Создатели фильма «Человек, который удивил всех» о необычной роли Евгения Цыганова, восприятии картины, критиках и наградах
В отечественный прокат вышел фильм – победитель Венецианского кинофестиваля – российская картина «Человек, который удивил всех» с Евгением Цыгановым в главной роли. Критики уже назвали актерскую работу в этом фильме самой смелой, сильной и бескомпромиссной в фильмографии Цыганова. Его герой – сибирский егерь, образцовый семьянин, гордый человек, уважаемый во всем поселке. Когда он узнает, что неизлечимо болен, и когда в борьбе с болезнью не помогают ни традиционная медицина, ни шаманское колдовство, Егор решается на отчаянный шаг – пытается полностью изменить свою личность, чтобы обмануть приближающуюся смерть, как это сделал селезень Жамба, герой древнего сибирского эпоса. Егор решается стать женщиной…
На премьере фильма в Санкт-Петербурге режиссеры и авторы ленты, супруги Наташа Меркулова и Алексей Чупов («Интимные места»), рассказали подробности создания нашумевшего за границей российского фильма.
Съемочная группа фильма «Человек, который удивил всех» на премьере в Санкт-Петербурге
Расскажите, как родилась эта необычная история?
Наталья Меркулова: Я родом из сибирской деревни. Когда-то очень давно я услышала историю про то, как мужчина пытался таким нестандартным образом – превращаясь в женщину – вылечиться. Чем его история закончилась, я не знаю, это было очень давно, еще в советское время. Мне ее рассказывали как реальную. Потом я о ней забыла, а затем вспомнила и рассказала Алеше (Алексею Чупову, соавтору фильма. – Ред.) – он сказал, какого черта мы еще не написали сценарий?! Мы много работали над тем, чтобы из этой истории получились сценарий и кино.
А какие еще мифы лежат в основе этой истории?
Алексей Чупов: Мы искали много источников, касающихся каких-то попыток героя обмануть смерть. Это, например, древнегреческий миф о Сизифе. Или в нашей русской мифологии есть апокриф про воина, который пытался не подчиниться смерти. Из кинореференсов – это, конечно же, «Седьмая печать». Рассказы братьев Гримм – источников было много.
Как Евгений Цыганов появился в этой картине?
Наталья Меркулова: Женя возник не сразу, мы старались вообще в его сторону не смотреть, так как он очень востребованный актер, и мы понимали, что уехать на 32 смены с нами в экспедицию в Тверскую область – это была бы супербольшая проблема для актера такого уровня, потому что у него тотальная занятость. Я отправила ему на электронную почту сценарий, и он месяца через четыре мне перезвонил со словами: «Что ты мне не звонишь? На встречу не зовешь?» А мы к этому времени уже полгода искали актера. Мы с Лешей подхватились, побежали к нему в театр, поговорили. Женя сразу очень глубоко разобрал сценарий, произвел на нас невероятное впечатление. Мы уехали от него в полнейшем восторге. Но после этого, когда мы успокоились, мы подумали и начали бояться того, что он будет на нас как-то давить, раз он имеет на нас такое сильное влияние. И подумали, что нет, наверное, это не Евгений Цыганов. Тогда Женя еще через два месяца позвонил и сказал: «Какого черта вы мне не звоните?» И мы поняли, что это судьба, это наш герой.
Критики уже называют эту роль в карьере Евгения самой сильной. В кадре ему приходится много молчать. Были ли такие дубли, где у него не по сценарию вырывались какие-то слова во второй части фильма?
Нет, этого и не могло быть. Я вспоминаю слова Андрея Звягинцева. Он посмотрел наш фильм еще до премьеры, и ему очень понравилось, что появился такой персонаж, как наш главный герой, – молчун. По словам Андрея, он давно не встречал таких героев в кино, и ему это очень понравилось. Мы об этом не задумывались, у нас на интуитивном уровне было понятно, что герой после перевоплощения не может больше говорить, это обет молчания, который им был дан.
«Человек, который удивил всех» стартовал в прокате 25 октября
Актриса Наталья Кудряшова, сыгравшая супругу главного героя, получила приз за лучшую женскую роль в программе «Горизонты» 75-го Венецианского кинофестиваля. Но почему же Евгению не дали никакого приза?
Наталья Меркулова: Мы бы дали Жене все награды мира! И мы уверены, что у нас все награды еще впереди, у фильма ведь только началась жизнь. Не умаляя нисколько талант Наташи Кудряшовой, скажу со слов сопродюсера нашего фильма Александра Роднянского. Каким образом раздаются призы? Их немного, и в конкурсе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля, например, одному фильму дается только одна награда. Александр Роднянский нам сказал: «Воспринимайте этот приз как приз фильму». Хотя мы все в диком восторге от Наташи и того, что она делала на площадке, это была настоящая магия! Наташа заслужила этот приз, но мы как-то все равно вместе присвоили его себе.
А в чем для вас главный посыл фильма?
Наталья Меркулова: У нас есть общее понимание замысла фильма: это история про то, как далеко человек может зайти в битве со смертью. Но у каждого автора есть еще и свой «подзаголовок» к такому большому названию. Для меня это также история про право на молчание и право на собственную тайну. За право высказаться многие борются, а для меня важна другая категория – право на молчание.
Алексей Чупов: Для меня этот «подзаголовок» – любовь. Конечно, это про любовь как высшую форму терпимости. А также мысль о том, что вся наша жизнь – битва со смертью, мы кидаем вызов смерти самим фактом своей жизни.
Некоторые зрители пишут, что смысл в том, что герой наконец-то стал собой, поэтому остался жив. Но вы категорически против такой трактовки, верно?
Да, фильм воспринимают по-разному. В Венеции была очень разная пресса. Например, кому-то не хватило в картине борьбы за гей-права. Но мы не снимали гей-муви, правда, это кино не об этом! Конечно, когда ты надеваешь на мужчину платье и красишь ему губы, это сбивает, это определенный визуальный код, ничего не поделать. Но мы отошли от агрессивной сексуальности. Чтобы не свалиться в пошлую историю, мы убрали парик, явный макияж, оставили только внешние атрибуты, через которые персонаж идет путем по изменению своей личности. Также это не медицинское кино, не рецепт от рака, не призыв к действию, это просто наша история о человеке, который очень хотел жить.