В прокат вышла комедийная драма «Сказки Гофмана» с Екатериной Вилковой, Максимом Стояновым, Евгением Цыгановым, Алексеем Гуськовым и другими звездами в ведущих ролях. Фильм рассказывает о неприметной девушке Надежде, которая замужем за провинциалом Виталиком, женившемся на бездетной Надежде ради московской прописки и типовой хрущевки на окраине столицы. Надежда работает на двух работах, чтобы содержать свою маленькую семью: по утрам в районной библиотеке и вечерами в театральном гардеробе. Однажды хозяин очередного пальто замечает, что у Надежды очень красивые руки с невероятной пластикой. И приглашает в мир рекламы и кино. Это неожиданно меняет жизнь героини, руки которой становятся «звездными». TV Mag поговорил с исполнителем ведущей роли в фильме, актером Максимом Стояновым.
Максим, в «Сказках Гофмана» вы играете неприятного мужчину, который живет за счет своей жены. Паразита какого-то. Как вам удавалось оправдывать своего героя?
Это первая заповедь любого артиста – всегда в отрицательном герое искать что-то положительное, и наоборот. Когда я прочитал сценарий, то сразу увидел в нем хорошую драматургию, оценил особый язык, слог повествования. Тина Баркалая – режиссер и автор сценария – изящно написала прекрасную историю. И она в определенном свете преподнесла одного из персонажей – моего героя. Это как про Отелло сказать, что он отрицательный персонаж и просто не мог поступить иначе. Если бы Отелло не задушил Дездемону, он не был бы Отелло. Если бы Виталий не был паразитом, то он не был бы Виталием! (Улыбается.) В этом есть и комедия, и драма – все как в жизни. Это человек, который не сориентировался в сложном времени. После распада СССР таких мужчин было немало: которые росли в одной доктрине, а с наступлением девяностых растерялись и не поняли, как жить. Виталий, как и многие, остался за бортом. Конечно же, я хотел его оправдать и найти в нем обаятельные вещи. Считаю, что мужчины не должны вести себя как Виталий, ни в коем случае. Но у Виталия есть душа, мужское начало, сила и энергия, есть дух авантюризма. И попади он в другую среду, в другие жизненные обстоятельства, то эти качества вывели бы его на иной уровень. Но в какой-то момент он замкнулся в себе и комплексы, страхи взяли над ним верх.
Роль на сопротивление? Вы ведь человек напористый, боролись за свои роли, вкладывались в карьеру и добились успеха. Легко ли было ломать себя и играть совершенно другой характер?
Позволю себе процитировать тренера одного из величайших боксеров двадцатого века Майка Тайсона – Каса Д’Амато. Тайсон был закомплексованным полненьким мальчиком, даже трусом (он писал об этом в своей биографии), а Кас раскрыл его потенциал. Кас говорил: трус от героя ничем не отличается. Просто труса сделало трусом то, чего он не сделал, а героя – то, что он сделал.
То есть если трус будет играть героя, то это не будет «ролью на сопротивление». И наоборот. Это одинаковые люди со своими комплексами и переживаниями. Ведь в каждом из нас живет маленький неуверенный в себе человек. Но в виду нашего определенного образа жизни, работы над собой, мы обретаем силу, которая позволяет нам развиваться, двигаться вперед, идти в социум и не становиться паразитами. А вообще «роль на сопротивление» – пошловатый тезис, профессиональные актеры, как правило, всерьез его не используют. Так что я бы не называл это «ролью на сопротивление». Любая роль – это труд и усилие над собой
Как искали точки соприкосновения с ним?
Когда я прочитал сценарий, то понял, что у меня уже есть точки соприкосновения с Виталием. Конечно, я возмущен его поступками, но мне удалось представить, «а что если…». Например, а что, если я буду лениться не раз в полгода, а каждый день, будучи Виталием? Виталием, у которого не было моего воспитания, моих родителей, отца, который пахал с утра до вечера на железной дороге, тем самым прокормил и спас свою семью в сложное для страны время, отца, который показал мне своим примером, что такое быть мужчиной? Виталием, у которого не было моей бабушки, которая водила меня в церковь и привила благородство и культуру? В общем, включил фантазию и наблюдение (улыбается).
Встречались ли вам в жизни такие, как Виталий? Считывали ли с кого-то этого персонажа?
