Они родились в разное время и были совершенно разными людьми, но уважали друг друга и одинаково старательно совершенствовали свое мастерство в самом интеллектуальном спорте – шахматах. Однако, когда судьба свела их за одной игральной доской, игра быстро превратилась в войну. Как выглядел чемпионский поединок Анатолия Карпова и Виктора Корчного и почему он получился столь немыслимым по накалу, расскажет стартующая в кино 30 декабря драма «Чемпион мира».
СУТЬ ДЕЛА
Согласно преданию, два выдающихся советских шахматиста впервые встретились целую вечность назад – еще когда один из них был ребенком. Старший уже был экстраординарным мастером, в то время как младший лишь подавал большие надежды среди учащихся начальной школы. Но прошло более двух декад, и Анатолий Карпов не просто сравнялся по уровню с Виктором Корчным, но и стал его тяжелейшим оппонентом, причем как на советском, так и на мировом уровне. Казалось, что колоссальный опыт гроссмейстера-интеллектуала сыграет решающую роль в очном противостоянии с молодым тактиком-гением. Однако, когда они сошлись в споре за звание претендента на планетарное чемпионство, Карпов вдруг превзошел своего учителя.
Почти сразу Корчной шумно потерял терпение и разоткровенничался с иностранной прессой, заявив напрямую: проиграл из-за давления руководства СССР. Два года спустя шахматист отправился за границу на очередной турнир и более не вернулся на родину, попросив политического убежища. А когда еще через пару лет Карпову представился шанс сразиться за мировую шахматную корону с «невозвращенцем» Корчным, политические чины агрессивно засуетились. «А почему бы не бойкотировать матч с предателем?» – услужливо предлагали родные министры. «А почему бы не сбежать за границу, чтобы выиграть чемпионство?» – советовали заморские коллеги. Но никакие интриги не смогли помешать двум непохожим друг на друга воспитанникам легендарной советской школы шахмат встретиться на далеком филиппинском острове и провести по всем меркам неповторимое сражение.
СОЗДАТЕЛЬ
В зрительском обществе порой раздаются возгласы в духе «снимать спортивные блокбастеры – не мешки тягать». Но некоторые особенные творцы знают об этом ремесле несколько больше, чем большинство коллег – проповедников принципа «изобрази страдания – покажи победу». Строго говоря, почти все фильмы Алексея Сидорова можно притянуть к понятию «спортивная драма-боевик». Кроме шуток, под это описание попадает даже его «Бригада» – самый культовый сериал в истории нашей страны. 20 лет назад уникальный кинохудожник из Северодвинска выпустил на экраны Сашу Белого с его верными Космосом, Филом и Пчелой, что навеки сделало их народными персонажами. И ведь все четверо, несмотря на бандитскую судьбу, были очень спортивными ребятами, а Фил и вовсе выступал в ранних боях без правил.
Потом Сидоров сосредоточился на полнометражной франшизе «Бой с тенью», которая подарила нам эпическую бескомпромиссную историю боксера Артема, то и дело попадающего в невероятной лютости приключения. Но первое отступление большого режиссера в сторону исторического кино получилось, мягко говоря, неоднозначным: его «Т-34» был раскритикован почти всеми узнаваемыми кинопублицистами страны. Что до «Чемпиона мира», то эта картина изначально была плановой: еще в апреле 2019 года она получила финансовую поддержку Фонда кино. Однако по понятным причинам снимать шахматный эпос начали лишь летом 2020 года. Перво-наперво историческая лента поражает максимально выверенной географией: практически все сцены снимали в тех местах, где они проходили в реальности. Помимо Москвы, в нашей стране были задействованы Сочи и родной для Карпова Златоуст, судьбоносные для Корчного Нидерланды, Сербия и Черногория, а также Испания, Таиланд и место решающей битвы – те самые Филиппины.
ЗВЕЗДЫ
Роли двух гигантов шахматной мысли были распределены практически сразу. Корчного доверили сыграть главному актеру современной России и по совместительству его земляку-ленинградцу Константину Хабенскому. Карпова же исполнил весьма напоминающий гроссмейстера дерзким моложавым взглядом Иван Янковский. За последние два года эти чрезвычайно востребованные артисты сходятся в одном высокобюджетном кино уже во второй раз. Первым случаем была, возможно, самая шумная премьера прошлого года – стихийно-катастрофический «Огонь».
Хабенский, как мы помним, стал большой звездой в тот же момент, когда Сидоров – топ-режиссером. Блеснув в «Убойной силе», «Женской собственности», «В движении», «Есенине» и, разумеется, «Дневном Дозоре», он закономерно развил успех в «Методе», «Времени первых», «Докторе Лизе» и многом другом, что вы прекрасно помните. А вот его молодой коллега ворвался в большое кино буквально намедни. Будучи наследником славы своего великого деда Олега Янковского и отца, незаурядного актера-режиссера Филиппа Янковского, Иван стал известен после фарсообразного боевика «Дама пик». Потом был быковский «Завод», а следом прилетел и взорвавший пространство «Текст», где Янковский-младший очень натурально изобразил коррумпированного силовика-коррупционера. К слову, его жену в «Чемпионе мира» изобразила его реальная супруга – Диана Пожарская.
Важнейшего партийного босса Сидоров доверил своей главной находке в карьере – неподражаемому Владимиру Вдовиченкову, вписанному в гранит родного кино уже после «Бригады» и «Бумера». Здесь же – Виктор и Федор Добронравовы, Виктор Сухоруков, Александр Филиппенко и еще ряд хорошо знакомых нам лиц.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
При походе на премьеру можно руководствоваться и любовью к режиссеру Сидорову, и тягой к спортивно-историческому контексту, и интересом к уникальному для истории мира сюжету. Но вернее всего будет проникнуться все же третьим: противостояние Корчного и Карпова – это, в принципе, голливудская по своей формуле история, которая в реальности выглядела еще более киношной, чем большинство западных фильмов на заданную тему. Сам ход схватки, история личных взаимоотношений, обстоятельства их матча и результат – вся летопись той монументальной борьбы двух мыслителей своей пронзительностью доводит до слез. Фильм, который наконец-то расскажет об этом в подробностях, строго рекомендован для изучения всем ценителям русского кино.
Фото: Central Partnership