Иван И. Твердовский о роли полиции в фильме «Подбросы», ночных поездках и общественном транспорте
В широкий прокат 22 ноября вышел фильм, удостоившийся двух призов «Кинотавра» и кипы зарубежных наград, – драма «Подбросы». Новая картина одного из самых ярких и самобытных российских режиссеров Ивана И. Твердовского («Класс коррекции», «Зоология») рассказывает о парне из интерната с редким заболеванием – он не чувствует боли. Однажды его находит мать и вовлекает в преступную группировку – герой прыгает под машины, вымогая деньги у водителей… Накануне премьеры Tricolor TV Magazine узнал у режиссера и сценариста, 29-летнего обладателя премий «Ника», «Золотой орел» и «Кинотавр» Ивана И. Твердовского о том, как общение с российской полицией вдохновило его на создание двух масштабных фильмов.
Художественный фильм «Подбросы» разоблачает одну из самых известных полицейских подстав
Иван, как родилась эта необычная идея – снять фильм про людей, которых подкидывают под колеса?
Я очень долго, около четырех с половиной лет, занимаюсь большим документальным проектом про российскую полицию – «Сегодня на дорогах будет туман». В процессе создания этого фильма я услышал одну реальную историю, где полицейский использовал подростков для провокаций на дорогах, а потом вымогал у водителей деньги. Когда я о ней узнал, мне показалось, что для нашей российской действительности это уникальная история – где-то в другом месте такое представить довольно сложно. Для полицейского это норма жизни в той действительности, в которой он живет. Я понял, что это хороший старт для художественного фильма.
Что мешает выпустить этот документальный фильм про российскую полицию? Картина готова?
На данный момент снято очень много материала о нашей полиции, получилась очень объемная картина, и мы ищем партнеров для постпродакшена. Но конкретно сейчас я не готов выпустить фильм в свет, так как в картине снялись живые люди, настоящие полицейские, у которых есть семьи, есть должности… После выхода фильма в свет в лучшем случае они могут потерять свою работу, потому что в ленте сказано очень много откровенных и даже подсудных вещей про нашу полицию. Люди, можно сказать, доверили мне свои жизни, и у меня нет морального права сейчас подвергать их опасности, не могу позволить себе подставить своих героев. Я жду некой безопасной ситуации, при которой фильм мог бы выйти. Некоторые вещи будем проверять – вскоре выпустим мультимедийную выставку про российскую полицию. Это своего рода попытка провести анализ того, что происходит.
А почему вы в принципе взялись за фильм про полицейских?
У меня был старый автомобиль «Субару», и так как я веду ночной образ жизни, то сотрудники ДПС меня все время останавливали, постоянно продували, возили сдавать анализы. В какой-то момент я понял, что очень много времени своей жизни провожу с сотрудниками полиции – даже с родными я встречаюсь реже, чем с ними. При этом я начал видеть другую сторону их работы, когда они действительно спасают людей, а счет идет на минуты. Полицейские начали мне рассказывать какие-то свои истории. И мне просто стало интересно, что это за люди. Мне захотелось нырнуть в эту жизнь, и я начал снимать.
Наталья Мокрицкая, Денис Власенко, Иван Твердовский, Анна Слю, Данил Стеклов на предпремьерном показе фильма
Не боитесь, что вам, как героям «Подбросов», тоже как-нибудь «подкинут» человека под колеса автомобиля?
Нет, этого я не боюсь. Ситуация с общественным транспортом у нас улучшилась, поэтому я перестал ездить за рулем.
А негативной реакции на «Подбросы» со стороны правоохранительных органов не боитесь?
Недокументальное кино спасает тем, что к нему не придраться. Можно сказать: это же игровое кино, так не бывает, режиссер сошел с ума, а актеры просто играют выдуманные роли. Выпустить художественный фильм не так опасно, как документальный.
Как долго искали финансирование для фильма «Подбросы»?
Мы начали представлять эту историю на питчингах, пока я около года писал сценарий. Прошли отбор на конкурс в рамках Роттердамского кинофестиваля, где искали партнеров. Получили поддержку на препродакшен от фонда Eurimages, после чего нашли партнеров по ко-продукции – компании из Литвы, Ирландии и Франции. Все вместе подались в Eurimages, получили поддержку от них, затем – финансирование от нашего Министерства культуры и Литовского кинофонда. Вот все наши источники финансирования.
В голове не укладывается, что Минкульт поддержал фильм с таким сюжетом… Как у вас это вышло?
Это самый популярный вопрос всех интервью и встреч со зрителями. Все удивляются. А я всем рассказываю, что при том, что можно бесконечно говорить о том, что происходит с нашим Министерством культуры, у нас все равно остался инструмент финансовой поддержки авторского кино. То есть министерство не всегда поддерживает только патриотический контент. Существует экспертная комиссия наших коллег – режиссеров, актеров, продюсеров, перед которыми происходит очная защита проектов. И если все проголосовали за тот или иной проект, то даже министр культуры не в силах изменить их выбор.
В широкий прокат фильм Ивана И. Твердовского вышел сегодня, 22 ноября
В итоге мы видим на экранах достаточно много откровенных картин – например, недавно вышли в прокат «Кислота» Саши Горчилина, «Человек, который всех удивил» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Это фильмы, созданные при поддержке Министерства культуры.
Насколько зарубежным партнерам был важен интернациональный контекст фильма – то, что это лента про своеобразного супергероя?
Им в первую очередь было интересно то, что это лента о российской действительности, хоть и условной, немного комиксовой, но все-таки о реальности про нас, здесь и сейчас. Мы ведь этого не скрываем – картина снята на русском языке, в России.
«Зоологию» вы писали специально для актрисы Натальи Павленковой. А как искали актеров на этот раз? Как нашли Анну Слю, Дениса Власенко?
В этом фильме изначально не было мыслей о конкретных актерах – мы проводили традиционный кастинг. Был долгий процесс отбора. Денис Власенко (исполнитель главной роли в фильме «Подбросы». – Ред.) пришел одним из первых и сказал: «Привет, меня, как и героя твоего фильма, зовут Денис. Я люблю твои фильмы, хочу у тебя сниматься». В принципе, по трем сказанным им фразам были очевидны его бешеное обаяние и чистота. Когда он проявил себя профессионально, все вопросы отпали. Так же и с Анной Слю (исполнительница главной женской роли фильма «Подбросы». – Ред.) все стало ясно на первых же пробах.
В саундтреке «Подбросов» звучат Иван Дорн, певица Луна. Как вы их выбирали?
Кристина с Иваном очень помогли, потому что дали свою музыку для фильма практически бесплатно. Я искал композиции, которые соотносятся с моими героями, и то, что делают Иван и Кристина, очень подошло к их характерам.