По-настоящему такого Виталия не встречал. Никто из знакомых не скатился до его уровня. Все через мытарства выходили на другой уровень. У нас на съемках появилась крылатая фраза: «Все мы немного Виталии». По чуть-чуть Виталия есть в каждом. Внешние проявления героя считывал со знакомых – тик, который есть у Виталия, считывал с одного знакомого коллеги боксера, он много получал в челюсть и тем самым ее выравнивал. Какие-то словечки – со стройки, где я работал. Некое хамство героя – с кого-то третьего, – наблюдений в жизни было много.
Расскажите о работе с Екатериной Вилковой. Как долго «притирались» на площадке, удалось ли сдружиться, быстро ли нашли контакт с ней?
С Катенькой познакомились давно, еще на проекте «Шифр», и уже тогда подружились. Катя – очень профессиональный и светлый человек, ей тоже пришлось в жизни много пахать, чтобы прийти в ту точку, в которой она сейчас находится, а сегодня она прекрасная, востребованная и одна из лучших российских артисток. Мы с Катей нашли баланс, мне есть чему у нее поучиться, она фантастично работает! Она человек, что называется, моего племени: у нас одна любимая школа – Школа-студия МХАТ, одна общага, одни родные стены – было о чем повспоминать.
О чем история «Сказок Гофмана» лично для вас? Что вам дал проект?
Любая отрицательная роль нужна для того, чтобы выгулять всех своих бесов, которые в нас копятся. Все то нехорошее, что скопилось во мне, я вымещаю в своих отрицательных персонажах. Кто-то сливает плохую энергетику, например, через спорт. В моем случае я отдал Виталику все то нехорошее, что было во мне в тот период.
Для меня это история о том, что ни в коем случае нельзя становиться таким, как Виталий.
В целом фильм о том, что не надо останавливаться из-за накопившегося негатива в душе. Надо идти к своей мечте, и чудо обязательно произойдет, мечта сбудется. Просто надо за нее немного побороться.
Максим, рассказываете ли вы своей дочери сказки?
Это я обычно заставляю ее читать сказки вслух, тренирую ее технику чтения (улыбается). Когда она была малышкой, читал дочери Михалкова, Маршака… Сейчас она уже в третьем классе. И когда выдается время, мы читаем русские народные сказки. Она читает, а после я прошу их пересказать.
Как относитесь к тому, что в большинстве классических сказок принцесса ждет годами своего спасителя и практически ничего не делает? Пытаетесь ли воспитывать дочь по-другому?
Не хочу выглядеть ханжой, но мне кажется, что, если внимательно читать, сказки говорят о другом, нежели о том, что принцесса бездействует и ждет спасителя. Я думаю, что в сказках содержится метафора, которая говорит о целомудрии. Я так понимаю, что с целомудрием сейчас большие проблемы. У каждого, конечно, свой путь. Но сказки, мне кажется, транслируют именно это – чтобы девушки не спешили «с кем ни попадя». Я бы хотел объяснить дочери, когда у нее наступит определенный возраст, не пробовать всякую дрянь и не подпускать к себе кого попало. Мне кажется, это фундамент в воспитании девочек.
Верите ли вы в сказки по жизни? Когда что-то хорошее случается просто так, из ниоткуда.
Я верю, что человек достоин чуда и сказочного полета. Но это, наверное, надо выстрадать и выстоять. Со мной происходило несколько чудес в жизни, и одно из них – поступление в театральный вуз.
Если бы вам удалось попасть в сказку, то в какой хотели бы оказаться и в каком образе?
Поскольку я сентиментальный человек, то хотел бы попасть в мультик «Диснея» «Красавица и Чудовище». Очень изящная история, говорящая поначалу о тщеславии парня, который понес за это наказание и стал монстром. Потом пришла красавица, он пытался добиться, потом обозлился… Было бы здорово почувствовать себя Чудовищем, который сначала безгранично зол, а потом безгранично нежен. Мне кажется, такие два качества в мужчине должны сочетаться и только одной красавице по силами управлять этим двумя стихиями.
Первого апреля вышел сериал «Черное солнце» на канале НТВ, где вы снялись со своей супругой Викторией. Расскажите о своей совместной работе.
… Продолжение интервью Максима Стоянова читайте 3 апреля на TV Mag. Онлайн-эфир НТВ бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь.
Фото: пресс-служба фильма «Сказки Гофмана»