В российских кинотеатрах с четверга, 15 апреля, начинается показ романтической мелодрамы «Мой год в Нью-Йорке». Очаровательная, вдохновляющая, немного богемная и невероятно атмосферная история о том, как искусство может изменить жизнь любого из нас. В основе сюжета – события, которые на самом деле имели место в жизни писательницы Джоанны Ракофф, работавшей помощницей литературного агента легендарного Джерома Сэлинджера.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
Конец 1990-х. Джоанна – недавняя выпускница с амбициями начинающей писательницы. Следуя за мечтой, она оказывается в центре литературного мира и в самом сердце богемной жизни Нью-Йорка. Девушке фартит: ее берут ассистенткой литературного агента признанного новеллиста Америки Сэлинджера. Но Джоанне велено заниматься вовсе не творчеством, а всего лишь рутиной: отвечать на письма, адресованные автору «Над пропастью во ржи», в формате дежурной отписки, без какой-либо личной привязанности, как делают банки, чиновники. Но в какой-то момент она начинает проникаться личными историями адресатов. И с этого момента все изменится в жизни Джоанны…
СОЗДАНИЕ И КОМАНДА
«Мой год в Нью-Йорке» (My Salinger Year) – романтическая мелодраматическая история, созданная канадским режиссером и сценаристом, номинантом на «Оскар» Филиппом Фалардо. В шорт-лист самой престижной кинопремии уроженец Квебека попал благодаря своей работе «Господин Лазар» (2011). Это драма о пятидесятилетнем иммигранте из Алжира и, возможно, его лучший фильм.
Стоит отметить, что фильм «Мой год в Нью-Йорке» имеет неоригинальный сценарий. Это адаптация мемуаров Джоанны Ракофф «Мой год Сэлинджера» (My Salinger Year). В 1996 году, получив степень магистра английской литературы в элитном Университетском колледже Лондона, 23-летняя выпускница, вернувшись домой в США, устроилась на работу в одно из старейших литературных агентств Нью-Йорка Harold Ober Associates. Как оказалось позднее, агентство представляло интересы известного писателя Джерома Дэвида Сэлинджера, который на тот момент уже вел затворнический образ жизни (с 1963 года!). И в обязанности юной Джоанны в числе прочего входило составление ответов на письма от фанатов Сэлинджера. При этом девушка так поднаторела в этом деле, что спустя несколько лет, устроившись на радио, вела там передачу, в которой рассказывала о Сэлинджере, о переписке с поклонниками писателя. И однажды эту передачу на ВВС услышал глава одного из крупных американских издательств. Он связался с Джоанной и посоветовал ей написать мемуары о времени, проведенном в том рассаднике гениев и прочих авторов. Так родилась книга «Мой год Сэлинджера», получившая признание критиков и обычных читателей.
В киноадаптации «Мой год в Нью-Йорке», в написании сценария которой компанию Филиппу Фалардо составила сама Джоанна Ракофф, главные герои тоже рождались не с чистого листа. Помимо Джоанны, прототипом которой является Ракофф и которую в фильме играет Маргарет Куэлли, Сигурни Уивер перевоплощается в Маргарет, босса юной ассистентки и главу литературного агентства. На самом деле Сэлинджера в то время представляла Филлис Вестберг, она же была начальницей Ракофф. К слову, именно Вестберг 27 января 2010 года принесла миру печальную весть о смерти писателя.
Исполнители ведущих ролей в фильме «Мой год в Нью-Йорке» хорошо знакомы российским зрителям. Маргарет Куэлли сыграла красотку-хиппи в грандиозном «Однажды в Голливуде», а сияющая всегда Сигурни Уивер вообще не нуждается в представлении, и, кажется, нет такого киномана, кто не знал бы лейтенанта Эллен Рипли из культовой франшизы «Чужой». Также в картине «Мой год в Нью-Йорке» снялись Дуглас Бут («Гордость и предубеждение и зомби», «Голем») и Брайан Ф. О’Бирн («Малышка на миллион», «Вкус жизни»).
ОЖИДАНИЯ
Сам факт, что именно кинополотном «Мой год в Нью-Йорке» было решено открывать 70-й Берлинале, уже говорит о том, что фильм стоит увидеть. К тому же режиссер Филипп Фалардо умеет подстроиться под новые требования киномейнстрима, способного угодить почти любой публике. С первых минут чувствуется очарование истории, которую хотят поведать нам ее авторы. В ней есть кое-что неуловимо знакомое большинству людей, в особенности творческих профессий. Это тихая паника из-за того, что вы застряли на работе, которая должна была быть временной, чтобы оплачивать счета, не умереть с голоду или служить трамплином к высоким и громадным карьерным целям.
Конечно, критики нашли за что поругать работу Фалардо. Например, многие киноведы отмечали, что поклонники самого писателя не откроют для себя ничего нового о Сэлинджере, да и о внутренней кухне литературного мира зрители вряд ли узнают что-то неожиданное и подробное. Но, надо полагать, канадец и не ставил подобных задач. Ему было важнее поговорить о Ремесле, о самоопределении начинающих художников и поиске себя без оглядки на чужие удачи и таланты.
Впрочем, к чему придраться точно не удастся, так это к актерскому ансамблю. Режиссер провел кастинг безупречно, поскольку и Маргарет Куэлли, и Сигурни Уивер чудесным образом сохраняют привлекательность, шарм, особую энергетику фильма от начала до конца и своей чуткой игрой не позволяют зрителям усомниться в правдоподобности истории.
И хотя для многих рецензентов очевидно сравнение «Моего года в Нью-Йорке» с, по их мнению, гораздо более удачным проектом «Дьявол носит Prada», работа Фалардо на самом деле не так проста, как кажется. А почитатели всего консервативного смогут оценить чарующую ауру фильма с его особенной эстетикой, видами Нью-Йорка 90-х, символами и атрибутикой того времени. Фалардо, и это ощущается, создавал это ретрокино с хрустальным изяществом, трепетом и нежностью, словно на вдохе.
Не пропустите! В российском прокате фильм «Мой год в Нью-Йорке» стартует 15 апреля.
Фото: Metropolitan FilmExport