Наверх
1625

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

В прокат вышел приключенческий детектив Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех» с Михаилом Пореченковым, Константином Крюковым, Анфисой Черных, Александром Олешко, Евгением Стычкиным и Алексеем Вертковым в ведущих ролях. Сюжет рассказывает о расследовании театральным режиссером Константином Станиславским и гонзо-репортером Владимиром Гиляровским загадочного убийства на культовой бандитской Хитровке начала XX века. Кроме того, картина погружает в обстановку знаменитого МХТ в период его становления. Руководителя Художественного театра Владимира Немировича-Данченко играет актер Александр Олешко. TV Mag узнал у Александра Олешко, как он готовился к роли легендарного театрального реформатора, чем запомнились съемки и почему зрителям стоит сходить на этот фильм в кинотеатры.

Александр, очевидно, что роль Владимира Немировича-Данченко – большой актерский вызов. Вы говорили, что много и дотошно изучали эту историческую личность. Когда вы перестали чувствовать груз ответственности?

Такого не бывает, чтобы у актера куда-то уходил груз ответственности, прежде всего перед зрителем. Потому что тебе могут сказать на площадке, что ты прекрасно играл. Или ты сам для себя можешь отметить, что в какой-то сцене играл плохо. Но именно зритель будет твоим главным судьей. Поэтому всегда тревожно. Всегда ждешь реакции зрительного зала – либо тишину, либо аплодисменты.

В какой-то момент от Карена Георгиевича (Шахназарова, режиссера – прим. ред.) я услышал фразу, которая мне очень помогла: «Саша, мне не нужен памятник, мне нужен живой человек». Действительно, я много читал про Немировича-Данченко, долго и кропотливо готовился. Но наш фильм рассказывает не только про исторических персонажей, которые действительно ходили на Хитровку: Гиляровского, Станиславского и Немировича-Данченко. Помимо документальной основы, в фильме есть и придуманный удивительный приключенческий мир, детектив, художественный вымысел. Поэтому в нашем фильме мой персонаж не ходит на Хитровку. Он занимается делами театра, беспокоится о том, будет ли ходить зритель на тот или иной спектакль. И не очень радуется тому, что Станиславский постоянно отлучается от репетиций и куда-то убегает из театра. Поэтому мне досталась роль своего рода созерцателя. Но я очень старался, чтобы мой персонаж не был карикатурным и не выглядел пародией. Старался сделать так, чтобы получился живой настоящий человек.

Хитровка. Знак четырех
Хитровка. Знак четырех
Хитровка. Знак четырех
Хитровка. Знак четырех

Внешнее сходство с Немировичем-Данченко поразительно.

Мне даже не понадобился пластический грим. Мой грим перед съемкой занимал шесть минут. Оказалось, что, если приклеить усы, бороду и чуть по-другому зачесать волосы, то я уже похож на Немировича-Данченко. Когда-то Людмила Гурченко говорила про себя, что у нее лицо как блин: что нарисует гример, то и будет. Когда снимаюсь в кино или играю в театре, стараюсь, чтобы каждая моя последующая роль была не похожа на другую.

Роль ведь нетипичная для вас. Вы были удивлены, когда вас пригласили ее сыграть?

Когда получаешь такие предложения, то возникают и страх, и ответственность, и радость от того, что режиссер может в тебе разглядеть то, чего ты сам не видишь. У Карена Шахназарова есть этот дар. Поэтому он и великий режиссер. Вообще сниматься у Карена Шахназарова – все равно, что окончить ВГИК. Это человек, который при жизни стал классиком. Он снял фильмы, которые мы все знаем и любим. «Хитровка…» – совершенно новый жанр и для меня, и для Карена Шахназарова. Поэтому я очень рад, что судьба подарила мне такой шанс.

Хитровка. Знак четырех
Хитровка. Знак четырех
Хитровка. Знак четырех
Хитровка. Знак четырех

Чем запомнились съемки «Хитровки. Знак четырех»?

Карен Шахназаров мне сделал удивительный подарок не только самой ролью. Один из первых съемочных дней совпал с моим днем рождения. Мы снимали в МХТ. А это именно тот театр, куда меня приглашал Олег Николаевич Ефремов в 1999 году. И вот, представьте, проходит 24 года… Я в свой день рождения стою на сцене МХТ в образе Немировича-Данченко. Перед полным залом актеров массовых сцен, загримированных под зрителей начала прошлого века. Карен Георгиевич выходит с подарком и говорит: «Сегодня день рождения Александра Олешко, давайте поздравим его и Немировича-Данченко с этим праздником». И весь зал встает и аплодирует. Это было неожиданно и очень приятно. Яркий момент, который я навсегда запомню.

Художники проделали огромную работу, воссоздавая ту эпоху: выстроили с нуля Хитровку, создали даже прообраз коллектора подземной реки Неглинной. Художники по костюмам вдохновлялись персонажами фэнтези в стиле Гая Ричи и Тима Бертона. А что вам особенно понравилось в этом мире, что хотели бы оставить себе из того времени?

Я очень люблю красивые предметы той эпохи, поэтому все, что связано с украшением быта – потрясающие старинные лампы, красивые часы, живопись, книги, скульптуры – мне очень по душе. А художники фильма сделали все декорации и воссоздали все очень точно, очень талантливо, так что не придраться не к чему. Поэтому на съемках «Хитровки. Знак четырех» была радость и актерского познания, и существования в потрясающих декорациях.

Что касается костюмов, то на пробах я снимался в настоящем сюртуке, который был подобран из знаменитой костюмерной «Мосфильма». И внутри сюртука была бирка с именем «Анатолий Ромашин». То есть я снимался на пробах в настоящем костюме замечательного советского актера. Это был очень трогательный, знакомый момент для меня: актера уже нет, а костюмы, которые когда-то были созданы для него, продолжают жить.

Почему стоит сходить в кино на этот фильм? Какое впечатление получит зритель?

Зритель любит интригу, когда ему хочется разгадывать вместе с актерами сюжет. Когда ему хочется расшифровывать ребус: кто убийца, кто победит, а кто проиграет. В этом фильме много всего интересного – и приключения, и юмор, и философия, и часть истории легендарного МХТ. «Хитровка…» захватит зрителя.

Хитровка. Знак четырех
Хитровка. Знак четырех
Хитровка. Знак четырех
Хитровка. Знак четырех

С каким чувством вы покидали зал после премьеры «Хитровки. Знак четырех»?

Я думал о том, что хочу еще раз пройти этот путь и сняться в продолжении.

Расскажите о своих творческих планах на ближайший год.

Этот год я для себя объявил годом творческих вызовов. Сыграть в кино Немировича-Данченко – это не «хухры-мухры», как говорят в народе. В театре им. Евгения Вахтангова я играю Павла I в одноименном спектакле. Это серьезнейший вызов. Знаю, что многие зрители шли на спектакль с предубеждением: «Ну-ка, чего это Олешко вздумал таких людей играть!», а по окончании спектакля стоя аплодировали и даже извинялись передо мной. Также мне очень радостно, что на экраны возвращаются легендарные «Папины дочки», новый сезон, где я играю. Радостно, что на телевидении у меня вновь много предложений. Конечно, я продолжаю петь. Планов у меня громадье… Но самый главный план – дожить до ста лет, как Владимир Зельдин. И так же, как и он, отпраздновать этот юбилей двухчасовым спектаклем и после банкетом до утра!

Фото: пресс-служба «Мосфильма»

Фото автора.
Обозреватель TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.