Антон Момот о съемках в «Братстве» и антивоенном замысле фильма
10 мая в прокат выходит новый фильм Павла Лунгина – военный триллер «Братство». Картина рассказывает о реальных исторических событиях, связанных с выводом советских войск из Афганистана на рубеже 1988-1989 годов. Сюжет разворачивается вокруг бойцов 108-й мотострелковой дивизии, которая планирует отход через перевал Саланг, подконтрольный группировке моджахедов Инженера Хошема. В главных ролях снялись Кирилл Пирогов, Ян Цапник, Антон Момот, Виталий Кищенко, Федор Лавров, Олег Васильков. Tricolor TV Magazine поговорил с Антоном Момотом («Кухня в Париже», «Гоголь. Начало», «Обитель», «Двое», «Союз спасения») о съемках в «Братстве», опасных трюках и антивоенном замысле фильма.
Антон Момот за 28 лет сыграл 25 ролей в фильмах и сериалах
Антон, Павел Лунгин отозвался о вас так: «Благодаря поиску новых лиц мы совершили настоящее открытие – это Антон Момот. Мне хочется предсказать ему хорошее будущее. Это настоящий герой – сильный, молчаливый, сумрачный, искренний». Расскажите, как для вас проходило это открытие – о кастинге. Вы надеялись получить эту роль?
Первый этап кастинга проходил дистанционно – я на тот момент был занят в другом проекте, был в горах, у меня были трудности со связью. В этот момент агент прислал мне пробы к Павлу Семеновичу Лунгину. Я тут же нашел укромное место в лесу, поставил перед собой камеру и записал монолог, который требовался. С горем пополам отправил это видео, так как интернет работал очень плохо. Но после этого Павел Семенович пригласил меня в Москву для проведения очных проб. Я сразу с самолета поехал на «Мосфильм». До этого я очень сильно отравился и в таком состоянии явился на пробы. Мы поговорили о роли, потом через день записали пробы, и прямо на месте режиссер сказал, что я утвержден.
Кого вы играете в «Братстве»?
Молодого лейтенанта по прозвищу Грек, который прибыл в Афганистан буквально день назад, и к началу фильма он еще не участвовал ни в каких боевых действиях.
Почему Грек?
Он мастер спорта по греко-римской борьбе, поэтому так его и прозвал командир.
Было сложно на подготовке?
Скорее интересно. До съемок мы занимались с инструктором по стрельбе, по военной подготовке, это было, наверное, тяжело. Но больше интересно.
Антона Момота зрители могли видеть в проектах «Кухня в Париже», «Гоголь. Начало» и других
Как вживались в роль?
Наверное, самым сложным было придумать этого человека, пропустить через себя, понять, почему он такой, откуда такой характер, какие болевые точки. Я сел и написал автобиографию роли, и с Павлом Семеновичем мы ее корректировали, разбирали сцены, до начала съемок придумывали его полностью. Но не скажу, что это было сложно. С Павлом Семеновичем Лунгиным не может быть сложно – он легко и просто дает задачи, которые откликаются в артисте по щелчку.
Какие впечатления от первого съемочного дня в «Братстве»?
В первый съемочный день самое большое впечатление произвело то место, где мы снимали, – это деревня Корода в Дагестане. Это очень-очень интересное место – красивое, с историей, настоящая деревня. С коллегами сразу сдружились и впоследствии работать было очень комфортно.
На съемках с какими трудностями столкнулись?
Сложной была дорога до съемочной площадки, потому что у меня были спектакли в Санкт-Петербурге, и я постоянно летал в Дагестан. Путь от дома до площадки занимал 12 часов.
А на самих съемках был очень опасный трюковый момент – он есть в начале фильма. По сценарию в первом бою на меня обрушивается стена. И случайно произошло так, что она по-настоящему на меня обрушилась, меня завалило камнями и кирпичами. Благо инструктор сказал на всякий случай поднять над головой автомат, и этот автомат меня спас. Я ударился головой об автомат, но камни меня не достали. Потом меня откопали. Было даже забавно (улыбается).
Смотрите фильм «Братство» режиссера Павла Лунгина в кинотеатрах с 10 мая
Самая сложная сцена в «Братстве» для вас?
Последний съемочный день, когда я по сценарию бегаю по минному полю. Она была сложной эмоционально, да еще и погода подвела – выпал снег, а мне нужно было с голым торсом бегать. Было холодно.
Антон, расскажите о работе с Павлом Лунгиным. Какой он режиссер?
Мне было очень легко работать с Павлом Семеновичем, потому что он знает какие-то точные слова и формулировки, которые позволяют ему очень быстро, емко и конкретно объяснить актеру задачу и добиться молниеносного исполнения. Наверное, это дар, талант. Мой мастер Григорий Михайлович Козлов тоже обладает таким даром, и я научен его понимать с полуслова. Так и с Павлом Семеновичем. Он говорит: сделай так и этак, и ты каким-то образом своим актерским аппаратом ловишь энергию и мысль, которые он тебе транслирует. Есть огромное доверие к нему и к тому, что он предлагает или просит сделать на площадке.
О чем «Братство» для вас?
Для меня картина антивоенная. Не про то, как правильно быть сильным и выполнять военные приказы, нет, не про это. А про то, что война – это страшно, ненормально, нечто против человеческой природы. Ведь нам в жизни немного надо: растить детей и радоваться жизни. А война – это механизм, который пришел к нам извне. Мое мнение: не нужно попадать под влияние людей, которые внедряют идею, что война – это праведное дело. Нет, война – это смерть. Я уверен, ничто не может быть дороже человеческой жизни – никакая идея. Мой персонаж имеет благие намерения – он спасает, но вынужден убивать. Это тяжело и не нужно. Главное – любить и радоваться жизни.
Фото: ruskino.ru, akter1.ru, личный архив Антона