Илья Максимов: «Таких фильмов, как "Проводник", в России еще не было!»
На российские экраны вышел мистический хоррор «Проводник». Героиня Александры Бортич видит призраков и после пропажи сестры-близнеца бросается на ее поиски. Что с ней – она стала жертвой серийного маньяка? А может быть, девушки вообще не существует? Главной героине нового фильма «Проводник» придется разобраться не только в своем окружении, но и в себе. Александра Бортич, Евгений Цыганов, Владимир Яглыч, Александр Робак, Василий Бочкарев, Екатерина Рокотова, Вячеслав Разбегаев, Константин Мурзенко – российские звезды снялись в необычном мистическом хорроре «Проводник». Tricolor TV Magazine поговорил с режиссером ленты Ильей Максимовым, известным по популярным телесериалам.
Илья Максимов – режиссер более двадцати фильмов и сериалов
Илья, вы снимали телесериалы в жанре детектива, мелодрамы, что послужило толчком к тому, что дебют в большом кино начали с мистического триллера «Проводник»?
Я вообще большой поклонник жанра, он интересен для необычного раскрытия истории, жанр мистического хоррора развязывает руки, открывает границы для режиссера.
А какой посыл вы хотели донести до зрителя?
Ты – это то, во что ты веришь. Это главный посыл фильма.
Чем сценарий «Проводника» зацепил?
Он был классный, необычный, я до конца не знал, чем все закончится. Сюжет держал в напряжении от первой до последней страницы. Кроме того, я сразу увидел не только мистическую, но и умную историю. С самого начала поставил себе задачу сделать картину непошлой, не превращать все в дешевый ужастик. События, происходящие в нашем фильме, наталкивают на размышления, поднимают вопросы морали и нравственности. И мне было важно это удачно совместить. Нельзя говорить о высоком, а показывать дешевку. Я думаю, что если мистика в ленте не базируется на драматической истории, если ей нет объяснения, нет выхода в реальный мир, то все это превращается в безумие. В комнате ужасов уже никому не страшно и не интересно. Задумывая «Проводника», я ориентировался на фильмы М. Найта Шьямалана и Джеймса Вана – настоящих мастеров жанра. Они оба показывают, почему происходили все эти события, рассказывают оригинальную и сложную историю. Их задача – не просто напугать, но заставить размышлять. Эту задачу преследовал и я в работе над «Проводником».
Как проходил кастинг, как вы поняли, что Александра Бортич подходит на главную роль?
Актрису на главную роль искали дольше всех. Мы искали девушку, которая бы соответствовала образу. У нас было около 30 кандидаток, и Саша оказалась очень точна в пробах на эту роль. Она честная, смелая, немного дикая.
Актеры Александра Бортич и Александр Робак на премьере фильма
У вас в «Проводнике» звездный состав актеров: Владимир Яглыч, Александр Робак – а кого они играют?
Да, у нас играют известные и хорошие артисты. Вы увидите их в необычных ролях. Робак, например, играет призрака. Сходите в кино, посмотрите.
Как шла подготовка к «Проводнику»?
Подготовка к фильму и сами съемки были полным адом. Как у нашей героини в фильме все болезненно и неоднозначно, так и у нас все проходило так же – мистика не покидала нас ни на секунду: по непонятным причинам все срывалось, переделывалось, отменялось.
А где снимали?
Съемки проходили в Москве и Подмосковье, под Тулой, несколько сцен снимали в усадьбе Знаменское-Садки в Битцевском парке, который известен реальной кровавой историей.
А какая сцена была самой сложной?
Они все были сложными. Все летает, все горит, все в крови… «Проводник» – это фильм-аттракцион. Но я думаю, что в эмоциональном плане самой сложной сценой для Александры Бортич была сцена в кровавой комнате. Она долгое время находилась там вся в крови, думаю, это было тяжело, хотя она этого не показывала. Кстати, чтобы снять сцену с залитой кровью комнатой, был построен специальный защитный бассейн, для которого потребовалось больше четырехсот литров пищевой крови.
В целом все сцены, где актерам надо было «летать», тоже были нелегкими – потому что к актеру прикреплялось специальное устройство, которое зажимает человека, и это некомфортно, даже больно, потому что оно впивается в тело, потом остаются синяки. Актеры через это прошли.
Смотрите хоррор «Проводник» в кинотеатрах с 29 ноября
Как вы сделали так, чтобы актеры «летали»?
А это секрет, рассказать который я уже не могу. Наша уникальная разработка.
Тяжело добиться мистической атмосферы в кадре?
Мы старались тщательно выстроить атмосферу фильма, создать свой, ни на что не похожий мир. Если вы обратите внимание, время и место действия «Проводника» невозможно определить. Что это за город? Это сегодня или вчера? Порт, чайки, старинные автомобили, мужчины в грубых свитерах. Мы специально подбирали автопарк с ретроавтомобилями, чтобы у всех были круглые фары. Офис полиции мы решили снимать в воскресной школе, чтобы получился неожиданный контраст, этакий сюрреализм. Заметьте, что на улицах города совсем нет людей, он всегда пустой, мы не использовали массовку намеренно, чтобы прибавить загадочности ленте. В «Проводнике» все осмысленно, все не просто так. Визуально мы ориентировались на жанр нуара: все эти туманы, темные улицы, неоновые вывески. Все это сопровождает музыка в стиле сериала «Очень странные дела». Лично мне хотелось сделать фильм так, чтобы казалось, будто он снят в 80-е, чтобы у зрителя возникало ощущение, будто он смотрит его в видеосалоне. Я сам вырос на тех фильмах, и мне хотелось хотя бы частично передать атмосферу тех лет.
За какими эмоциями зрителю стоит сходить в кино на «Проводника»?
Это неожиданная, уникальная картина. Так что, если хотите посмотреть что-то новое в принципе, «Проводник» для вас. Мне кажется, что ничего, подобного «Проводнику», в российском кино еще не было. «Проводник» – уникальный фильм еще и потому, что это умный хоррор. В нем есть глубинная история, которая выражается через жанр. И история эта знакома каждому человеку, поскольку у каждого есть скелет в шкафу, своя боль, которую он прячет. Мы никогда не знаем, что происходит внутри человека, что волнует его, что он переживает. Иногда это может быть пострашнее любого ночного кошмара. И это и есть хоррор, весь этот калейдоскоп чувств и эмоций выражается через его жанровые условности.
Интересные факты о фильме «Проводник»
- «Проводник» снимался почти полностью без использования компьютерных спецэффектов. Актеры исполняли трюки без дублеров.
- Для декорирования дома, в котором постоянно оказывается главная героиня, художники собрали и привезли на площадку пять грузовиков осенних листьев.
- Интерьер главного дома усадьбы Знаменское-Садки пришлось сильно изменить: были полностью перекрашены и «состарены» все стены, заколочены окна, появилось много предметов интерьера, даже создан целый коридор, который потом сожгли во время съемок сцены пожара.
- Сцены в полицейском участке снимались в бывшем подворье патриарха.
- Съемки проходили осенью, в фильме много натуры, но в тот год очень рано выпал снег. С этим обстоятельством бороться было бесполезно, и его решили использовать. В итоге страшный дом находится в совершенно особенном зимнем мире.
Фото: PR Агентство «Sarafan»