Сергей Безруков о съемках в фильме «Заповедник», довлатовском юморе и Куценко в образе Пушкина
6 декабря в широкий прокат выходит экранизация одного из самых культовых произведений Сергея Довлатова – «Заповедника». Одноименный фильм создала известная пара: продюсер и актер Сергей Безруков и режиссер, сценарист Анна Матисон. Кинематографисты решились на смелый шаг – перенести действие знаменитой повести в наши дни и сделать героя не писателем, а рок-музыкантом. Получилась лирическая комедия. Накануне премьеры картины Tricolor TV Magazine поговорил с Сергеем Безруковым о довлатовском юморе, съемках в Михайловском, любви и семейном счастье.
Сергей Безруков сыграл главную роль в фильме, а также выступил в качестве продюсера картины
Сергей, почему из всех произведений Сергея Довлатова вы решили экранизировать именно «Заповедник»?
И я, и Аня (Анна Матисон – режиссер, сценарист, продюсер картины, супруга Сергея Безрукова. – Ред.) – большие поклонники Сергея Довлатова. А «Заповедник» – это любимое произведение Ани. Задача была неимоверно сложной – создать современный взгляд на это классическое произведение. И я думаю, у нас получилось.
Как появилась идея поместить героя «Заповедника» в наши дни и изменить его профессию?
Про Довлатова существуют байопики, есть другие экранизации его творчества, а мы заходим к нему с другого входа – современного, чтобы подчеркнуть, что Сергей Довлатов – классик. Мы решили обратиться к Довлатову в современном прочтении, чтобы показать: то, что было написано тогда, актуально и сейчас. Это и отличает классика от других авторов, он не устаревает и всегда актуален. Однако, занимаясь адаптацией повести «Заповедник», мы столкнулись с огромным количеством подводных камней. Когда главный герой – писатель, в фильме невольно появляется очень много закадрового текста. Когда голос героя за кадром поясняет свои мысли, в кино это всегда нехорошо слушается, это могло бы навредить кинокартине. Мы думали, ломали головы, как быть. И тут надо сказать спасибо Анечке: она, как сценарист, вместе с соавтором Тимуром Эзугбаей придумала прекрасный ход – поменять профессию героя. Так он стал в фильме рок-музыкантом.
А как наследники Довлатова отреагировали на идею экранизации «Заповедника» в современном стиле?
Они разрешили нам осовременить историю, за что им огромное спасибо. Мы очень волновались, ведь делать новую версию «Заповедника» – это как по минному полю ходить. Но когда они прочли наш сценарий, то доверились нам. Уже после, посмотрев фильм, Катя Довлатова, например, сказала, что нам удалось сохранить довлатовскую атмосферу и его дух. Самое главное, что мы сделали эту историю прежде всего о семье и о любви. То есть акцентировали все происходящее в повести «Заповедник» на любви. И жанр у нас соответствующий – лирическая комедия.
Лирическая комедия?
Да, именно! Ведь даже драматические ситуации у Довлатова окрашены далеко не в темные тона, у него если грусть и отчаяние, то обязательно светлые. Великий довлатовский юмор спасает от тяжелой драмы – его легкий жизнерадостный юмор и остроумие выручают в любой ситуации.
Часть съемок фильма проходила в Пскове и Подмосковье, но основными площадками стали московский парк «Кузьминки» и усадьбы Михайловское и Тригорское
Создавая образ рокера Константина в фильме «Заповедник», ориентировались на кого-либо из современников или на личность самого Довлатова?
Не нужно искать автобиографические моменты, конечно же, я играл не Довлатова. Ведь даже у него в «Заповеднике» Борис Алиханов – литературный герой, писатель, который устраивается на работу экскурсоводом в музей-заповедник «Михайловское». Безусловно, мы знаем, что Сергей Довлатов тоже работал там в качестве гида, но для него это стало толчком, поводом создать персонажа и поговорить о заповеднике и его обитателях. Писатель не равно литературный герой. Вот и наш киногерой – это не Довлатов. Отсутствие привязки к историческим личностям дало нам свободу – я не пародирую ни Довлатова, ни кого-то из музыкантов. Это образ. Такая же ситуация была у меня с фильмом «После тебя» (режиссер и соавтор сценария Анна Матисон. – Ред.), где я исполнил роль артиста балета. Все решили, что я сыграл очередную историческую личность, какого-то знаменитого танцовщика. Все гуглили, искали, кто же это – мой Алексей Темников. Оказалось, это выдуманный персонаж! Но по характеру, по трагическим ситуациям жизни он был очень похож на кого-то реального, многие артисты балета говорили мне, что наш фильм – это правда. У Ани просто такой потрясающий талант, она чувствует такие тонкие психологические вещи, от этого и фильм, и его герои становятся живыми. В «Заповеднике» у нас – рок-музыкант Константин. Кому-то он, возможно, кого-то напомнит, но на самом деле я конкретно никого не играл.
А какой он, ваш рокер?
