Наверх
1106

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

8 июня в прокат выходит новый фильм продюсера, сценариста и режиссера Ивана Капитонова «Голова-жестянка», премьера которого состоялась на 45-м Московском международном кинофестивале. Комедия с Варварой Володиной и Олегом Чугуновым в главных ролях рассказывает о девушке-подростке Жене по прозвищу Жесть, которая из-за травмы головы и ноги видит мир далеко не в розовом цвете, становится циничной и разрушает отношения со всеми вокруг. Все меняется после знакомства с руководителем кружка робототехники, который становится наставником Жени. Взаимодействуя с роботами, она учится общению с людьми и снова радуется жизни. Накануне премьеры TV Mag поговорил с режиссером Иваном Капитоновым («Пищеблок», «Пансион», «Лето», «Русалка. Озеро мертвых») – о создании «Головы-жестянки», подростковом кино, которое интересно взрослым, и новых проектах.

«Голова-жестянка»  второй ваш режиссерский проект. Скажите, почему к большинству проектов у вас был только продюсерский интерес, а к этому добавился еще и режиссерский?

Прежде всего потому, что я все-таки в большей степени продюсер, чем режиссер или сценарист. Как любому человеку с СДВГ, мне сложно заниматься чем-либо слишком долго. Мне становится скучно. Поэтому я люблю работать сразу над десятком разных проектов. Я испытываю удовольствие, когда ищу оператора на один проект, потом общаюсь по поводу сценария второго проекта, потом обсуждаю характеры героев третьего проекта, затем монтирую четвертый, затем обсуждаю промоматериалы пятого и шестого проекта и так далее… Мне комфортно скользить между проектами, я чувствую себя максимально кайфово в таком режиме работы, мне интересно и увлекательно. Режиссура же предполагает строгую концентрацию лишь на одном проекте, подробную его детализацию, очень последовательную и кропотливую работу над каждым кадром. Это очень долго.

Что касается «Головы-жестянки», то Серафима Орлова, которая училась у меня на продюсерском курсе, прислала мне почитать свою еще не изданную повесть. История оказалась мне очень близка. Кроме того, мне понравились интонация и юмор произведения. В общем, я решил, что можно попробовать ее снять самому. Несмотря на то что снимать кино – это очень скучное дело.

Главная героиня Женя  портрет современного подростка? Каким вы видите поколение современных молодых людей?

Честно говоря, я не чувствую разницы между поколениями. Понятно, что я взрослый мужчина, увереннее ориентируюсь в жизненных ситуациях, но даже с собственными детьми не провожу границ и различий. Это сложно объяснить. Три недели назад у меня родилась дочь, и даже с ней я как будто не чувствую разницы (смеется).

И с актрисой Варей Володиной мы общались на одной волне, на «ты». Мне кажется, интернет нас всех объединил: мы общаемся в одних и тех же социальных сетях, с помощью одних и тех же мессенджеров, пользуемся стикерпаками, смеемся над одинаковыми мемами и пересылаем друг другу одни и те же видео. Если быть до конца честным, то 15 или 35 лет – какая разница? Мы все одинаково инфантильны.

режиссер, продюсер, Иван Капитонов, Голова-жестянка

Продюсер, сценарист и режиссер Иван Капитонов

Когда-то вы, можно сказать, открыли, что русский хоррор, триллер могут у нас создаваться и могут быть довольно рентабельны. «Голова-жестянка»  подростковое кино, фильм для молодой аудитории. В чем сложность создания фильмов для подростков сегодня?

Во-первых, есть Marvel, и очень сложно перепрыгнуть их визуальную и аттракционную планку качества. Во-вторых, я бы сегодня не обособлял кино для подростков. Разделение фильмов на подростковые или взрослые, на мой взгляд, устарело, сейчас эти границы довольно размыты. Я лично их не ощущаю. Например, «Пищеблок». Это подростковый сериал или нет? Казалось бы, история про детей в пионерском лагере, которые встречаются с вампиром. Очевидно же, что для детей. Но нет, сериал с удовольствием смотрели люди старше 30. Да и старше 50 тоже. Как и сериал «Очень странные дела». Может быть, причина в том, что это ностальгирующее кино? Может быть. Или «Королевство полной луны». Это детский фильм? Или подростковый? А анимационный фильм «Остров собак»? Это что, для какой аудитории? Я думаю, что нет никакой принципиальной разницы, линии разделения пунктирны.

