Продюсер Александр Роднянский – о новом кинофестивале в Петербурге, его отличии от «Кинотавра» и рискованных дебютах
Александр Роднянский создал новый кинофестиваль. Известный продюсер и глава «Кинотавра» стал президентом Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии, в Санкт-Петербурге. 26-28 июля состоялось превью фестиваля, а первую конкурсную программу покажут в 2020-м – она будет состоять из международного конкурса полного и короткого метра. По словам создателей, программа фестиваля делает ставку на самобытных авторов и публику, открытую к экспериментам. Фестиваль будет проходить в Санкт-Петербурге на базе проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация». Tricolor TV Magazine побывал на открытии нового киносмотра и узнал у Александра Роднянского, зачем ему новый фестиваль и чем конкурс в Новой Голландии будет отличаться от «Кинотавра».
Александр Роднянский – продюсер как авторских, так и жанровых фильмов, среди которых картины «Елена», «Левиафан», «9 рота», «Сталинград» и другие
Как возникла идея Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии?
Сейчас большое количество талантливых, смелых и отважных кинематографистов делают фильмы, призванные заставлять аудиторию мыслить, сопереживать, сочувствовать, смеяться, плакать, и потому кинематограф отчаянно ищет новые формы существования. Кинофестиваль – это одна из форм приближения фильма к аудитории, это такая организованная форма кинопроката. Есть фестивали, которые решают кинематографическую конкуренцию на большом горизонте, речь идет о главных фестивалях мира, а есть фестивали, которые приближают важные, талантливые, неординарные, непохожие на обычный репертуар кинотеатра фильмы к своим зрителям. Таким фестивалем должен стать Фестиваль дебютного кино в Новой Голландии. Важная особенность фестиваля в том, что это конкурс дебютных фильмов. Сегодня в мире дебютируют очень многие, планка вхождения в кинематограф резко опустилась. Кинематограф стал доступнее, и сакральное мероприятие, для запуска которого раньше были необходимы диплом, миллионы-миллионы денег, сегодня превратилось в творческое, доступное многим решение о том, что надо и можно рисковать делать собственную картину. И в российском кино, и за пределами нашей страны появляется огромное количество дебютантов, которые приносят в кино свой особый опыт, и для нас принципиально важно этот опыт приблизить к аудитории. Дебют – это радикальный поворот в жизни, люди рискнули и сделали в своей жизни радикальный поворот, и их опыт и смелость могут быть заразительны и для тех, кто далек от кино. Поэтому фестиваль будет полезен и Петербургу, и его гостям.
Программным директором фестиваля стал кинокритик Алексей Артамонов
Почему у вас возникла необходимость создать новый кинофестиваль? Чем он принципиально отличается от «Кинотавра»?
Фестиваль принципиально отличается от «Кинотавра» всем. Самое главное, «Кинотавр» не международный кинофестиваль, а российский. Что касается необходимости, это не столько моя необходимость, сколько общая. Чем больше фестивалей, чем шире возможность для интересующейся аудитории смотреть качественное кино, тем больше возможностей для существования такого кино, в том числе российского, создается в будущем. Иными словами, для меня фестиваль – это рождение аудитории, или, скажем так, подготовка аудитории. Я боюсь слов «воспитание аудитории» (улыбается).
Вы были на множестве фестивалей в мире. Какие лучшие черты какого фестиваля взяли для своего нового детища?
Я думаю, самым безнадежным предприятием было бы делать новый фестиваль по образцу уже существующих замечательных фестивалей. Мне кажется, это прежде всего проект Новой Голландии. Новая Голландия – это место со своей особой энергией и аудиторией, и для Новой Голландии это, без сомнения, естественный и очень правильный шаг. Ведь наряду со всеми современными видами искусства кинематограф – универсальная площадка, которая способна и объединять аудиторию, и предлагать ей качественный современный контент. Это очень важно. Если вы заинтересованы в том, чтобы мы сами и наши дети были умнее, содержательнее, – извините за примитивность и банальность, но это же в конечном счете правда – то логично создавать культурные проекты, в том числе кинофестиваль.
У нас есть два фестиваля дебютного кино – «Дух огня» в Ханты-Мансийске и «Движение» в Омске. Чем фестиваль в Новой Голландии будет отличается от них?
Фестиваль «Дух огня» чрезвычайно важен для Ханты-Мансийска, он является важнейшим культурным событием в регионе. Фестиваль дебютного кино в Новой Голландии может стать событием для Петербурга, которое будет не менее важным для города и полезным для аудитории. Мне кажется, в Петербурге перспектив восприятия намного больше, так как у Новой Голландии уже есть любознательная активная аудитория, которая регулярно приходит ознакомиться с большими или малыми культурными проектами.
Что касается омского кинофестиваля «Движение», то это не международный фестиваль, и надеюсь, что он будет продолжаться. Насколько я знаю, там есть некие проблемы. Фестиваль в Омске должен быть. Я глубоко убежден: чем больше в разных городах будет качественных кинопоказов, а не формальных государственных событий с одними и теми же героями отечественного кино, блуждающими по красной дорожке, тем лучше. Аудитории нужно качественное кино – современное, актуальное, содержательное, нервное, способное донести информацию о мире и температуру в этом мире.
Фото: Пресс-служба Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии