Главное, что знает любой специалист по катастрофам, – большинству влиятельных людей никогда не захочется, чтобы правда хоть как-то всплыла на поверхность. Это прекрасно знал и специалист по анализу черных ящиков, но такого он ожидать не мог: чем больше распутываешь – тем больше новых версий крупнейшего авиакрушения в истории Франции. Что именно нашел пытливый парень и почему это не должно дойти до народа, расскажет стартующий в России 6 января триллер «Черный ящик».
СУТЬ ДЕЛА
Большинству из нас кажется, что все авиакатастрофы безумно похожи друг на друга: во главе всего стоит неисправность, ошибка пилота или злой умысел, а сама трагедия всегда сопровождается безмерными страданиями, трауром и вечным поиском виновных. Но Матьё Вассёр знает, что каждое крушение воздушного судна уникально, ведь он настоящий гений расшифровки бортовых самописцев. Как передовой аналитик, он может распознать по мелкому шороху или отдельному электронном звуку не только детали происходящего в самолете, но и практически полную картину событий. Но когда Францию шокирует падение самолета рейса Париж – Дубай, Матьё изначально не желают привлекать к делу. Однако, когда более опытный эксперт пропадает, начальство дает парню шанс возглавить расследование.
Даже при беглом изучении записей черного ящика Матьё выясняет, что перед катастрофой в кабину пилотов зашел посторонний, истошно завопивший: «Аллаху акбар!» Но, не пожелав с ходу покупаться на версию о теракте, наш трудяга-исследователь начинает копать и натыкается на одну нестыковку за другой. В итоге он довольно быстро понимает, что многое в этой истории связано с производителем воздушного транспорта – могучим «Атрианом», с которым успела поработать его амбициозная сексапильная супруга Ноэми. Но все вокруг посылают Матьё подальше, уверяя, что он просто слишком много работает над очевидным инцидентом. И в самом деле, нагрузка так велика, что в какой-то момент аналитик-трудоголик перестает понимать, что он на самом деле выяснил, а что ему с устатку привиделось.
СОЗДАТЕЛИ
В 2022 году Ян Гозлан отметит сразу две знаменательные даты – 12-летие творческого пути и 45-летие жизненного. При всей моде на порой чрезмерно молодых режиссеров это сочетание цифр выглядит почти идеальным, и к отнюдь не старым годам уроженец пригорода Парижа уже успел многое сделать. Его первой работой стал герметичный триллер на грани фильма ужасов «В клетке» 2010 года, рассказывающий о молодых участниках гуманитарной миссии, что забрели в страшной Восточной Европе «не в то место».
С того момента Гозлан оформился в той же тематическо-творческой роли, что мы знаем и по сей день, – мастера триллеров. Драматическая тревожная лента «Идеальный мужчина» 2015 года впервые свела режиссера с Пьером Нинэ. Что характерно, тогда его персонажа звали так же, как и в этом фильме, – Матьё; правда, в том случае это был начинающий писатель, сделавший ставку на приключения солдата Алжирской войны. Уже через год Гозлан выпустил политический триллер «Механика теней» с самим Франсуа Клюзе в главной роли. Последней работой мсье Яна стал полубоевик «Выгорание», изображающий странную криминальную судьбу мотоспортсмена, мечтавшего о карьере в MotoGP. Что любопытно, эта лента стала одной из самых коммерчески успешных в карьере Гозлана – она собрала чуть больше миллиона долларов. Увы, его фильмы редко собирают реальные кассы, но сейчас все иначе: общая сумма в мировом прокате уже подобралась к десяти миллионам в американской валюте.
Рассказывая о «Ящике», Гозлан говорил, что вдохновлялся реальными авиакатастрофами, но не хотел основывать сценарий на конкретной истории. «Мои стремления шли больше к обсуждению новых вопросов, которые могут произвести революцию в гражданской авиации, – вопросов внедрения искусственного интеллекта как замены пилотам. При помощи фильма я хотел познакомить общественность с этой проблемой. Для этого я использовал кинематографические средства, которые всегда считал поразительными, – это приемы Пакулы и Хичкока, которые завлекают зрителя, играя с его нервами и интеллектом. Отсюда появилось стремление сделать самый захватывающий и увлекательный сценарий из всех возможных», – скромно заметил автор фильма. Помимо прочего, Гозлан собрал и внушительный продюсерский штаб. Разумеется, не обошлось без его соратников Тибо Гаста и Матиаса Вебера, которые поработали в трех последних фильмах режиссера. «Идеального мужчину» и «Выгорание» также продюсировал Вассим Беджи, более известный по тусовочной драме «Ад», ужастику «Инцидент» и комедии «Ужасные джунгли».
ЗВЕЗДЫ
Пьер Нинэ еще достаточно молод по современным меркам, но при этом на счету 32-летнего актера уже больше работ, чем прожитых лет. Особенно узнаваемым он стал в последнюю пятилетку: за байопиками о Жак-Иве Кусто «Одиссея» и Ромене Гари «Обещание на рассвете» он снялся в тяжелой драме «Спасти или погибнуть» и треугольном триллере «Любовники». Главное, что впечатляет в Нинэ, – стремление и способность быть максимально разным.
Изобразившая его жену красотка Лу де Лааж стала узнаваема после участия в биографическом фильме «Жапплу», однако многие куда лучше помнят ее по провокационной трагикомедии «Белоснежка. Сказка для взрослых», наполненной сценами жарких соитий на природе.
Не обошлось и без ветерана европейского кино Андре Дюссолье, который поучаствовал и в «Невезучих», и в «Долгой помолвке», и в «Ледяном сердце», и в «Видоке», и еще в полутора сотнях фильмов.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
У «Черного ящика» есть вполне очевидная предпочтительная аудитория – поклонники нервных триллеров экспертно-заговорщического разлива. Новинка Гозлана весьма напоминает знаменитого «Призрака» Романа Полански: та же неприкаянность и слабость главного героя вкупе с упорством, та же трагическая, в меру камерная атмосфера, те же могущественные силы, готовые все разрушить, чтобы ускорить погребение правды.
Любителям производственно-ремесленно-психологических драм и картин об одиноком герое, которому не верит никто, – обязательно начните год с «Ящика».
Фото: Studiocanal GmbH, WY PRODUCTIONS 24 25 FILMS