1 января нового года в прокат выходят «Бременские музыканты» – фильм Алексея Нужного по мотивам легендарного мультфильма. В киноистории Трубадур и его друзья-самозванцы – Пес, Кошка, Осел и Петух – объединяются, чтобы вернуть смех и радость на мрачные улицы Бремена. И прежде всего они должны рассмешить дочь Короля, но встреча с Принцессой грозит опасным приключением. В фильме снялись звезды российского кино Тихон Жизневский, Валентина Ляпина, Сергей Бурунов, Мария Аронова, Константин Хабенский, Ирина Горбачева, Дмитрий Дюжев, Роман Курцын, Аскар Нигамедзянов и другие. В «Бременских музыкантах» прозвучат любимые песни из популярного советского мультфильма в новой обработке композитора Максима Фадеева. Накануне премьеры TV Mag поговорил с режиссером и соавтором сценария фильма Алексеем Нужным.
Алексей, «Бременские музыканты» – ваш первый проект для семейной и детской аудитории (6+). Почему и с каким чувством вы взялись за него?
Действительно, это мой первый проект для семейной аудитории. На мой взгляд, работать для такой аудитории нужно в том случае, если у тебя есть семья и ты чувствуешь своих детей. Так что я это делал для своих детей – чтобы им было интересно посмотреть «Бременских музыкантов» и потом обсудить фильм со мной. Ценностью таких фильмов служит именно обсуждение – когда родителям с детьми интересно поговорить о том, что они поняли и почувствовали, как для них закрепился эталон нравственных ценностей после просмотра ленты. Семейные картины для того и созданы, чтобы укреплять древо семьи. Поэтому в случае с «Бременскими музыкантами» мои дети были мне в помощь.
В чем была главная сложность для вас?
«Бременские музыканты» – это мультижанровая картина. Это и комедия, и сказка, и мюзикл, и драма. Сложность была в том, чтобы сделать это полотно органичным, интересным, увлекательным.
Когда писали сценарий с соавтором Игорем Гринякиным, на какие проекты о бременских музыкантах опирались?
Нашей опорой служил советский мультфильм «Бременские музыканты» и песни Геннадия Гладкова и Юрия Энтина. Песни, на мой взгляд, самое главное в нашем фильме. Потому что именно через песню, как через проводник, к зрителю приходят любовь, кураж, свет, теплота. То певучее добродушие, которым обладает мультфильм, мы бережно, словно хрупкую жемчужину, перенесли в наш фильм. Чтобы у зрителя возникало то самое ощущение прекрасного, доброго, летящего и светлого, каким оно появляется после знаменитого мультфильма.
Кто из звезд в «Бременских музыкантах» поет своим голосом?
Практически все поют сами. И Дмитрий Дюжев, и Сергей Бурунов, и Мария Аронова, и Константин Хабенский, и Ирина Горбачева, и Тихон Жизневский, и Юлия Пересильд, и многие другие. Невероятно раскрылась в «Бременских музыкантах» Валентина Ляпина – оказалось, что у нее блестящий голос. После того как наш музыкальный руководитель Макс Фадеев записал Валентину в студии, он был настолько впечатлен ее вокальными данными, что даже предложил ей стать певицей и сказал, что с удовольствием бы с ней работал на новом поприще. Но Валентина ответила, что она в первую очередь киноактриса. Так что наш фильм многих актеров открыл с неожиданной стороны.
Как долго длился кастинг?
Когда мы писали сценарий, то я уже представлял артистов на роли. Я уже знал, что главную роль сыграет Тихон Жизневский, что Кошкой будет Ирина Горбачева, сразу же отправил сценарий Сергею Бурунову и Марии Ароновой… В общем, почти со всеми артистами уже на стадии написания сценария я созванивался, озвучивал свои намерения. Но очень долго и мучительно я выбирал Принцессу. Очень рад, что в итоге выбрал Валентину Ляпину. Ни капли не прогадал.
Роман Курцын сыграл Пса, Ирина Горбачева – Кошку, Дмитрий Дюжев – Осла, Аскар Нигамедзянов – Петуха. Лиц актеров в фильме не видно, их животные персонажи выглядят очень убедительно. Расскажите о технологии создания животных в «Бременских музыкантах».
Создавать животных было непросто. У меня было два пути: делать компьютерную графику либо накладывать на артистов пластический грим. Компьютерная графика – это долго, сложно и непредсказуемо в плане результата: непонятно, что будет в итоге. Поскольку мы с нашим генпродюсером Леонидом Верещагиным договорились сделать эту картину на кураже – быстро, в течение года, то, очевидно, что наш выбор план на пластический грим. Мы пригласили в команду талантливого художника по пластическому гриму Петра Горшенина, который многим известен по работе в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Он выдающийся и невероятный профессионал, который бесстрашно принял вызов. За короткие сроки ему удалось сделать то, чего раньше в российском кинематографе не делал никто. Наши животные выглядят интересно, ярко, неожиданно. Поэтому я приглашаю всех в кино посмотреть на то, как артисты играют животных. Да, их лиц не видно, а виден лишь пластический грим, который меняется вместе с мимикой артиста. Это потрясающе. Таких примеров в нашем кино еще не было.
Сколько времени занимал этот пластический грим?
Около трех часов каждый день.
Удалось ли вам посмотреть фильм с вашими детьми, какие отзывы от них услышали?
Да, еще на этапе чернового монтажа я собрал своих детей и их друзей, и мы вместе посмотрели картину в маленьком кинозале. Надо понимать, что черновой монтаж – это еще вялый звук, где-то не хватает компьютерной графики, нет цветокоррекции. Очень сырое изображение. Но дети смотрели фильм не отрываясь, они пели песни с героями, а после просмотра вышли из зала в приподнятом настроении. В течение дня, играя и бегая, они продолжали петь эти песни. Вы знаете, что именно слова формируют наш культурный код. И когда дети поют «… Тем, кто дружен, не страшны тревоги, нам любые дороги дороги…», – это формирует их ценность дружбы, ценность любви.
Почему «Бременские музыканты» сегодня актуальны?
«Бременские музыканты» – это материал, который скрепляет 5 поколений, от наших прабабушек до детей и внуков. Песни Геннадия Гладкова и Юрия Энтина – это скрепы, которые нужны нашей стране. Я не знаю ни одного материала, который мог бы так объединить в развлекательной форме. Вы просто вдумайтесь, насколько это важно сегодня для нашей страны. Между поколениями огромная пропасть. Для молодых «худи» – это свитер, а для других – непонятное бранное слово. И это расстояние с каждым годом только растет. Поэтому сегодня очень важно, чтобы дедушки, бабушки, отцы, матери, дети и внуки посмотрели этот фильм вместе, пели песни вместе и смеялись тоже вместе. Нашей стране нужно это объединение. Позитивное и созидательное. Хорошая добрая песня дает ощущение родства.
Фото: Централ Партнершип