Архитектура убийства: в широком прокате стартует триллер «Дом, который построил Джек»
К датскому режиссеру Ларсу фон Триеру сложно относиться равнодушно – его считают либо окончательно выжившим из ума мизантропом, либо жестоким гением. Тем не менее публика уже начала было подзабывать о нем после пятилетнего молчания, как вдруг он вернулся в мировое кинопространство с абсолютно новым фильмом – фильмом, которые многие сочтут шедевром, тогда как другие демонстративно покидали зрительный зал в середине просмотра.
«Дом, который построил Джек» не рекомендован к просмотру зрителям моложе 18 лет
СЮЖЕТ
Действие картины начинает разворачиваться в 70-х годах. Главный герой фильма – Джек, простой инженер с большими грустными глазами. Он всегда мечтал стать архитектором, строить красивые дома, но мать убедила его выучиться на инженера, так как это более стабильная и денежная профессия. В свои сорок с лишним Джек несчастен, одинок, страдает обсессивно-компульсивным расстройством (в частности, помешан на чистоте). Он все еще мечтает построить дом, а недостаток творчества в своей жизни «компенсирует» серийными убийствами, каждое из которых именует «инцидентом» и считает произведением искусства. Способы умерщвления жертв с каждым разом все более изобретательны, что в конце концов и сыграет с Джеком злую шутку. О своих «инцидентах» – не обо всех даже, а о наиболее ярких из них – Джек рассказывает своему собеседнику, чей образ остается для зрителя практически нераскрытым.
СОЗДАНИЕ И КОМАНДА
Решение сделать фильм с подобным сюжетом Ларс фон Триер принял еще несколько лет назад, правда, сначала предполагалось, что это будет не полнометражная картина, а телесериал. Все это время режиссер тщательно готовился к съемкам, а именно изучал биографии самых известных серийных убийц. Джек – собирательный образ.
Смотрите «Дом, который построил Джек» в кинотеатрах с 6 декабря
Декорации «Дома, который построил Джек» – это несколько шведских и датских городов. Съемки также поддержали несколько французских и немецких кинокомпаний. Любопытно, что весной 2017 года фон Триер вел переговоры о том, чтобы премьера его новой работы состоялась в Каннах, и это при том, что на фестивале он был объявлен персоной нон-грата. Обсуждения тянулись долго, год спустя было объявлено, что показ фильма состоится на Каннском кинофестивале вне конкурса. Эффект был сногсшибательным – десятки зрителей так и не смогли досмотреть картину, некоторые встали и ушли, не отсидев и первой трети фильма. В отзывах в социальных сетях гости показа не скупились на обличающие эпитеты, называя фильм «тошнотворным», «жалким» и утверждая, что его «вообще не надо было снимать».
По-видимому, именно этого Ларс фон Триер и добивался. Впрочем, он вообще сделал немало скандальных заявлений по поводу своей новой работы, приплетая иной раз даже политические мотивы, – например, в одном из интервью сказал, что на создание киноленты его вдохновило «воцарение» Дональда Трампа, которое подтверждает идею о том, что «жизнь – злая и бессердечная штука».
Режиссером ленты стал скандально известный Ларс фон Триер
В роли маньяка снялся Мэттью Рэймонд Диллон, в 80-е годы слывший подростковым секс-символом. Многим зрителям запомнился по драме «Столкновение», за роль в которой получил множество престижных номинаций. Также в ленте заняты Ума Турман, Кио Райли («Безумный Макс: Дорога ярости», «Девушка по вызову») и другие.
ОЖИДАНИЯ
Рекомендовать фильм «Дом, который построил Джек» к просмотру как-то язык не поворачивается. Все-таки картина ну очень специфическая. Но внимание искушенных зрителей она привлечет не только нездорово-эпатажными сценами насилия – этим не удивишь тех, кто хоть сколько-нибудь с творчеством Ларса фон Триера знаком. Дело в другом. Все-таки не зря скандально известный режиссер пять лет не демонстрировал публике свои новые работы: «Дом, который построил Джек» – лента очень многозначная, наполненная отсылками к разнообразным историческим событиям, произведениям мирового искусства, древним образам и архетипам. И маньяк Джек на деле один из самых умных персонажей, пусть ему и приходится репетировать перед зеркалом мимику и эмоции, которых он по природе своей лишен. Именно через двадцатилетний отрезок его жизни Триер мастерски демонстрирует человеческую глупость и равнодушие – да так, что если поначалу это пугает, то в конце вызывает уже истерический смех. Ведь каждая из его жертв могла спастись до самой последней минуты – но не сделала этого из-за своей недалекости. Джек ужасает, но в то же время даже располагает к себе – настолько бесподобен его черный юмор. А вообще, массовый зритель, скорее всего, будет плеваться от новой картины Ларса фон Триера, тогда как отдельные люди, обладающие солидным культурным багажом, вероятно, сочтут ее гениальной. На российские экраны фильм «Дом, который построил Джек» выходит в этот четверг, 6 декабря.