В прокат вышел приключенческий детектив Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех» с Михаилом Пореченковым, Константином Крюковым, Анфисой Черных, Александром Олешко, Евгением Стычкиным и Алексеем Вертковым в ведущих ролях. Сюжет рассказывает о расследовании театральным режиссером Константином Станиславским и гонзо-репортером Владимиром Гиляровским загадочного убийства на культовой бандитской Хитровке начала XX века. Кроме того, картина погружает в обстановку знаменитого МХТ в период его становления. Руководителя Художественного театра Владимира Немировича-Данченко играет актер Александр Олешко. TV Mag узнал у Александра Олешко, как он готовился к роли легендарного театрального реформатора, чем запомнились съемки и почему зрителям стоит сходить на этот фильм в кинотеатры.
Александр, очевидно, что роль Владимира Немировича-Данченко – большой актерский вызов. Вы говорили, что много и дотошно изучали эту историческую личность. Когда вы перестали чувствовать груз ответственности?
Такого не бывает, чтобы у актера куда-то уходил груз ответственности, прежде всего перед зрителем. Потому что тебе могут сказать на площадке, что ты прекрасно играл. Или ты сам для себя можешь отметить, что в какой-то сцене играл плохо. Но именно зритель будет твоим главным судьей. Поэтому всегда тревожно. Всегда ждешь реакции зрительного зала – либо тишину, либо аплодисменты.
В какой-то момент от Карена Георгиевича (Шахназарова, режиссера – прим. ред.) я услышал фразу, которая мне очень помогла: «Саша, мне не нужен памятник, мне нужен живой человек». Действительно, я много читал про Немировича-Данченко, долго и кропотливо готовился. Но наш фильм рассказывает не только про исторических персонажей, которые действительно ходили на Хитровку: Гиляровского, Станиславского и Немировича-Данченко. Помимо документальной основы, в фильме есть и придуманный удивительный приключенческий мир, детектив, художественный вымысел. Поэтому в нашем фильме мой персонаж не ходит на Хитровку. Он занимается делами театра, беспокоится о том, будет ли ходить зритель на тот или иной спектакль. И не очень радуется тому, что Станиславский постоянно отлучается от репетиций и куда-то убегает из театра. Поэтому мне досталась роль своего рода созерцателя. Но я очень старался, чтобы мой персонаж не был карикатурным и не выглядел пародией. Старался сделать так, чтобы получился живой настоящий человек.
Внешнее сходство с Немировичем-Данченко поразительно.
Мне даже не понадобился пластический грим. Мой грим перед съемкой занимал шесть минут. Оказалось, что, если приклеить усы, бороду и чуть по-другому зачесать волосы, то я уже похож на Немировича-Данченко. Когда-то Людмила Гурченко говорила про себя, что у нее лицо как блин: что нарисует гример, то и будет. Когда снимаюсь в кино или играю в театре, стараюсь, чтобы каждая моя последующая роль была не похожа на другую.
Роль ведь нетипичная для вас. Вы были удивлены, когда вас пригласили ее сыграть?
Когда получаешь такие предложения, то возникают и страх, и ответственность, и радость от того, что режиссер может в тебе разглядеть то, чего ты сам не видишь. У Карена Шахназарова есть этот дар. Поэтому он и великий режиссер. Вообще сниматься у Карена Шахназарова – все равно, что окончить ВГИК. Это человек, который при жизни стал классиком. Он снял фильмы, которые мы все знаем и любим. «Хитровка…» – совершенно новый жанр и для меня, и для Карена Шахназарова. Поэтому я очень рад, что судьба подарила мне такой шанс.
Чем запомнились съемки «Хитровки. Знак четырех»?
Карен Шахназаров мне сделал удивительный подарок не только самой ролью. Один из первых съемочных дней совпал с моим днем рождения. Мы снимали в МХТ. А это именно тот театр, куда меня приглашал Олег Николаевич Ефремов в 1999 году. И вот, представьте, проходит 24 года… Я в свой день рождения стою на сцене МХТ в образе Немировича-Данченко. Перед полным залом актеров массовых сцен, загримированных под зрителей начала прошлого века. Карен Георгиевич выходит с подарком и говорит: «Сегодня день рождения Александра Олешко, давайте поздравим его и Немировича-Данченко с этим праздником». И весь зал встает и аплодирует. Это было неожиданно и очень приятно. Яркий момент, который я навсегда запомню.
Художники проделали огромную работу, воссоздавая ту эпоху: выстроили с нуля Хитровку, создали даже прообраз коллектора подземной реки Неглинной. Художники по костюмам вдохновлялись персонажами фэнтези в стиле Гая Ричи и Тима Бертона. А что вам особенно понравилось в этом мире, что хотели бы оставить себе из того времени?
Я очень люблю красивые предметы той эпохи, поэтому все, что связано с украшением быта – потрясающие старинные лампы, красивые часы, живопись, книги, скульптуры – мне очень по душе. А художники фильма сделали все декорации и воссоздали все очень точно, очень талантливо, так что не придраться не к чему. Поэтому на съемках «Хитровки. Знак четырех» была радость и актерского познания, и существования в потрясающих декорациях.
Что касается костюмов, то на пробах я снимался в настоящем сюртуке, который был подобран из знаменитой костюмерной «Мосфильма». И внутри сюртука была бирка с именем «Анатолий Ромашин». То есть я снимался на пробах в настоящем костюме замечательного советского актера. Это был очень трогательный, знакомый момент для меня: актера уже нет, а костюмы, которые когда-то были созданы для него, продолжают жить.
Почему стоит сходить в кино на этот фильм? Какое впечатление получит зритель?
Зритель любит интригу, когда ему хочется разгадывать вместе с актерами сюжет. Когда ему хочется расшифровывать ребус: кто убийца, кто победит, а кто проиграет. В этом фильме много всего интересного – и приключения, и юмор, и философия, и часть истории легендарного МХТ. «Хитровка…» захватит зрителя.
С каким чувством вы покидали зал после премьеры «Хитровки. Знак четырех»?
Я думал о том, что хочу еще раз пройти этот путь и сняться в продолжении.
Расскажите о своих творческих планах на ближайший год.
Этот год я для себя объявил годом творческих вызовов. Сыграть в кино Немировича-Данченко – это не «хухры-мухры», как говорят в народе. В театре им. Евгения Вахтангова я играю Павла I в одноименном спектакле. Это серьезнейший вызов. Знаю, что многие зрители шли на спектакль с предубеждением: «Ну-ка, чего это Олешко вздумал таких людей играть!», а по окончании спектакля стоя аплодировали и даже извинялись передо мной. Также мне очень радостно, что на экраны возвращаются легендарные «Папины дочки», новый сезон, где я играю. Радостно, что на телевидении у меня вновь много предложений. Конечно, я продолжаю петь. Планов у меня громадье… Но самый главный план – дожить до ста лет, как Владимир Зельдин. И так же, как и он, отпраздновать этот юбилей двухчасовым спектаклем и после банкетом до утра!
Фото: пресс-служба «Мосфильма»