8 июня в прокат выходит новый фильм Бориса Хлебникова «Снегирь» с Александром Робаком, Тимофеем Трибунцевым, Макаром Хлебниковым, Олегом Савостюком, Евгением Сытым и другими звездами в ведущих ролях. Драма «Снегирь» снята по мотивам известного романа Георгия Владимова «Три минуты молчания». По сюжету ленты на рыболовное судно «Снегирь» к хмурым морякам попадают два новичка – молодые парни Никита и Максим. Но ледяные волны, работа на износ и шторм не самые суровые испытания, которые выпадают на их долю. Накануне премьеры TV Mag поговорил с исполнителем главной роли в фильме – актером Макаром Хлебниковым, известным по роли Гоши в сериале Натальи Мещаниновой «Пингвины моей мамы». Макар рассказал о работе и съемках в открытом море, собственном взрослении, продолжении режиссерской династии и о том, почему «Снегирь» поможет лучше понять свое поколение.
Макар, судя по описанию, герой у вас неоднозначный. Есть ли то, за что вы его полюбили или, может, начали уважать? Как «присвоили» себе Никиту?
Я долго свыкался с этим героем, шел к этой роли маленькими шажками. Пытался свои наблюдения накинуть на этого героя, чтобы сделать его более живым. В какой-то момент Никита начал мне импонировать за счет своего характера, не могу назвать его так называемым отрицательным персонажем. Ведь на протяжении всего фильма он ничего ужасного не делает. Никита – чужой в компании бывалых рыбаков. Да, он немного странный, не очень понятный, в какие-то моменты слабый. Он абсолютно добрый, у него свой юмор, который никого не оскорбляет, но при этом всех на корабле дико раздражает. Никита вообще подбешивает всех просто своим существованием. И это тяжелый опыт, когда ты находишься в замкнутом пространстве и не можешь уйти.
Для «Пингвинов…» вы учились кататься на скейтборде, смотрели стендап. Изучения каких навыков потребовала роль в «Снегире»?
Мой герой попадает на рыболовное судно в суровый мужской коллектив. Я хотел поймать это ощущение – юного новичка в коллективе матерых мужчин. И до съемок «Снегиря» я пошел рабочим в административную группу на съемочную площадку, чтобы понять, каково это – оказаться в 19 лет среди опытного, взрослого мужского коллектива. Мне повезло попасть в довольно жесткую группу. Эта работа дала мне определенное понимание, как происходит общение внутри коллектива с молодым парнем, которым зачастую пытаются манипулировать или помыкать. И в какой-то степени помогло мне вжиться в образ Никиты.
Какой вывод сделали?
Если взрослый человек имеет свои ментальные проблемы, он пытается манипулировать более мягкими людьми. Естественно, такое происходит и на море, и на суше. Это зависит от человека – ты дашь отпор или примешь это.
На рыболовном судне ты несешь ответственность не только за свою жизнь, но и за безопасность всего коллектива. Ты должен быть собранным, отзывчивым, тем, кто сможет в случае чего постоять и за себя, и за другого человека.
Ранее вы наверняка не сталкивались с рыболовным судном и работой в открытом море. Изучая это дело и его порядки вместе со своим героем, что самое неожиданное открыли для себя в этой сфере?
Мои первые представления о жизни и работе на рыболовном судне были в целом занижены: во-первых, мне казалось, что это довольно монотонная и скучная деятельность, во-вторых, что большинство рабочих на судне – неквалифицированный персонал. Но в процессе знакомства с реальными людьми, которые там работают, я начал понимать, что каждый человек на судне играет крайне важную роль и выполняет очень ответственную, высококвалифицированную и опасную работу.
Расскажите о съемках в Териберке в открытом море. Каково это было? Александр Робак рассказывал, что вы попадали в шторм.
Да, в открытом море мы попали в шторм до 6 баллов. Это было захватывающе и удивительно – попасть хоть и в небольшую, но стихию. Мы закрывались в каютах, чтобы нас не снесло… Мы снимали на судне «Кепромар», это рыболовный корабль, и с нами была настоящая команда моряков, которые занимаются рыбным промыслом. У нас было пять или шесть выходов в море. Когда первый раз вышли в море, у меня было состояние, как будто я пьян – вестибулярный аппарат не понимал, как ему сконцентрироваться… Уходило много энергии, поэтому приходилось есть по пять раз в день (улыбается). Потом у нас были учения – как не упасть в океан и как не разбиться на корабле. Этот инструктаж добавил документальности нашему существованию в кадре.
А как снималась сцена с зубаткой?
