В начале ноября автор «Брестской крепости», сериала «Троцкий» и других хитов, режиссер Александр Котт представит сразу два новых фильма. 3 ноября, в День осведомленности о стрессе, в одном из онлайн-кинотеатров выходит его драма «ГОГОL-МОГОL» со Светланой Немоляевой и Анатолием Белым в главных ролях. А 8 ноября на телеканале «Россия 1» состоится премьера многосерийной исторической драмы «Седьмая симфония» с Алексеем Гуськовым в роли ленинградского дирижера. TV Mag поговорил с Александром Коттом, уже занятым на новых съемках фильма о трагедии холокоста, и узнал о личных переживаниях режиссера, которые легли в основу этих картин.
Александр, почему вы выбрали тему отношений отцов и детей, когда решили снять фильм о стрессе? Есть в этом что-то личное?
Передо мной была задача рассказать историю про состояние человека в стрессе. Когда я стал думать об этом, то понял, что сейчас стресс, по сути, мало различим и стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня стресс большинством воспринимается как данность. Это состояние постоянной включенности в работу, непрекращающихся дел и решений вопросов стало своего рода нормой. Я понял, что мой герой – человек, настолько фокусированный на делах, что забывает обо всем, даже о себе, своей семье, о матери. Мы разучились отдыхать. Я это понял на себе. Когда я отдыхаю, то для меня это какое-то непонятное состояние. И вот в фильме, благодаря маме, которую играет Светлана Немоляева, герою Анатолия Белого удается остановиться и отдохнуть, вспомнить о действительно важном.
А почему в центре сюжета – гоголь-моголь? Почему не какао какое-нибудь?
Это личное. Это напиток из моего детства. Как только мы заболевали, родители тут же делали нам горячий напиток под названием гоголь-моголь. Яйцо, сахар, молоко – вкусный напиток, который вылечивает. Сейчас такого напитка нет, его никто не делает. А раньше простыл – пей гоголь-моголь. Это и деталь, и своего рода метафора.
Сразу после этого фильма у вас новая премьера – сериал «Седьмая симфония», который рассказывает о дирижере Карле Элиасберге. Он должен совершить невозможное – исполнить в осажденном Ленинграде Седьмую симфонию Шостаковича. Что было для вас самой сложной задачей в этой нелегкой, объемной теме?
Я изначально хотел рассказать историю не про блокаду Ленинграда, а про людей, которые сделали невероятное, но о которых до сих пор мало кто знает. Идея фильма принадлежит Алексею Гуськову, он рассказал мне про дирижера, который исполнил симфонию во время блокады. Все знают про Шостаковича, про Седьмую симфонию, но никто не знает про Карла Элиасберга. А без него эта симфония бы не прозвучала. Музыканты были кто на фронте, кто в госпитале, кто погиб, у многих просто не было сил. Это факт, что на первую репетицию Элиасберга доставили из стационара для дистрофиков. Некоторые умерли от голода, не дождавшись премьеры. После того как они совершили подвиг и исполнили симфонию, она стала известна на весь мир. Но до сих пор этих людей не знают. У меня было ощущение, что и дирижер, и оркестр словно невидимые. Даже сегодня лица людей в оркестре мы обычно не видим. И я хотел открыть их зрителю. Сложность была в том, что я абсолютно не музыкальный человек, поэтому для меня все было впервые. Надо было рассказать историю про оркестр, и так убедительно, чтобы музыканты поверили, что это они на экране. Я изучал все про оркестр: как он устроен, какие существуют отношения внутри коллектива, общался с консультантами. Это же отдельный мир, когда, с одной стороны, все вместе, людей много, но стоит одному человеку не прийти – и все будет звучать не так. Теперь я неплохо ориентируюсь в этом вопросе.
А как вы искали актеров на роли в оркестр? Учили их музыке?
Мы взяли актеров с музыкальным образованием, которые умеют пользоваться музыкальными инструментами, умеют профессионально держаться, играть на инструменте. А также взяли музыкантов, которые умеют играть, имеют актерские способности.
Как искали лица того времени, добивались того, чтобы человек был словно из той эпохи?
Этот вопрос можно решить только на кастинге, ориентируясь на собственные чувства: человек из того времени или нет. Невозможно взять современное лицо и с помощью грима сделать его сообразно духу того времени.
Кто из актеров вас удивил, стал открытием в этом сериале?
Алексей Гуськов сыграл невероятно. Он максимально точно передал этот трагический образ. Удивила Наталья Рогожкина – это открытие, она невероятно тонкая, эмоциональная актриса. Были и казусы. Например, один актер сказал, что он владеет инструментом, мы его утвердили, он прекрасно играл, а потом выяснилось, что он не владеет инструментом… Обманул.
«Седьмая симфония» получилась такой, какой вы ее задумывали?
Сериал получился даже лучше, чем я представлял. Известно, что, когда пишешь, представляешь одно. Когда снимаешь – другое. А на монтаже рождается третье кино. И вот результат меня очень порадовал.
До локдауна состоялась премьера первых серий на «Ленфильме». Какими были отзывы зрителей? Как зал реагировал?
Я увидел, что у зрителей картина вызывает мощное сопереживание, некоторые были в шоке.
Я увидел, что фильм попадает в их сердца. Это самое важное.
Фото: пресс-служба фильма «Гоголь-моголь», Россия 1