Наверх
528

Мир искусства сегодня переживает невероятную трансформацию. Цифровые технологии открыли перед художниками новые горизонты, позволив им творить в невообразимых ранее форматах. Эксперты прошедшего недавно «Портал.ФОРУМ-а» в рамках фестиваля «Портал 2030–2050» помогли погрузиться в захватывающий мир цифрового искусства и рассказали о самых передовых технологиях и ярких тенденциях.

ЧТО ТЫ ТАКОЕ, ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО?

Цифровое искусство в общем смысле, то, что создано при использовании новых технологий и распространяется через цифровые каналы. Его ключевая особенность – легкость дистрибуции: количество цифровых копий неограничено, и контент распространяется через соцсети максимально широко.

Фестиваль «Портал 2030-2050»

Телегид TV Mag – информационный партнер фестиваля «Портал 2030–2050»

Цифровое искусство очень часто отличается возможностью использования интерактива. К примеру, современные фиджитал-парки, где есть физические объекты и туда проецируется цифровой контент через экран, мэппинг или физические тактильные элементы: стилизованные тач-панели, где контент может быть просто красивой графикой, а может быть адаптирован под тематику. Если это детский парк, то это могут быть персонажи мультфильмов.

фестиваль «Портал 2030-2050»
фестиваль «Портал 2030-2050»

На недавно прошедшем фестивале «Портал 2030–2050», гости могли заглянуть в будущее через ОКО – интерактивный арт-объект, который снимал посетителей и переносил в новое окружение футуристичного мегаполиса.


«Если мы говорим про искусство, которое создано с использованием цифровых технологий, его спектр огромен. Например, видеоигры можно отнести к цифровому искусству, потому что это, по сути, интерактивное аудиовизуальное произведение со своим сюжетом и совершенно особенным способом повествования через игровые механики. Соответственно, цифровое искусство имеет очень широкий смысл через новые способы создания пользовательского опыта. Особенно за счет свободы от правил физического мира, которую дают цифровые инструменты»

Алексей Каленчук,
директор, руководитель направления цифровых креативных индустрий Фонда «Сколково»

НЕ ТОЛЬКО ВИДЕОИГРЫ

Как оно отличается от привычного нам искусства? В первую очередь, крайней свободой и гибкостью того, что с ним можно сделать. С точки зрения искусства, видеоигры – это новый уникальный способ рассказывать истории, погружающие игрока в некий мир, в некую историю не только за счет рассказа, но и возможности взаимодействия. Если говорить про рисование в виртуальной реальности, например при помощи продукта Open Brush, то это позволяет совершенно по-другому подходить к визуализации. Рисование превращается в скульптуру, в то, что ты начинаешь воспринимать некую картину в объемном формате, как будто бы рисуя 3D-ручкой в воздухе. Это позволяет легко менять масштабы и ракурсы. При помощи интерактивных сценариев, можно менять привычные нам параметры, гравитацию например, и то, с чем мы вообще никогда не могли бы столкнуться в физическом мире. Эта бескрайняя свобода присуща цифровому искусству.

фестиваль «Портал 2030-2050»
фестиваль «Портал 2030-2050»

Технологии, которые помогают художникам создавать цифровое искусство, – это, в первую очередь, VR- и иммерсивные технологии и, безусловно, игровые движки и игровой инструментарий разработки, потому что они позволяют создавать разные интерактивные сущности. Несомненно, огромный пласт сейчас в генеративных технологиях – это генерация видеороликов и картинок. Они снижают порог входа в такое искусство для людей, которые могут не обладать нужными навыками. Например, креатор, креативный директор или продакт-менеджер способен придумать нечто оригинальное, необычное, но нарисовать самостоятельно он не может, в таком случае инструментарий нейросетей поможет ему сделать видеоролик, картинку или ремейк какой-либо картинки.


«Видите ли, природа художника состоит в том, что сначала у него первично есть замысел, мысль, концепт, идея, а потом он уже думает, какими средствами ему этот замысел реализовать. Вот поэтому, скорее бы, я сказала технологии не помогают, а вдохновляют»

Ирина Колосова,
учредитель Института арт бизнеса и антиквариата

Есть стереотип, что цифровое искусство может быть бездушным, но это далеко не так. Оно бывает даже еще более эмоциональным, чем традиционное, за счет свободы, которую она дает творцу. Только представьте: с цифровым искусством мы можем переместить человека в центр фейерверка или другое невероятные условия. Именно это очень сильно влияет на эмоциональную систему человека и заставляет нас чувствовать.

ЗА НИМ БУДУЩЕЕ

Цифровое искусство через 10 лет будет более иммерсивным и генеративным, потому что технологии VR и AR, а также нейросети очень быстро развиваются. 2024 год станет годом генеративного видео, а следующий будет годом 3D, как говорят эксперты.


«Мы ожидаем, что цифровое искусство будет более упорядочено с правовой точки зрения. Ожидается, что в масштабе экспоненциально увеличивающегося объема мультимодального контента будут появляться новые поколения алгоритмов рекомендаций и фильтрации – своего рода автоматический критик искусства, который будет выбирать только то искусство, которое максимально нравится конкретному пользователю. Также будет сильнее стираться грань между создателем идеи и ремесленником. Технологии позволяют снизить роль ремесленников и усилить тех, кто готов создавать оригинальные творческие идеи»

Алексей Каленчук,
директор, руководитель направления цифровых креативных индустрий Фонда «Сколково»

фестиваль «Портал 2030-2050»
фестиваль «Портал 2030-2050»

“Если это искусство, значит, оно пройдет испытание временем. Попадет в музей через коллекционеров. Это высшая инстанция того, что это произведение. Там это будет в научном архиве, а специально обученные люди в музеях подготовят эти произведения для того, чтобы через 10 лет можно было бы увидеть искусство в движении, в динамике или увидеть видеоряд, который покажет, как это было 10 лет назад. Цифровое искусство может быть таким же эмоциональным, как традиционное. Художественный образ, который вызывает у огромного количества людей эмоциональный отклик – это и есть сила искусства”

Ирина Колосова,
учредитель Института арт бизнеса и антиквариата

Фото: пресс-служба Фестиваля


Фото автора.
Журналист TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.