Почему эти границы размылись, как вам кажется?

Мне кажется, что исчезает противостояние поколений – то самое противостояние, о котором писали весь ХХ век, когда родители ссорились с так называемыми трудными подростками. Сужу по себе и своему окружению. Сейчас как будто даже модно дружить с родителями. Потому что, повторюсь, мы смотрим одно и то же и находимся в одной информационной среде. Слабо представляю себе 35-летних родителей, которые ничего бы не слышали про условного Моргенштерна (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов). При этом представить себе родителей того же возраста в конце 80-х, которые бы ни разу не слышали «Гражданскую оборону» и не понимают своего сына-подростка, который фанатеет от Егора Летова, вполне могу.

Какими качествами сегодня должно обладать кино для подростков и молодежи?

Оно должно обладать качествами большого жанрового кино. Быть смешным, но не пошлым, быть циничным, но не злым. Динамичным, но не клиповым. Оно должно быть модным, ярким, прикольным и необычно снятым. Это должно быть кино, которое может быть также интересно аудитории 25–45 лет. Если условно подростковый фильм зрителям 25–45 лет не интересен, то и подростков он не привлечет.

Голова-жестянка, премьера, кино
Голова-жестянка, премьера, кино
Голова-жестянка, премьера, кино

Есть ли сегодня актеры, кумиры молодых, которые способны привести огромные аудитории в кинотеатры?

Нет. Не могу представить такого актера, который гарантирует своей фамилией полную заполняемость зала и огромные толпы в кино. Причем не только среди юных, но и среди взрослых артистов. Александр Петров, Сергей Бурунов, Данила Козловский, Константин Хабенский – пожалуй, эти четыре имени могут привести в кинотеатры внушительную армию поклонников. Но и они не гарантия. Хорошие артисты, которые на слуху, дают внимание проекту, и только. Желание «глянуть», как говорят в народе. Да и во всем Голливуде таких имен с десяток, не больше. Это общая тенденция.

Золотой век больших артистов, «звезд», был связан с тем, что эти артисты были недосягаемы, этих артистов можно было увидеть только на экранах – не по телевизору, не в интернете. А сейчас практически любой «звезде» можно написать в соцсетях или прокомментировать новую фотографию.

Некоторые продюсеры зовут в актеры блогеров, рассчитывая на их аудиторию. Как вы оцениваете этот ход?

У нас был опыт, мы делали кино с известными блогерами. Аудитория этих блогеров не готова платить за то, чтобы смотреть на них в кинотеатрах, потому что она привыкла наблюдать за ними бесплатно в своем смартфоне. Зачастую за блогерами следят как за неким приколом, кринжом, вряд ли кто-то всерьез может считать кумиром ребят из тик-ток хауса. Это немного такое подглядывание. Смотрю, пока шторка приоткрыта. Закроют шторку или потребуют плату за просмотр – да бог с вами, не буду смотреть или пойду подглядывать за другими.

К слову, разного рода антропологические теории предполагают, что в одной группе, племени было от 20 до 50 человек. То есть человеку привычно наблюдать за жизнью такого же количества людей в ежедневном режиме. Но ведь многие живут весьма обособленно, поэтому проходится «добирать» свои социальные связи через интернет: блогеры просто дополняют реальность своих подписчиков, которым не хватает людей в своей, так сказать, стае. Но это не значит, что блогерская аудитория готова пойти в кинотеатры и посмотреть фильм, условно, со своим 35-м родственником на экране. Собственно, кассовые сборы фильмов с участием блогеров это подтверждают.

Расскажите о подборе актеров на роли в «Голове-жестянке», кого искали дольше всех?

