Наверх
2557

Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Сергей Безруков о съемках в фильме «Заповедник», довлатовском юморе и Куценко в образе Пушкина

6 декабря в широкий прокат выходит экранизация одного из самых культовых произведений Сергея Довлатова – «Заповедника». Одноименный фильм создала известная пара: продюсер и актер Сергей Безруков и режиссер, сценарист Анна Матисон. Кинематографисты решились на смелый шаг – перенести действие знаменитой повести в наши дни и сделать героя не писателем, а рок-музыкантом. Получилась лирическая комедия. Накануне премьеры картины Tricolor TV Magazine поговорил с Сергеем Безруковым о довлатовском юморе, съемках в Михайловском, любви и семейном счастье.

премьера, триколор, тв, журнал

Сергей Безруков сыграл главную роль в фильме, а также выступил в качестве продюсера картины

Сергей, почему из всех произведений Сергея Довлатова вы решили экранизировать именно «Заповедник»?

И я, и Аня (Анна Матисон – режиссер, сценарист, продюсер картины, супруга Сергея Безрукова. – Ред.) – большие поклонники Сергея Довлатова. А «Заповедник» – это любимое произведение Ани. Задача была неимоверно сложной – создать современный взгляд на это классическое произведение. И я думаю, у нас получилось.

Как появилась идея поместить героя «Заповедника» в наши дни и изменить его профессию?

Про Довлатова существуют байопики, есть другие экранизации его творчества, а мы заходим к нему с другого входа – современного, чтобы подчеркнуть, что Сергей Довлатов – классик. Мы решили обратиться к Довлатову в современном прочтении, чтобы показать: то, что было написано тогда, актуально и сейчас. Это и отличает классика от других авторов, он не устаревает и всегда актуален. Однако, занимаясь адаптацией повести «Заповедник», мы столкнулись с огромным количеством подводных камней. Когда главный герой – писатель, в фильме невольно появляется очень много закадрового текста. Когда голос героя за кадром поясняет свои мысли, в кино это всегда нехорошо слушается, это могло бы навредить кинокартине. Мы думали, ломали головы, как быть. И тут надо сказать спасибо Анечке: она, как сценарист, вместе с соавтором Тимуром Эзугбаей придумала прекрасный ход – поменять профессию героя. Так он стал в фильме рок-музыкантом.

А как наследники Довлатова отреагировали на идею экранизации «Заповедника» в современном стиле?

Они разрешили нам осовременить историю, за что им огромное спасибо. Мы очень волновались, ведь делать новую версию «Заповедника» – это как по минному полю ходить. Но когда они прочли наш сценарий, то доверились нам. Уже после, посмотрев фильм, Катя Довлатова, например, сказала, что нам удалось сохранить довлатовскую атмосферу и его дух. Самое главное, что мы сделали эту историю прежде всего о семье и о любви. То есть акцентировали все происходящее в повести «Заповедник» на любви. И жанр у нас соответствующий – лирическая комедия.

Лирическая комедия?

Да, именно! Ведь даже драматические ситуации у Довлатова окрашены далеко не в темные тона, у него если грусть и отчаяние, то обязательно светлые. Великий довлатовский юмор спасает от тяжелой драмы – его легкий жизнерадостный юмор и остроумие выручают в любой ситуации.

премьера, триколор, тв, журнал

Часть съемок фильма проходила в Пскове и Подмосковье, но основными площадками стали московский парк «Кузьминки» и усадьбы Михайловское и Тригорское

Создавая образ рокера Константина в фильме «Заповедник», ориентировались на кого-либо из современников или на личность самого Довлатова?

Не нужно искать автобиографические моменты, конечно же, я играл не Довлатова. Ведь даже у него в «Заповеднике» Борис Алиханов – литературный герой, писатель, который устраивается на работу экскурсоводом в музей-заповедник «Михайловское». Безусловно, мы знаем, что Сергей Довлатов тоже работал там в качестве гида, но для него это стало толчком, поводом создать персонажа и поговорить о заповеднике и его обитателях. Писатель не равно литературный герой. Вот и наш киногерой – это не Довлатов. Отсутствие привязки к историческим личностям дало нам свободу – я не пародирую ни Довлатова, ни кого-то из музыкантов. Это образ. Такая же ситуация была у меня с фильмом «После тебя» (режиссер и соавтор сценария Анна Матисон. – Ред.), где я исполнил роль артиста балета. Все решили, что я сыграл очередную историческую личность, какого-то знаменитого танцовщика. Все гуглили, искали, кто же это – мой Алексей Темников. Оказалось, это выдуманный персонаж! Но по характеру, по трагическим ситуациям жизни он был очень похож на кого-то реального, многие артисты балета говорили мне, что наш фильм – это правда. У Ани просто такой потрясающий талант, она чувствует такие тонкие психологические вещи, от этого и фильм, и его герои становятся живыми. В «Заповеднике» у нас – рок-музыкант Константин. Кому-то он, возможно, кого-то напомнит, но на самом деле я конкретно никого не играл.

А какой он, ваш рокер?