Это потрясающий гитарист, у него есть проблемы с творческой нереализованностью, с алкоголем. Он блестящий автор-исполнитель, но рынок выстраивает на его пути к слушателю стену, потому что какие-то третьи лица решают, что «формат», а что нет. И это ощущение, когда ты долгие годы не можешь пробиться к своему слушателю, накладывает отпечаток безысходности и отчаяния на его жизнь… Это есть и в книге «Заповедник». Помните, она начинается с того, что человек находится на грани краха, когда следовало бы «разбить поле на участки и браться за дело». Такой кризис бывает практически у всех. Был он и у Сергея Довлатова, который пытался пробиться к своему читателю, а редактор решал, что все, что он писал, никому не нужно: «Это нам не интересно, Довлатов». Перед тобой и читателем возникает огромная стена, которую водружает некая третья сила, она не дает тебе дышать и жить. Писатель живет своими публикациями, а когда ты за свое творчество не можешь получить денег, потому что некто решает, что это никому не нужно, ты оказываешься выброшен на улицу без куска хлеба… А если тебе еще и семью кормить?.. Но у нашего героя в фильме появляется шанс – Михайловское. Ситуация провоцирует его на сильнейший поступок что-то изменить в этой жизни, чтобы справиться.
В фильме яркий кастинг: Анна Михалкова, Гоша Куценко, Евгения Крегжде, Александр Семчев, Дмитрий Хрусталев. Сразу видели их в ролях, когда писался сценарий?
Мы проводили кастинг. Хотя директором заповедника сразу представляли Аню Михалкову. Саша Семчев в роли Митрофана тоже родился мгновенно. Долго искали аниматора Маркова с темпераментом гусара, жизненным кредо которого является смелость, легкость и безбашенность. Потом я вспомнил про Гошу Куценко, позвонил ему и сказал: «Хочешь сыграть Пушкина?» А он: «Мне еще никто не предлагал сыграть Пушкина!» Оказалось, что он тоже большой поклонник Довлатова. На площадке цитировал «Заповедник» с предложениями включить какие-то определенные слова из произведения в фильм, он великолепно сыграл.
Российская премьера фильма «Заповедник» состоится 6 декабря
А кого из актеров искали дольше всех?
Долго искали исполнительницу роли Татьяны, супруги героя. Когда попробовали Женю Крегжде, сразу поняли, что это 100-процентное попадание в образ. Это великолепная актриса Вахтанговского театра, в ней есть тонкость, красота, стать.
Вы буквально снимали в заповеднике – в музее-усадьбе «Михайловское». Легко было договориться о съемках?
Да, именно нам впервые разрешили снимать в Михайловском. Вы понимаете, снимать про заповедник, про пушкинский дом, пушкинские места, псковские дали без самого музея было бы невозможно. Мое отношение к Пушкину и давнее знакомство с директором музея сыграли свою роль. Я, как продюсер, попросил съемочную группу летать по воздуху, быть внимательными и аккуратными, следить, чтобы не поцарапать ничего. И все получилось. Спасибо музею, что нас приняли. Теперь в кино зритель сможет увидеть настоящую усадьбу и потрясающие дали (у нас там есть впечатляющие пролеты над усадьбой с коптером).
Сергей, на ваш взгляд, почему зрителям стоит сходить и посмотреть фильм «Заповедник»?
Это попытка пробиться к умному зрителю. Когда говорят, что у нас молодой зритель ищет в кинотеатрах что-то попроще, лукавят. Потому что молодежь у нас очень умная. Я читаю в соцсетях их посты, комментарии. Даже по «Фейсбуку» очевидно, что уже в 17-18 лет молодые люди в России поднимают важные темы, красиво строят свою речь, они молодцы. И нам хочется пробиться к ним. Хочется, чтобы они увидели довлатовский юмор. Пришли не поржать, не посмотреть на пошлый, грязный юмор, а увидеть настоящее – акварельный, интеллигентный, совершенный юмор Довлатова. Кроме того, лирическая комедия сама по себе замечательный жанр, который подарит хорошее настроение к Новому году. История ведь легкая, понятная для многих людей. В каждой семье есть проблемы, о которых говорится в фильме, многие увидят в картине себя. И взрослые, и молодые, и поклонники Довлатова, и те, кто впервые его открывает, – все порадуются, посмотрев картину. Там есть и ощущение Нового года, и дыхание лета, которое тоже очень хочется почувствовать в начале зимы.
В итоге что помогает герою преодолеть кризис – любовь и семья?
Не надо искать ответы заранее, пусть каждый решит сам. В жизни можно все поменять. Было бы ради чего. Главное – это найти, ради чего ты готов поменять свою жизнь. Если ты это поймешь, то ты способен на все.
С каким чувством вам бы хотелось, чтобы зритель выходил из кинотеатра после «Заповедника»?
Я думаю, если зритель досмотрит до конца титры к фильму, у него будет потрясающее ощущение… Что там будет, не скажу – интрига!