Зубатка была аниматиком: реальная съела бы мне ногу, ведь живая зубатка – это настоящий монстр. В этой сцене герой Тимофея Трибунцева решает надо мной поглумиться и устраивает мне типа «посвящение в рыбаки». Зубатку ввинтили в центр душевой комнаты, внизу установили рычаги управления. Она двигалась из стороны в сторону, била меня хвостом и всем туловищем и даже иногда кусала. В первых дублях мне реально было страшно. Но это была одна из самых интересных сцен.
И Гоша, и Никита – герои примерно вашего возраста. Можно ли их назвать своего рода портретом современного поколения 18-20-летних? Есть ли общие черты у этого поколения?
На мой взгляд, сегодня нет единого героя поколения, который когда-то показывался в таких фильмах, как «Курьер» или «Брат». Наше поколение настолько разное, что сложно представить, кто сегодня мог бы быть его лицом, ярким представителем. С другой стороны, лично я, по своим ощущениям, не чувствую связи с людьми моего поколения. Мне сложно описывать собирательные образы. Процесс глобализации и интернет не только смешали культуры, но и сделали так, что человек может формироваться сам по себе, выбирая свой путь и не всегда под влиянием некой общей среды, и поэтому поколение, на мой взгляд, выходит предельно разношерстным.
От чего вы фанатеете?
С 12 лет я безумный фанат кинематографа. Люблю спорт. А вообще интересы меняются примерно каждые 3-4 года. В один период могу дико увлекаться компьютерами, в другой – философией или определенным течением в литературе.
Фильм, благодаря которому вы влюбились в кино?
Точные чувства, когда я впервые вставил VHS-кассету в видеоплеер, посмотрел фильм и влюбился в кино, не вспомню. Но мой самый любимый фильм – «Похитители велосипедов». Меня очень тяжело тронуть, и даже «Хатико» меня не зацепил (улыбается). Но эта лента режиссера Витторио де Сики разожгла мое сердце.
Отчасти это кино и об отношениях отцов и детей. Как и «Снегирь». А каким было ваше взросление, подростковые годы и отношения с родителями?
У меня был тяжелый пубертатный период. Переходный возраст наложился на смену школы, друзей и привычного уклада жизни. Это был сильный удар по психике. Но считаю, что это было во благо: теперь я чувствую себя сильнее и понимаю, как поступать дальше.
Режиссер в своих интервью сказал, что это картина о том, как подвиг спасает от невыносимой повседневности. Близка ли вам эта проблематика?
В нашем фильме, на мой взгляд, показаны люди, которые не ловят связи с современностью, с действительностью, с самими собой. Они не способны на повседневное мужество ради себя, но идут на героизм ради других. Это парадоксальная черта взрослого поколения сегодня. А молодежь хочет решать сначала проблемы в себе, разобраться в своих личных конфликтах, а потом уже спасать кого-то другого. Думаю, это важная мысль нашей картины. «Снегирь» – кино про столкновение современного поколения с людьми старой закалки, про то, как «отцы», не разобравшиеся со своей жизнью, навязывают свои ложные ценности «детям».
Расскажите, как вам дается учеба на режиссерском факультете. Как проводите студенческое время?
Безумно интересно. Мне нравится режиссура, нравится процесс поиска своего вкуса. Меня увлекает идти туда, когда что-то получается и даже не получается.
Уже есть снятые работы? Какие жанры и темы вам интересны?
Два самых интересных для меня жанра – это комедия и драма. Уже сняты игровые и документальные учебные работы. Я много наблюдаю за людьми, меня увлекает за ними больше смотреть, нежели общаться с ними. Мне очень интересны взаимоотношения. Могу долго наблюдать за человеком. В компаниях я обычно наблюдатель – до тех пор, пока мне не делают замечание, чтобы я хоть что-то уже сказал (улыбается).
Один режиссер признался, что фильмы для него – болеутоляющее. Что для вас кинематограф?
Кинематограф (если не говорить о фильмах-аттракционах) – возможность перенять чужой опыт на себя, чтобы ответить себе на те вопросы, которые ты еще не пережил. Ты смотришь фильм и разбираешься со своими мыслями.
Какие фильмы помогли вам и повлияли на ход ваших мыслей?
«Похитители велосипедов» режиссера Витторио де Сики, «Охота» Томаса Винтерберга, «Большой Лебовски» Джоэла и Итана Коэнов, «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета, «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи.
У нас есть традиционный вопрос: что должно произойти в течение дня, чтобы этот день стал для вас идеальным?
Идеальный день для меня, когда ты, во-первых, сформулировал и записал свою новую мысль и идею. Во-вторых, пережил небольшой страх или стресс.
Почему стресс?
Помогает формировать личность, закалять характер, делая сильнее. Главное, чтобы этот стресс не перевесил удовольствие от жизни.
Фото: Ксения Угольникова, СТВ