Наверх
152

Пьеса Михаила Зуева «Зеленая зона», написанная в конце 80-х, стала феноменом в театральной жизни. Постановки по этому произведению идут во множестве театров России. Спектакль Новосибирского городского драматического театра в постановке художественного руководителя Сергея Афанасьева вошел в «Золотой фонд театральных постановок России» – крупнейший театральный проект, приуроченный к празднованию 150-летия Союза театральных деятелей Российской Федерации. Вскоре «Триколор» покажет его экранизацию на своих онлайн-ресурсах.

Мы расскажем подробнее о бытовых реалиях времени действия пьесы, чтобы каждый зритель смог лучше понять героев.

Пьеса Михаила Зуева была опубликована в 1993 году в журнале «Современная драматургия» под названием «Зеленая улица». В ней переплетаются бытовые зарисовки историй нескольких семей, психологический параллелизм героев, их судеб и взглядов на мир, а сплетение ситуаций создает ощущение замкнутого круга. Каждый видит в пьесе собственные смыслы. Произведение рассказывает историю людей, чьи судьбы переплелись настолько тесно, что они стали по-настоящему одной семьей. События разворачиваются в 50-х годах XX века среди скромных стен старого барака. Будни его обитателей наполнены общими заботами, маленькими радостями и надеждами, но главное, что объединяет всех, –это ожидание скорого переселения в новую пятиэтажку.

Этот переезд становится для героев не просто сменой места жительства, а настоящим рубежом, символом грядущих перемен, которые коснутся не только быта, но и их внутреннего мира. В преддверии новой жизни каждый задумывается о прошлом и будущем, о том, что придется оставить позади и что обрести. История барака и его жителей – это рассказ о времени, памяти и надежде, о том, как внешние изменения ведут за собой глубокие внутренние преобразования.

Чтобы глубже понять конфликты и мотивы героев пьесы, важно обратиться к бытовым реалиям эпохи – условиям жизни в коммуналках и новых пятиэтажках, дефициту, социальным ожиданиям. Культурный контекст того времени отражает переход от послевоенной строгости к надеждам на перемены, что напрямую влияло на мироощущение людей.

«А вот вторую пятиэтажку сдадут, нас в нее и переселят»

Место действия пьесы – бараки. Эти скромные временные сооружения стали настоящими символами трудового подъема и послевоенного восстановления. Возведенные в сжатые сроки из того, что было, они давали кров тысячам рабочих, строивших после войны новые промышленные объекты, города и жизнь страны. Жизнь в них была суровой: тесные комнаты с печным отоплением, отсутствие водопровода и канализации, уличные туалеты и колонки с водой стали повседневной реальностью для целых поколений.

Эпоха бараков постепенно уступила место масштабной жилищной программе. На смену аскетичным строениям пришли знаменитые пятиэтажки – проект, который кардинально изменил представления о комфорте. Благодаря типовым проектам и индустриальным методам строительства миллионы людей впервые получили отдельное жилье с базовыми удобствами. Это был не просто строительный прорыв, а настоящая социальная революция, навсегда изменившая облик городов и качество жизни советских граждан.

Широка страна моя родная

Песня о Родине стала символом столкновения двух мировоззрений, в результате которого разворачивается конфликт поколений.

С одной стороны – фронтовик, переживший войну и контузию. Для него строки этой песни становятся символом патриотических чувств и несокрушимой веры в идеалы. Второй –  представитель поколения, выросшего в мирное время. У этого поколения абсолютно отличное восприятие патриотических символов. Для него коверканье слов песни в неуважительном пошловатом характере является допустимым способом самовыражения. А между тем сама песня рождалась в муках – поэт Лебедев-Кумач и композитор Дунаевский создали 35 неудачных вариантов, прежде чем найти идеальное сочетание текста и музыки. Лишь тридцать шестая версия, написанная для фильма «Цирк», покорила съемочную группу и навсегда вошла в историю советской культуры.

Советская кинолента «Цирк» добиралась до отдаленных уголков страны месяцами – с задержками в печати копий и их распределении. Однако песня о Родине, начинавшаяся со слов: «Широка страна моя родная», с первых дней зазвучала в радиоэфире. Год спустя после столичной премьеры молодежь уральского прииска «Журавлик», уже зная наизусть строки, увидела фильм и написала на «Мосфильм»: «Вы правильно сделали, что взяли народную песню». Эти слова стали высшей наградой для авторов».

Духи «Красная Москва»

Для каждого, кто жил во времена Советского Союза, эти духи были символом статуса.

В контексте спектакля духи играют свою роль. Они выступают важным символом, имеющим двойственное значение для разных персонажей: для одной героини – это элемент повседневности. Для нее «Красная Москва» – метафора несчастливого замужества. Для другой – символ взросления. Подаренный флакон духов от юного ухажера воспринимается ею как предвестник прекрасного будущего.

Так духи «Красная Москва» в пьесе выступают многогранным символом, отражающим как социальные различия, так и личные надежды персонажей на лучшее будущее.

Радиоспектакль

В послевоенные годы, когда измученная страна остро нуждалась не только в хлебе, но и в духовной пище, именно радиотеатр стал настоящим спасением. Он предлагал доступное искусство, которое проникало в каждый дом, становясь окном в другой мир. Для многих артистов, не нашедших себя на большой сцене, микрофон открыл второе дыхание – их голоса, звучавшие в эфире, узнала и полюбила вся страна.

Режиссер Сергей Афанасьев интегрировал этот символ эпохи в свою постановку. Спектакль начинается с многослойной метафоры. На авансцене устанавливается микрофон 1950-х годов. Так режиссер воплотил сложную систему двойного перевоплощения: в студии записывается радиоспектакль. Актеры новосибирского театра играют самих себя, которые, в свою очередь, исполняют роли обитателей барака. Микрофон здесь становится многозначным символом – это и олицетворение незримой власти, и чуткое ухо эпохи, вслушивающееся в частные истории простых людей.

Благодаря проекту «Золотой фонд театральных постановок России» у зрителей всей страны появится возможность познакомиться со спектаклем Новосибирского городского драматического театра в постановке художественного руководителя Сергея Афанасьева. Напомним, масштабный медиапроект приурочен к празднованию 150-летия Союза театральных деятелей Российской Федерации (СТД РФ). При поддержке компании «Триколор» будет создана библиотека экранизаций более чем 120 постановок, отобранных федеральной экспертной комиссией. Проект реализуется при поддержке Министерства культуры РФ, Президентского фонда культурных инициатив и Института развития интернета.

Съемки экранизации велись с помощью нескольких профессиональных камер, что позволило создать динамичный и многоплановый видеоряд. Этот подход дал возможность не просто зафиксировать спектакль, а создать эффект полноценного погружения в волшебный мир сказки, донеся до телезрителя всю магию живого театрального действа. Премьера экранизации пройдет 25 октября на странице «Триколор Кино и ТВ» в ВК.

Фото автора.
Журналист TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.