16 ноября в прокат выходит семейная комедия режиссера Александра Галибина «Моя ужасная сестра – 2» – продолжение одноименной ленты с Владимиром Яглычем и Натальей Чистяковой-Ионовой в главных ролях. Первый фильм, вышедший в прошлом году, рассказывал о том, как две девочки, Лена и Соня, пытаются поссорить своих маму и папу, чтобы не быть сводными сестрами. На этот раз семья пополняется еще одной сестрой – маленькой Полиной. Родители начинают часто ссориться, и теперь Лена и Соня, наоборот, хотят помирить семью. Накануне премьеры TV Mag поговорил с режиссером фильма Александром Галибиным.
Александр, когда пришла идея, что надо обязательно снимать продолжение «Моей ужасной сестры»?
Фильм «Моя ужасная сестра» прошел в прокате достаточно успешно, поэтому идея о создании продолжения родилась у продюсеров практически сразу же. Тем более, что актерский состав картины практически не изменился. Нам нужно было лишь найти нового героя – маленькую Полину, которая родилась у пары после свадьбы. Кроме того, тема семьи была не до конца раскрыта в первой части «Моей ужасной сестры», поэтому и возникло желание ее продолжить.
Почему именно рождение общего ребенка становится испытанием для молодых супругов?
Ситуация, в которой оказываются супруги, комедийная и лирическая. И очень близкая многим семьям. Проблемы, которые возникают у наших героев, думаю, появляются в каждой молодой семье. Но я не занимаюсь социальными вещами. Я старался не грузить картину бытовыми моментами, какими-то сложностями, потому что жанр «Моей ужасной сестры» все-таки лирическая комедия. Конечно, история с общим ребенком, помимо лиричности, дает возможность зрителю подумать. А ведь это и важно, когда зритель смотрит фильм легко и только потом задумывается о том, что он увидел.

Семейная комедия режиссера Александра Галибина «Моя ужасная сестра – 2» выходит в прокат 16 ноября
О чем должен задуматься папа? По трейлеру есть ощущение, что проблема в том, что папа мало времени проводит с детьми.
У меня нет рецепта для всех пап (улыбается). Я не размышлял об этом, когда снимал кино. Есть тема семьи и семейная проблема, которую можно рассмотреть с разных сторон. С позиции драмы, детектива, триллера, с надрывом или без. Я ее рассматривал с позиции легкой лирической комедии, которая не предполагает морализаторства. Я думаю, что фильм будет интересен и родителям, и детям. Это фильм, где зрителю не навязывают решения проблемы, фильм, который они посмотрят с улыбкой. А это самое ценное, что может быть, – искренняя улыбка. Что я хотел сказать? В фильме герои пытаются научить маленькую Полину говорить. И первое слово, которое она произносит, это слово «семья». Об этом моя картина: семья – это самое ценное, что есть для нас. Если хорошо в семье – хорошо и в стране.
Актрисе, которая сыграла Полину, всего три года. Как вы работаете с маленькими детьми, чтобы они были в кадре естественны и органичны?
Важно доверие ребенка к человеку, который с ним работает. Кроме того, очень четко нужно угадать, интуитивно понимать юных актеров и актрис. Самой маленькой актрисе на площадке, Евгении Мауэргауз, исполнилось три года. Конечно, девочка могла устать, покапризничать. И мы ждали, когда успокоится, когда отдохнет, чтобы продолжать съемки. С маленькими только так и нужно работать – с терпением, пониманием и любовью. Научить играть детей невозможно и, более того, нельзя. Нужно точно выбрать того, кто нужен для картины, заручиться его доверием, и тогда все получится.
Что думаете об актерских студиях, которые сейчас учат детей актерскому мастерству?
Я очень осторожно отношусь к актерским студиям, держусь от них подальше. Там детей учат, как надо играть. А этого делать не надо: дети непосредственны и органичны в своем естественном состоянии. Зачастую работа в студии «портит» потенциал ребенка. Сейчас действительно стало очень много детских актерских студий, мне кажется, что нужно даже принимать законы, где бы к детям допускались определенные педагоги, которые умеют общаться с подрастающим поколением. Ведь ребенок не взрослый, детство – это особый мир и жизнь, и важно не испортить, не мешать жить этому миру, навязывая ему какие-то стереотипы и шаблоны.
Сколько времени нужно было экранной семье Владимира Яглыча и Натальи Чистяковой-Ионовой до съемок, чтобы «притереться» и сдружиться?
В первой части фильма Владимир и Наталья сразу нашли контакт с друг другом. В свое время мы довольно долго искали эту пару – чтобы зритель поверил в то, что они любят друг друга, увидел в них и лиричность, и разность, но вместе с тем – цельность. Владимир и Наталья сразу подошли друг другу. И благодаря этому со всеми своими кинодетьми довольно быстро вступали в контакт на площадке. Чуть дольше времени понадобилось в общении с маленькой Евгенией, потому что она привыкла к родителям, к няне. Но Наталья и Владимир быстро расположили ее к себе. София Петрова и Алена Малахова играли с ней на площадке и подружились.
Где снимали продолжение «Моей ужасной сестры»?
Снимали в Выборге, в городе моего детства. Он практически не изменился с тех времен. Мое ощущение от этого места, от детства я и попытался передать в картине.
Как вам кажется, насколько точно вы чувствуете, что интересно детям сегодня?
Недавно я был председателем жюри кинофестиваля «Лучезарный ангел», где детский конкурс короткометражных фильмов смотрел вместе со своим 9-летним сыном Васей. Его мнение было для меня очень важным. Я всегда прислушиваюсь к мнению детей. И я с радостью обнаружил, что в очень многих вещах мы совпадали. Когда голосовал, учитывал мнение маленького зрителя.
Что важно детям в кино?
Думаю, что детям важны атмосфера и отношения между героями, которые строятся не на социальном конфликте, а на лиричности. Социальный конфликт в картине может и должен быть, чтобы развивать сюжет, но для легкого жанра лучше, когда он не педалируется, когда на нем нет психологического акцента. Это что касается детского кино. Сейчас я работаю над подростковой драмой «Сыроежки, или Кораблекрушение», где уже не может быть лиричности в силу возраста героинь. Это уже другое кино о переходном возрасте, о другом понимании мира, где уже все серьезно.
Когда выйдет ваша новая картина «Сыроежки, или Кораблекрушение»?
Думаю, что осенью картина уже должна выйти. Это кино о 12-летних девочках по сценарию Ксении Драгунской. В ней много глубины, сентиментальности, романтизма. В ней поднимается тема взросления, которая мне очень интересна.
Ваш интерес к семейному, детскому кино прослеживается на протяжении многих лет. С чем он связан?
Я считаю, что дети – это наша национальная идея. Детский кинематограф, к сожалению, в девяностых стал очень американизированным, мы стали развлекать детей вместо того, чтобы разговаривать с ними, как это делали великие мастера прошлого. И это все привело к тому, что дети стали более инфантильными и менее ответственными за свои решения и действия. Герои в таких моих фильмах, как «Золотая рыбка», «Сестренка», совершают поступки, что крайне важно показывать сегодняшнему поколению.
Чему самому важному, как вам кажется, вы должны научить своих детей?
Дети учатся со взгляда, с ощущения – семьи, партнерства. С детьми надо ходить в кино, на выставки, на прогулки – показывать, говорить, обсуждать. Только так, только вместе, своим примером можно чем-то завлечь. Для меня главное, чтобы ребенок вырос человеком, любящим и нравственным.
Фото: Ивлева Оксана, Inside Promotion