дети смогли сыграть эмоции своих героев очень сильно и по-взрослому. Я не ожидал, это было круто.
Говорят, у Гоши Куценко был общий чат с детьми-актерами. Это была ваша идея, ради сплочения команды?
Это была идея Гоши. У него до сих пор есть этот чат с детьми-актерами, они там общаются, поздравляют друг друга, рассказывают о своих проблемах. У них сложилась общая команда, и туда лучше не лезть, даже мне (улыбается).
Мурманск, Териберка, Москва и Шуя – какое место со съемочной площадки вас особенно впечатлило?
Больше всего впечатлила Териберка. Мы начали снимать с этого места – по сюжету, там происходят финальные события фильма. Конечно, было странно начинать с конца. Это была не зимняя Териберка, как ее привыкли видеть, а летняя, с перепадами температур, то с солнцем, то со снегом, то с дождем. Все менялось постоянно. И это нам помогло и очень нас сплотило сразу.
Чему самому главному, на ваш взгляд, мы должны научить наших детей?
Ничему детей нельзя научить. Это бессмысленно. Они смотрят не на то, чему пытаешься научить, а на тебя.
Приходилось ли вам ради хорошего примера своим детям меняться, лишать себя вредных привычек?
Знаете, я пытался в какой-то момент поменять подход к воспитанию, но потом понял, что лучше быть самим собой. Прятаться, чтобы потом обнаружили, что ты, например, куришь, – это гораздо хуже. Поэтому я перед детьми не скрываюсь. Возможно, брошу курить… Но врать не буду. Гораздо важнее, что я с детьми люблю разговаривать, обсуждать, слушать их мнения и высказывать свое.
В Сети появился еще один интригующий от вас релиз «Мужчина и женщина», вероятно, оммаж в сторону Клода Лелуша? Кажется, это что-то очень авторское и очень личное? Тем более интригует, что сценарий к нему написан полностью вами. Расскажите об этом проекте, что стало импульсом к его созданию?
Да, это абсолютно мой, авторский фильм. Я снимал его в течение полутора лет, потихонечку, параллельно с другими съемками. Для меня важно было снять этот фильм, чтобы показать то, каким мир может быть и каким он стал за это время. Для меня важно показать, что мы все абсолютно разные и не похожие друг на друга, но у всех есть главное – жажда любви. Она может быть незаметной или ярко выраженной, но, когда тебя триггерит на чувства, это невозможно скрыть.
Фото: пресс-служба фильма