Сергея Гилева я утвердил сразу и практически под него писал роль Карина. Наталью Кудряшову, Олега Чугунова тоже быстро утвердили. А вот на роль Жести мы искали актрису очень долго. Было несколько хороших кандидатур. Но когда появилась Варя, мне она показалась самой необычной. Ее энергия, ее непосредственность, ее смешливость меня зацепили. После долгих поисков я понял, что наконец нашел, что искал.

Голова-жестянка, премьера, кино
Голова-жестянка, премьера, кино

А каким подростком были вы?

Таким же человеком, как я есть сейчас, в 44 года. Добрым, говорливым и решающим вопросики.

Каким был ваш любимый фильм в юном возрасте?

В 17–18 лет я любил «Амели» Жана-Пьера Жене. «Голова-жестянка», как мне кажется, эмоционально близка этому фильму. Но одновременно я любил «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна. На стыке этих двух непохожих друг на друга фильмов и сформировался мой вкус. Обожаю трогательное, сентиментальное, яркое и необычное кино. И одновременно люблю кино наотмашь, которое кровоточит, как рваная рана. Но тоже про любовь.

Расскажите о своих новых проектах.

Сейчас мы готовим большое постановочное кино с живой камерой в духе Терренса Малика – мюзикл «День, когда ты мне приснилась» (это рабочее название), действие которого разворачивается в 90-е. Хочется прийти к девяностым без дешевой ностальгии, заигрывания с кассетными магнитофонами, цветных наклеек на экране, карикатурных гопников, а сделать эпичное кино, на ощущениях. Как ветер.

Второй проект, который сейчас в запуске, называется «Я женил своих родителей» – прекрасная история, основанная на реальных событиях, про парня-сироту, который лишь в сознательном возрасте узнаёт, что у него живы оба родителя – и мама, и папа. Разумеется, офигевает от этого и отправляется на поиски, чтобы познакомить их с семьей своей будущей невесты. Но выясняется, что родители ненавидят друг друга как самые настоящие враги.

Осенью в прокат выходит наш фильм «Страсти по Матвею» – романтическая комедия про парня-алтарника, которому в короткий срок нужно найти себе супругу, иначе его рукоположат в священники и без невесты он на всю жизнь останется один. И он, разумеется, влюбляется в самую неподходящую, татуированную, неверующую девушку абсолютно без тормозов.

Голова-жестянка, премьера, кино
Голова-жестянка, премьера, кино
Голова-жестянка, премьера, кино

В чем вы видите свою миссию как продюсера и создателя фильмов сегодня, когда многие находятся в растерянности?

Отвечу искренне. На самом деле я не мыслю такими категориями, для меня это проявление гордыни, которая мне совершенно не свойственна. Я гедонист, цель моей жизни – находиться в состоянии счастья. Я люблю, когда люди вокруг радуются; люблю, когда обнимаю своих детей. Люблю чувствовать, что могу себе позволить помогать близким. Моя миссия в том, чтобы я был счастлив. И чем больше я счастлив, тем больше счастливых людей вокруг меня. От меня много людей зависит – дети, женщины, мама, бабушка, братья, сотрудники, партнеры. Если я в хорошем состоянии. то всем тогда тоже будет хорошо. Знаете, есть такая христианская присказка: «Спаси себя, и хватит с тебя».

Поздравляем вас с рождением дочки!..

…Спасибо большое.

… Как отец, скажите, какой месседж вы бы хотели заложить в фильмы, которые посмотрят в будущем ваши дети?

Я мог бы сказать о любви и дружбе, но сегодня это настолько затертые слова, что они перестают восприниматься искренне и серьезно. Настоящее сердце – во взаимосвязи людей, явлений, слов, поступков. Я ощущаю это. На чувственном уровне знаю, что все люди и события друг с другом связаны самым тесным, непостижимым образом. И я хотел бы, чтобы это ощущение взаимосвязанного мира, того, что мы одно целое, передавалось зрителям через мои фильмы. И если люди будут выходить из кинотеатра с глуповатой, но доброй и счастливой улыбкой – значит, цель достигнута.

Фото: пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»


Фото автора.
Обозреватель TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.