Общественность в шоке: самые скандальные выставки
Не затихает обсуждение скандальной выставки Джока Стерджеса, который десятки лет фотографирует нудистов – в том числе, несовершеннолетних. После пикета, который устроила организация «Офицеры России», и требования сенатора Елены Мизулиной организаторы закрыли выставку, а в интернете все еще тлеет, считать ли такие фото артом или подсудной непристойностью. Случались бурления мнений и похлеще, а реакция властей – жестче. В этой подборке мы специально сконцентрировались на выставках, а не на перформансах и прочих проявлениях совриска – резонансные примеры и так слишком на слуху.
«МИР ТЕЛА»
Профессор анатомии Гюнтер фон Хагенс получил прозвище «Доктор Смерть», когда открыл способ надолго сохранять человеческие ткани – методом пластинации он обработал сотни трупов и отправил их в путешествие по миру, назвав выставку «Мир тела». Будучи медиком и атеистом, Хагенс преследовал познавательные и философские цели – показать хрупкость человеческого тела, научить бережно с ним обращаться. И хоть изначально опыты ученого оплачивало правительство ФРГ, когда он поставил свой метод на коммерческие рельсы, против «надругательства над трупами» тут же выступил Минобразования и представители церкви Германии – суд дело решил в пользу Хагенса, потому что все экспонаты при жизни дали нотариально заверенное согласие быть выставленными. Таким же образом он отметал обвинения газет и групп ученых в том, что ему нелегально доставляют тела казненных китайцев и сибирских бомжей. Особенно отметилась израильская газета «Эхо Хайфы» с трогательным рассказом о том, как посетительница выставки узнала в одном из экспонатов прежнюю любовь: Анатолий, отбывавший срок за бродяжничество, держал в руках печень, пораженную циррозом, а на причинном месте красовалась татуировка «Марина».
ICONS
В своем проекте галерист Марат Гельман коснулся слишком тонкой темы – современного облика христианства. И вполне понятно, что воспроизведение, например, сюжета тайной вечери людьми с синдромом Дауна может кому-то не понравиться. И хоть Гельман активно открещивался от иконоборства, последовали скандалы на открытиях выставки по стране. В Краснодаре больше ста человек с иконами и нагайками устроили у входа митинг, напутствованные местной епархией, а в Петербург «Иконы» доехали со второго раза – сначала под давлением некого «Профсоюза граждан России» выставку отменил сам галерист. Во второй раз все прошло гладко: на открытии присутствовал губернатор, активисты у входа топтались с прогрессивными плакатами и даже РПЦ не усмотрела в экспонатах крамолы. И все равно через пару месяцев Госдума приняла закон об оскорблении чувств верующих.
«ДЖЕЙК И ДИНОС ЧЕЛМЕНЫ. КОНЕЦ ВЕСЕЛЬЯ»
Кто-то после посещения музея ищет, где бы выпить кофе с пирожным – кто-то спешит настрочить донос. Пресса загодя предупредила, что в «Эрмитаже» выставят неоднозначную инсталляцию, где ужас войны передан в виде гиньоля с участием игрушечных нацистов с выпущенными кишками и отрубленными головами. Вскоре в прокуратуру поступило 117 жалоб от граждан, которые заметили посреди кровавой сцены распятого Рональда Макдональда, и люди в голубой форме нагрянули в гости к Михаилу Пиотровскому. Директор музея позже прокомментировал инцидент: «Искусство это или не искусство – решает музей. Диктовать нам правила таким уличным способом нельзя». А сами британские художники на обвинения в экстремизме ответили однозначным: «В Россию больше ни ногой».
АНДРЕС СЕРРАНО. PISS CHRIST
Фотография дешевого пластикового распятия в стакане мочи фотографа просто не могла оставить равнодушными христианских активистов и политиков. По требованию двоих сенаторов фотограф лишился правительственного гранта после выставки в Нью-Йорке в 1989 году – Серрано удостоился даже нескольких писем с угрозами жизни. Архиепископ Мельбурна требовал от властей прикрыть ретроспективу Серрано в Национальной галерее Виктории, а когда это не удалось, пара молодчиков попыталась разбить стекло, под которым покоилась фотография, молотком. В авиньонской Галерее Ламберта фотографию повредили без надежды на восстановление – разумеется, негативы у фотографа сохранились, и последний скандал разразился после нью-йоркской выставки 2012 года, когда несколько сенаторов и религиозных групп направили требования Бараку Обаме осудить фотографию, как прежде он высочайше осудил антиисламский фильм «Невинность мусульман». Продолжение следует.
«ПРОСТИТУЦИЯ»
До того как придумать со своей группой Throbbing Gristle стиль индастриал, сколотить полувоенную организацию и пришить себе сиськи, британский артист Дженесис Пи-Орридж организовал перформанс-коллектив COUM и добился гранта в полторы тысячи фунтов от Британского совета. На эти деньги он провел несколько шоу и выставок в 1974-76 годах – самой резонансной оказалась Prostitution, где были выставлены использованные тампоны и порнографические фото подружки Дженесиса Кози Фанни Тутти, а среди посетителей прохаживались реальные проститутки. И хоть представители властей еще не видели, как сладкая парочка устраивает перформансы с двусторонним дилдо и клизмой с кровью, вопрос о государственном финансировании подобных арт-проектов был вынесен на обсуждение в Британском парламенте, где сэр Николас Фербэрн призвал к ответу министра культуры и провозгласил Орриджа и Тутти «уничтожителями цивилизации».