Это потрясающий гитарист, у него есть проблемы с творческой нереализованностью, с алкоголем. Он блестящий автор-исполнитель, но рынок выстраивает на его пути к слушателю стену, потому что какие-то третьи лица решают, что «формат», а что нет. И это ощущение, когда ты долгие годы не можешь пробиться к своему слушателю, накладывает отпечаток безысходности и отчаяния на его жизнь… Это есть и в книге «Заповедник». Помните, она начинается с того, что человек находится на грани краха, когда следовало бы «разбить поле на участки и браться за дело». Такой кризис бывает практически у всех. Был он и у Сергея Довлатова, который пытался пробиться к своему читателю, а редактор решал, что все, что он писал, никому не нужно: «Это нам не интересно, Довлатов». Перед тобой и читателем возникает огромная стена, которую водружает некая третья сила, она не дает тебе дышать и жить. Писатель живет своими публикациями, а когда ты за свое творчество не можешь получить денег, потому что некто решает, что это никому не нужно, ты оказываешься выброшен на улицу без куска хлеба… А если тебе еще и семью кормить?.. Но у нашего героя в фильме появляется шанс – Михайловское. Ситуация провоцирует его на сильнейший поступок что-то изменить в этой жизни, чтобы справиться.

«Заповедник»

«Заповедник»

презентация фильма

«Заповедник»

«Заповедник»

презентация фильма

«Заповедник»

«Заповедник»

презентация фильма

«Заповедник»

«Заповедник»

презентация фильма

«Заповедник»

«Заповедник»

презентация фильма

«Заповедник»

«Заповедник»

презентация фильма

«Заповедник»

«Заповедник»

презентация фильма

В фильме яркий кастинг: Анна Михалкова, Гоша Куценко, Евгения Крегжде, Александр Семчев, Дмитрий Хрусталев. Сразу видели их в ролях, когда писался сценарий?

Мы проводили кастинг. Хотя директором заповедника сразу представляли Аню Михалкову. Саша Семчев в роли Митрофана тоже родился мгновенно. Долго искали аниматора Маркова с темпераментом гусара, жизненным кредо которого является смелость, легкость и безбашенность. Потом я вспомнил про Гошу Куценко, позвонил ему и сказал: «Хочешь сыграть Пушкина?» А он: «Мне еще никто не предлагал сыграть Пушкина!» Оказалось, что он тоже большой поклонник Довлатова. На площадке цитировал «Заповедник» с предложениями включить какие-то определенные слова из произведения в фильм, он великолепно сыграл.

премьера, триколор, тв, журнал

Российская премьера фильма «Заповедник» состоится 6 декабря

А кого из актеров искали дольше всех?

Долго искали исполнительницу роли Татьяны, супруги героя. Когда попробовали Женю Крегжде, сразу поняли, что это 100-процентное попадание в образ. Это великолепная актриса Вахтанговского театра, в ней есть тонкость, красота, стать.

Вы буквально снимали в заповеднике – в музее-усадьбе «Михайловское». Легко было договориться о съемках?

Да, именно нам впервые разрешили снимать в Михайловском. Вы понимаете, снимать про заповедник, про пушкинский дом, пушкинские места, псковские дали без самого музея было бы невозможно. Мое отношение к Пушкину и давнее знакомство с директором музея сыграли свою роль. Я, как продюсер, попросил съемочную группу летать по воздуху, быть внимательными и аккуратными, следить, чтобы не поцарапать ничего. И все получилось. Спасибо музею, что нас приняли. Теперь в кино зритель сможет увидеть настоящую усадьбу и потрясающие дали (у нас там есть впечатляющие пролеты над усадьбой с коптером).

Сергей, на ваш взгляд, почему зрителям стоит сходить и посмотреть фильм «Заповедник»?

Это попытка пробиться к умному зрителю. Когда говорят, что у нас молодой зритель ищет в кинотеатрах что-то попроще, лукавят. Потому что молодежь у нас очень умная. Я читаю в соцсетях их посты, комментарии. Даже по «Фейсбуку» очевидно, что уже в 17-18 лет молодые люди в России поднимают важные темы, красиво строят свою речь, они молодцы. И нам хочется пробиться к ним. Хочется, чтобы они увидели довлатовский юмор. Пришли не поржать, не посмотреть на пошлый, грязный юмор, а увидеть настоящее – акварельный, интеллигентный, совершенный юмор Довлатова. Кроме того, лирическая комедия сама по себе замечательный жанр, который подарит хорошее настроение к Новому году. История ведь легкая, понятная для многих людей. В каждой семье есть проблемы, о которых говорится в фильме, многие увидят в картине себя. И взрослые, и молодые, и поклонники Довлатова, и те, кто впервые его открывает, – все порадуются, посмотрев картину. Там есть и ощущение Нового года, и дыхание лета, которое тоже очень хочется почувствовать в начале зимы.

В итоге что помогает герою преодолеть кризис – любовь и семья?

Не надо искать ответы заранее, пусть каждый решит сам. В жизни можно все поменять. Было бы ради чего. Главное – это найти, ради чего ты готов поменять свою жизнь. Если ты это поймешь, то ты способен на все.

С каким чувством вам бы хотелось, чтобы зритель выходил из кинотеатра после «Заповедника»?

Я думаю, если зритель досмотрит до конца титры к фильму, у него будет потрясающее ощущение… Что там будет, не скажу – интрига!


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.